Социально-значимый проект "Семья-опора моя"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Потанина Валентина Алексеевна

Проект «Семья - опора моя» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни и уважительного отношения к своей семье учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya-opora_moya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Центр детства»

Социально-значимый проект

«Семья-опора моя»

 

                                                              Учитель начальных классов

                                                                                   Потанина В.А.

2016 год

 Социально-значимый проект «Семья –опора моя»

АВТОР ПРОЕКТА: Потанина В.А.

Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный. 

Участники проекта учителя, учащиеся и их родители.

Сроки реализации проекта с сентября 2016 года по июнь 2017 года.

Гипотеза если правильно организовать взаимодействие семьи и школы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Аннотация проекта

Проект «Семья-опора моя» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни и уважительного отношения к своей семье учащихся.

Актуальность  проекта

Актуальность данного проекта продиктована тем, в последние годы заметно падение популярности семейных отношений, как стиля поведения в обществе, ценности материнства и отцовства. Среди представителей молодого поколения популярно мнение о том, что семья как форма отношений изживает себя. Такое утверждение небезосновательно: действительно, из сознания молодого поколения плавно вытесняются ценности дружной, многодетной, многоколенной семьи. Они зачастую замещаются такими негативными проявлениями, как несдержанная эмоциональность, потребительство и т. д.

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в республике: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой  семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.

Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты анкетного опроса, проведенного среди обучающихся среднего и старшего звена школы на тему "Микроклимат моей семьи" не радуют. На вопрос: "Ежедневно ли в семье мы обмениваемся мыслями по вопросам семейной жизни, школьных делах, текущих происшествиях?" утвердительно ответили 72%  "нет"- 28% опрошенных; "Всей семьёй мы отдыхаем во время каникул" – 18% обучающихся ответили "да"; остальные 82% - "нет". И, как результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?" утвердительно ответили 72% обучающихся, 20%  ответили: "Не совсем"; 8% подростков – "Не устраивает".

С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.
Основные понятия проекта

Семья, семейное воспитание, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ценности
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Описание проблемы

Основой жизни любого ребенка является семья, и изучение ее традиций, умение правильно строить взаимоотношения с родственниками, осознание своего места в семье может способствовать воспитанию чувства ответственности и гордости за свою семью.

Цель проекта

 Пропаганда социального партнерства семьи и школы, повышения престижа социально благополучной счастливой семьи.

Формировать понятия «семьи» и роли семейных ценностей в становлении личности ребенка у обучающихся школы через участие в проекте « Семья».

Задачи проекта

 Способствовать интересу ребенка к истории своей семьи.

 Воспитывать чувство гордости и ответственности за свою семью.

 Заложить уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

Механизм реализации проекта

Для достижения цели необходимо осуществить:

1. создания проектных групп

2.составления плана мероприятий.  

3. итоговое  мероприятие -  конкурс « Счастливая семья»

Механизм проведения проекта: календарный план.

Этап

Срок

1

Формирование проектных групп (4)

1гр. исследователи «Кладовая мудрости»

2гр. хронологи « Лента времени»

3гр. «Семейные традиции»

4гр.историки «Генеалогическое древо»

сентябрь 2016

2

Составление плана проведения мероприятий

сентябрь 2016

3

Выполнение творческих заданий

сентябрь-март 2017

4

Чтение тематической художественной литературы и обсуждение прочитанного текста

 Февраль-апрель 2017

5

Работа творческой мастерской (изготовление подарков мамам и папам)

Февраль – март 2017

6

Конкурс рисунков "Я рисую свою семью..."

 Апрель 2017

7

Классные часы о семейных ценностях:

«Моя семья-моя радость»

«Семьёй дорожить – счастливым быть»,

« Откуда пришла моя фамилия»

Март-апрель 2017

9

Итоговое мероприятие - конкурс «Счастливая семья»

май – июнь 2017

1. Для успешной реализации проекта важным представляется проведение итогового мероприятия – конкурс  «Счастливые семейные истории».

2. В конкурсе участвуют фотографии семей с сопроводительным эссе,

поясняющим, почему автор считает эту семью счастливой. Заявку могут подать все желающие.

Ребята подобрали фотоматериалы из своих семейных альбомов, написали сопроводительные эссе, данная работа проводилась совместно с родителями. В период четвертой  четверти предусматривается  распространение  данных материалов в школе для голосования.  

4. Выбор производят учителя, учащиеся и родители школы, голосуя  и опуская заполненный бюллетень в специальные ящики.

     5. В результате будут выбраны 3 семьи, фотографии которых с

сопроводительным текстом будут размещены в виде  стикеров  в общественных местах, с более подробным рассказом об этих семьях.

Все семьи-участники проекта получат памятные сувениры.

Для реализации данного проекта будут задействованы учащиеся. Проект  позволит интересным и доступным языком рассказать о семейных ценностях, и, может быть, знакомство со счастливыми семейными историями для кого-то послужит толчком к осознанию того, что каждый может быть творцом своей счастливой семейной жизни.  

Ожидаемые результаты:

  • Повысится интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
  • Улучшатся взаимоотношения родителей и детей.
  • Изменятся  родительские позиции, установки,   семейные ценности.
  • Повысится социальное партнерство семьи и школы.
  • Формирование у учащихся  школы понятия « семья» и уважительного       отношения к ней;
  • Приобретение учащимися  школы социального опыта  взаимодействия в семье и классе;
  • Повышение мотивации учащихся к изучению традиций семьи.

Работа над проектом способствует:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и навыков родителей;
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместных видах деятельности.

Необходимые ресурсы для реализации проекта:

Кадровые ресурсы

  • Учителя
  • Родители
  • Педагоги доп. образования по ИЗО, музыке, хореограф.

Материально-технические ресурсы

1. Компьютер

2. Мультимедиапроектор.

3. Канцтовары.

4. Благодарственные письма.

Эффективность проекта.

  • В проекте задействованы все учащиеся  школы.
  • Срок реализации – сентябрь-май 2016-2017 уч. года.
  • Незначительные кадровые и материальные затраты.
  • Положительная динамика развития личности учащихся (диагностика).
  • Жизнеспособность проекта и возможность его широкого использования.

Отчёт

О реализации социально-значимого проекта

по духовно-нравственному воспитанию

 «Семья»

Этап

Срок

1

Формирование проектных групп (4)

1гр. исследователи «Кладовая мудрости»

2гр. хронологи « Лента времени»

3гр. «Семейные традиции»

4гр.историки «Генеалогическое древо»

сентябрь 2016

2

Составление плана проведения мероприятий

сентябрь 2016

3

Выполнение творческих заданий

сентябрь-март 2017

4

Чтение тематической художественной литературы и обсуждение прочитанного текста

 Февраль-апрель 2017

5

Работа творческой мастерской (изготовление подарков мамам и папам)

Февраль – март 2017

6

Конкурс рисунков "Я рисую свою семью..."

 Апрель 2017

7

Классные часы о семейных ценностях:

«Моя семья-моя радость»

«Семьёй дорожить – счастливым быть»,

« Откуда пришла моя фамилия»Мо м

Март-апрель 2017

9

Итоговое мероприятие - конкурс «Счастливая семья»

май – июнь 2017

1. Для успешной реализации проекта важным представляется проведение итогового мероприятия – конкурс  «Счастливые семейные истории».

2. В конкурсе использовали  фотографии семей с сопроводительным эссе,

поясняющим, почему автор считает эту семью счастливой. Заявку могли подать все желающие.

Ребята подобрали фотоматериалы из своих семейных альбомов, написали сопроводительные эссе, данная работа проводилась совместно с родителями. В период четвертой  четверти  распространялся  данный материал в школе для голосования.  

3. Выбор производили учителя, учащиеся и родители школы, голосуя  и опуская заполненный бюллетень в специальные ящики.

     4. В результате были выбраны 3 семьи-победительницы, фотографии которых с сопроводительным текстом были размещены в виде  стикеров  в общественных местах, с более подробным рассказом об этих семьях.

Все семьи-участники проекта получили памятные сувениры. Для реализации данного проекта были задействованы учащиеся школы. Проект  позволил интересным и доступным языком рассказать о семейных ценностях, со счастливыми семейными историями.

 

Результаты данного проекта были заслушаны на педагогическом совете школы в мае 2016 года. Было принято решение рекомендовать данный проект для реализации во внеурочной деятельности.

Директор МАОУ «Прогимназия «Центр детства»                           С.Г.Тышлек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

социально значимый проект Доброта спасёт мир

Социально-значимый проект «Доброта спасёт мир» В этом мире огромном, в котором живем я и ты,Не хватает тепла, не хватает людской добротыБудем вместе учиться друг друга беречь и любитьБудем ...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...