Социально-значимый проект Моё дерево
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

Кузнецова Ольга Александровна

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Мы живём в Саратове, город не считается экологически чистой зоной, о чём свидетельствует загазованность и местами очень скудная растительность. Наша задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Моё дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_derevo.doc117.5 КБ
Office presentation icon moe_derevo.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Моё дерево»

Введение

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Мы живём в Саратове, город не считается экологически чистой зоной, о чём свидетельствует загазованность и местами очень скудная растительность. Наша задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Моё дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.

Проводимый проект решает несколько основных задач: 
-развитие наблюдательности, внимания, критического мышления, экологического образования уч-ся;
-пробуждение любознательного и познавательного интереса уч-ся к природе родного края;
-привитие навыков самостоятельной работы;
-воспитание любви к растениям и выражение эмоциональных чувств в доступных видах творчества (рассказах, рисунках, эссе, стихах).

Исследования ученики проводят самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводится обсуждение заданий, методика наблюдений и обобщение полученных данных.

В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас повсюду, однако многие взрослые и дети не обращают на них внимания. Некоторые дети младшего возраста часто не воспринимают де ревья как живые объекты. А ведь дере во - прекрасный объект для наблюде ний.


Состав проектной группы – учащиеся и родители.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Тематическое поле – естественнонаучное направление.

Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда губим деревья?

Цели проекта: Выяснить, есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев? Изучить деревья своего края.

Задачи проекта. Выявить взаимосвязь между деревьями и человеком. Обобщить знания учащихся о де ревьях нашего края; Изучить ствол, кору; растения и животных, связанных с деревьями; Выяснить, какой вред человек на носит «зеленому другу»; Определить значение деревьев для человека. Развивать навыки исследовательской работы.  Воспитывать бе режное отношение к природе, ее обита телям. Оформить результаты исследования.

Цель работы над проектом: создать условия для осознания осмысления важности сохранения окружающей среды. Учить детей работе с научной литературой.

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап.
  1. -Беседа
  2. - Экскурсия
  3. - Объяснение задач проекта детям
  4. - Выбор объекта исследований
  5. - Имя дерева
  6. - Работа с родителями
  7. - Оформление паспорта дерева

2.Исследовательский этап (Исследовать строение дерева)

  1. - Знакомство с деревом
  2. - Изучение кроны, листьев
  3. - Изучение коры, ствола
  4. - Изучение цветков (соцветий)
  5. - Изучение корней
  6. - Изучение животных, связанных с деревом
  7. - Изучение почвы
  8. - Изучение снега
  9. - Изучение других видов осадков
  10. - Дополнительные задания
  11. - Практическая деятельность

3. Научный этап

  1. Экологическая акция.
  2. Собрать информацию о дереве.
  3. « Письмо от имени дерева» с рисунком.
  4. Сказки разных народов о деревьях
  5. Изучение животных, связанных с деревом

4. Исследовательский этап (исследовать окружающую местности, где живет ваше дерево)

  1. Изучение почвы
  2. Изучение снега
  3. Изучение других видов осадков

5. Обобщение материалов

  1. -Написание сочинений, рассказов, сказок, стихотворений.
  2. -Обсуждение результатов наблюдений.
  3. - Написание научных работ
  4. - Создание серии знаков
  5. - Изобразительное творчество
  6. - Музыкальные занятия
  7. - Праздники, часы общения.
  8. -Викторины.
  9. - Оформление буклетов, газет, печатных изданий
  10. - Презентации проектов
  11. - Изготовление поделок

    Первый этап – подготовительный.

Мы проводим экскурсию в осеннем лесу, беседу о красоте деревьев осенью, проводим родительское собрание, на котором познакомим родителей с целями и задачами данного проекта, убедим их в необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Экологический проект «Моё дерево» будет семейным проектом. Родители помогут ребенку выбрать дерево, расскажут историю его появления, помогут детям оформить специальный альбом.

Шаг 1.

Каждый ученик определяет объект исследования, выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном и безопасном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. (Большинство ребят выбирают деревья, которые растут во дворе дома или в саду дедушек и бабушек.) В результате, среди объектов наблюдений могут оказаться берёза, яблоня, вишня, рябина, сосна, ель, тополь.

На этапе побуждения нужно использовать ассоциации, т.к. они моментально включают в работу образное мышление детей. Затем попрошу выразить в своем творчестве, используя стратегию свободного письма, почему это дерево любимо вами.  В семье одного ребенка возможно посадила березку мама, когда дочь пошла в первый класс. Девочка сейчас редко видит маму, скучает, и встреча с берёзкой напоминает ей маму. А дедушка другого ребенка посадил вишню в тот год, когда внук сделал свои первые шаги.

Шаг 2.

Важной задачей работы в рамках проекта станет воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево – друг, ребёнок сам выбирет для него имя. Анализ детских работ покажет, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп.

Первая – обычные человеческие имена – Сёма, Алёнушка и т.п. Возможно, в этом случае детям захотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена как у них самих или у их друзей, т.к. дерево – друг.

Вторая группа имён - это придуманные слова, отражающие характеристику дерева «Великан», «Малышка», «Кудряшка».

В третьей группе – имена деревьев отражают их особенность «Вкусноплодка», «Белянка», «Пушистик», «Белоснежка».

Эта работа покажет, как собственные исследования позволили ребёнку взглянуть на привычное дерево по-новому.

Шаг3.
Оформление специального альбома «Моё дерево», в который ученики заносят результаты своих наблюдений в виде схем, таблиц, рисунков и т.д.

1.Хорошо ли ты знаешь своё дерево? У тебя есть руки, ноги, другие части тела. А какие части дерева можно выделить? Посмотри внимательно на своё дерево и ответь на этот вопрос. Подумай, какую роль играют в жизни дерева листья,   корни,   ствол, кора, почки?

2.Какой высоты твоё дерево? Оно выше или ниже тебя? Тоньше или толще? Стань рядом с деревом и сравни свой рост с ростом дерева. А если сравнить      рост дерева с ростом твоих родителей- кто из них выше? Есть ли рядом с твоим деревом другие деревья, которые выше (ниже) его? Спроси у взрослых, какова высота твоего дерева в метрах. Если не сможешь запиши приблизительную высоту дерева (например, «дерево в три раза выше меня» или «дерево в три раза выше меня» или «дерево ростом с меня «)

3. Какова «ширина» (диаметр) ствола твоего дерева? Сначала попробуй обхватить его двумя руками, Можешь ли ты сомкнуть руки вокруг дерева? Возьми верёвку и обмотай её кольцом вокруг дерева . Отметь на веревке фломастером место, где конец веревки соприкасается с началом. Приложи верёвку к линейке и посмотри, какая У неё длина. Величина, которую ты отметишь, и будет окружностью ствола твоего дерева; запиши эту цифру в тетрадь, указав число, месяц своих измерений.

4.У тебя есть знакомые, друзья, соседи. А у твоего дерева? Кто бегает рядом с ним, прилетает к нему? Внимательно посмотри вокруг и выясни это. Как ты думаешь, твоему дереву нравятся такие соседи? Запиши в тетрадь свои наблюдения.

5. Есть невдалеке от твоего дерева его родственники? Посмотри внимательно и найди его «маму», «папу»,  «дедушек» «сестрёнку», «братишек». Нарисуй их семейный портрет. Чем они все похожи? Где ты ещё встречал родственников своего дерева.

6. Есть ли у твоего дерева «детки» - маленькие деревца рядом с ним, его молодые побеги (обычно идущие от ствола)? Сколько их? Они малыши или подростки? Нарисуй их в тетради и дай им имена.

7. Выясни растут ли   такие деревья в твоем крае, или твоё дерево «пришелец» из других регионов. Откуда?        

Второй этап – исследовательский (исследовать строение дерева)

Шаг 1. «Знакомство с деревом».
а. Предлагаю нарисовать своё дерево.
б. Выполним творческую работу «По словесному портрету ты скажи мне, что же это». Составим загадки о деревьях.
Например: Красные, сладкие фонарики на ветвях висят. Весной слезы проливает, на ветках летом серьги носит, а ствол белый.

Вот мой старый друг стоит.
Мимо тут скворец летит.
Хоть мой друг всегда молчит,
Но друзей он веселит.

Шаг 2. «Изучение коры, ствола дерева».

1. найди место, где ствол дерева шире/уже  всего;

2. Погладь кору. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

3. Понюхай кору, что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

4. Есть ли дупла? Может ли кто-нибудь жить в них?

5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Сколько их: много или мало? Рассмотри их внимательно и нарисуй в тетради.

6. Есть ли на стволе дерева какие-нибудь грибы?

7. Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для березового сока и т.п. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?

 Составить лист наблюдения, со своим комментарием, ответив на вопросы:
Дневник двойной записи ребёнка.
Наблюдение Комментарий 
1. Ствол шире у основания.
2.Кора холодная, шершавая, твёрдая,
сухая.
3.Есть трещины. Я думаю, чем ближе к корню, тем больше питательных веществ.
Потому что зима.
Вяз старый на улице под снегом и дождем верхний слой коры отмирает, как у человека кожа.
В трещинах живет много жучков и даже есть муравейник.
Работа другого ребёнка.
Наблюдение Комментарий
1.В нижней части дерево шире.
2.Кора дерева шершавая.
3.Трещины есть.
Там расположены корни.
Дерево старое и кора трескается.
Туда селятся насекомые.

Шаг 3. Изучение цветков (соцветий)

1. Отметь время появления первых почек, из которых потом вырастут цветы. Похожи они на почки, из которых появляются листья или нет? Чем они похожи и чем отличаются? Зарисуй особенности этой почки, её внешний вид.

2. Отметь время появления на дереве: а) первого цветка, б) когда все цветки распустились, в) когда цветки стали увядать.

Шаг 4. Изучение кроны, листьев

1. Как ты считаешь, у твоего дерева много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Обоснуй свою точку зрения.

2. В солнечный день возьми лист бумаги (чем больше лист, тем лучше) и встань под деревом. Много ли солнечных пятен на твоём листе? Или он весь оказался в тени? Заштрихуй затененные участки бумаги. Вот ты и получил «кусочек» тени своего дерева. Рассмотри его внимательно. Можно ли назвать твоё дерево тенистым? Или у него ажурная крона?

3. Движется ли тень твоего дерева? В солнечный утром отметь контур тени своего дерева (обведи его на земле палкой или оконтурь веревкой). В течение дня следи, как изменяется контур тени, отмечай его движение на земле. Как ты думаешь, почему тень движется?

4. В жаркий день постой несколько минут на открытом месте, а потом спрячься в тени своего дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где выше температура - под деревом или на открытом месте? Где больше солнечных лучей? Постой в тени других деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца?  

5. Исследуй листья твоего дерева: погладь листочек руками сначала сверху, а потом снизу. Какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твёрдый, мягкий? Закрой глаза, когда гладишь листочек. Что ты чувствуешь? Представь, что ты гладишь не лист, а животное. Какое животное это могло бы быть? Если на листочке есть волоски, рассмотри их в лупу.

6. Аккуратно потрогай кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твёрдый? Проведи пальчиком по окружности листа. Какой у него край: ровный, с зубчиками и выемками? С чем можно сравнить листок по форме? Нарисуй в тетради квадрат и круг приблизительно такого же размера, как твой лист. Положи поочерёдно на них лист. Куда лучше всего помещается лист? Возможно, он вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Тогда на что? Нарисуй лист в тетради.

7. Как прикрепляется лист к ветке? Внимательно рассмотри его черешок. Какой он: округлый или плоский, где он шире - у основания листа или ближе к ветке? Нарисуй его.

8.  На листе должны быть особенные линии - жилки. Проведи по ним пальчиком. Нарисуй их на листке в тетради. Возьми листок другого дерева (другого вида) и сравни, как расположены у них жилки: одинаково или нет. В чём разница?

9. Какого цвета твой лист? Светло-зелёный, тёмно-зелёный, есть ли на нём пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья на дереве одинакового зелёного цвета? Или их цвет отличается по оттенкам?

10. Аккуратно разотри в руках небольшой кусочек листа. Чем он пахнет?

11. Сравни цвет, форму своего листа и листьев других деревьев. Чем они похожи и чем непохожи?

12. Есть ли следы погрызов на листьях? Какие насекомые это могли сделать? Попытайся обнаружить их на дереве.

13. Сравни размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней (если это возможно), б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметь, есть ли у них различия, какие из них более крупные?

14. Отметь дату появления первых почек на деревьях и время появления первых листьев. Измерь размер листа ранней весной и в конце лета. На сколько листья выросли за лето?

15. Ранней весной начни наблюдения за почками, из которых потом появятся листья. Потрогай их аккуратно, какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисуй, как из почки появляется листик.

16. Как меняется цвет листьев твоего дерева с весны до осени? Нарисуй свой лист в разное время года.

17. Осенью собери сухие листья под деревом и поставь их в вазу. Они будут напоминать тебе о твоём дереве. Можешь засушить их на память: ведь целую зиму твоё дерево будет стоять без листьев.

18. Летом отметь, есть ли пыль на твоих листочках. Сначала протри их пальцем и посмотри, осталась ли на нём пыль. Проведи исследование: возьми клейкую бумагу (ленту), приложи к ней листочек. Затем сними его с бумаги. Посмотри, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль есть, как ты думаешь, откуда она могла взяться?

Шаг 5. Изучение корней

1. Обними своё дерево и попробуй вытащить его  из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?

2. Найди место, где ствол дерева постепенно «переходит» в корни. Видны ли корни у твоего дерева? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, деревянистые? Как ты думаешь, как они растут под землёй - в стороны и в глубину?

3. Если твоё дерево старое, обследуй близкие к нему участки. Может быть, ты обнаружишь, что некоторые корни выходят на поверхность земли.

Шаг 6. Изучение плодов, семян

1. Исследуй семена своего дерева, какие они - легкие, тяжёлые, большие, маленькие, мягкие, твердые и т.п.? Если семена «летучие» (клен, липа, ясень, береза, вяз, тополь), понаблюдай, как они разносятся ветром. Куда он их уносит, далеко ли от дерева? Попробуй «помочь» улететь такому летучему семечку. Что помогает ему летать? Нарисуй его в тетради. Если у твоего дерева - плоды, ягоды, найди внутри них семена, посчитай, сколько семечек в яблоке, в ягодке рябины и т.д. Как ты думаешь, а кто разносит семена таких деревьев? Для чего на деревьях бывают вкусные, сочные плоды, яркие ягоды?

2. Использует ли как-нибудь человек семена, плоды таких деревьев, как ваше? В каких целях?

Третий этап - Научный

Шаг 1.
Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом. «Помоги деревьям» - экологическая акция.
а) утепли дерево с наступлением холодов.
б) сделать кормушку для птиц, чтобы дереву не было скучно и одиноко.
Отрадно отметить, что кто-то уже наверняка позаботился о подготовке своего дерева к зиме и эту работу выполнил соответственно раньше.

Шаг 2. 
Собрать информацию о дереве.
Дети расширяют границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнают что-то новое, сами добывают знания. Вся эта работа – итог большого исследовательского чтения. Собранный материал записываем в своём журнале наблюдателя . Например:
Знаю, хочу знать, узнал
1.Что из дерева берёзы делают дёготь.
2.Берёза вырастает до 20м.
3.Берёзовые почки и листья лечебны.
4.Бересту берёзы используют как поделочный материал.
5.Весной мы пьём берёзовый сок.
6.С берёзовых веток мы делаем веники для бани.

1.До скольки лет живут берёзы?
2.Сколько см в год растет дерево.
3.Какой длины корни у березы.

1.Из берёзы делают древесный уголь.
2.Из березовой коры делают сувениры.
3.Древние предки славян называли её весёлкой.
4.Когда строили избы, потолок обкладывали корой берёзы, она не пропускает влагу.
5. В старину русским солдатам между двумя слоями кожи клали кору березы в сапоги, чтобы не промокали.

Шаг 3.

Помимо исследовательских заданий и практической деятельности ребята выполнят ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе.
Определить настроение дерева « Письмо от имени дерева» с рисунком.

Большинство ребят считают, что зимой деревья грустные, скучные. Весёлое настроение бывает летом и весной.

Например:  «Письмо от имени берёзы».

Наступила зима. Все деревья стоят в снежных нарядах, вокруг тишина. И мне, жизнерадостной берёзке, стало одиноко и скучно. Не садятся воробьи на мои ветки, чтобы прочирикать последние новости из соседнего леса. Синички пролетают мимо, торопясь в соседний двор. Там, на высоком тополе, ждёт их кусочек сала и семечки в кормушке. И ты, мой юный друг, можешь мне помочь. Если сделаешь кормушку, то и ко мне в гости будут слетаться стайки птиц. Мне не будет скучно и одиноко.

Шаг 4.
Привести примеры известных сказок разных народов, где деревья выступают в роли героев сказок или помогают им. По результатам работы составить концептуальную карту.
Пример работы:

Название сказки, герои сказки, поступок дерева, моё отношение к
поступку дерева

Молодильное яблоко.
Чудесная яблоня.
Царь, три брата, волк, царевна.
Владислав, старушка, яблоня. Яблоки возвращали молодость людям.
Лечила людей от разных болезней. Яблоня поступала правильно, что заботилась о людях, отличала добро от зла.
Дерево поступало правильно. В неволе у злых людей яблоня не могла давать плоды, а добрых она лечила.

Работа над любым проектом увлекает детей, заинтересовает. В ходе небольших своих исследований ребята собирают много полезной информации.
       
Шаг 5. Изучение животных, связанных с деревом

1. Какое дерево - это столовая и дом для многих животных. Выясни, какие животные обитают на твоём дереве. Какие птицы прилетают к нему? Нет ли на дереве гнёзд? Отметь день, число, когда ты видел на своём дереве птицу. Когда птиц бывает больше - весной, осенью, зимой, летом? Когда они поют? Сидят ли они на дереве с утра, днем, вечером? Или прилетают в любое время? Если ты повесил кормушку на дерево, понаблюдай за птицами, которые прилетают поесть.

2. Детально обследуй кору, листья дерева, цветы. Каких насекомых и пауков ты обнаружил? Посчитай, сколько их. Какого они цвета? Легко ли их заметить на коре или листьях дерева? Используй для исследований лупу. Если на твоем дереве есть гусеницы, рассмотри их окраску. Какая она - яркая или под цвет листьев (коры)? Почему гусеница яркая? А почему многие насекомые стараются быть незаметными на твоем дереве? Попробуй какое-нибудь зеленое насекомое положить на лист, а затем на кору дерева. Где оно будет заметнее?

3 Разложи под деревом большой лист бумаги или кусок светлой ткани. Аккуратно потряси над ним одну их веток своего дерева. Рассмотри при помощи лупы или увеличительного стекла всех насекомых, пауков, упавших на бумагу. Затем аккуратно верни их на место, на ветку - в дом, в котором они живут. Запиши в тетрадь, сколько «жильцов» дерева ты обнаружил. Нарисуй кого-нибудь из них. Кто тебе больше всего понравился?

4. Какие домашние животные прибегают к твоему дереву? Для чего?

Четвёртый этап - исследовательский (исследовать окружающую местности, где живет ваше дерево)

Шаг 1. Изучение почвы

1. Каждую осень с твоего дерева на почву опадают листья. Как ты думаешь, куда они деваются, если люди не убирают их? Запомни, какими были эти листья осенью, и посмотри на них внимательно весной, после таяния снега. Что изменилось?

2. Проверь, живет ли кто-нибудь в почве под деревом. Возьми лупу и рассмотри всех, кого ты обнаружишь. Все они связаны с твоим деревом, так как улучшают почву, из которой оно берет питательные вещества. Перед дождем проверь, не появились ли под деревом дождевые черви. Не убивай их! Они рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, тоже оказывают помощь дереву. Если червяк неосторожно выполз на тропинку, где ходят люди, возьми его и перенеси под свое дерево, спаси его.

3. Возьми палочку и попробуй воткнуть ее в почву возле дерева. Легко или трудно это сделать? Почему? Если земля очень сухая, полей ее, чтобы дерево могло напиться. Не дай ему погибнуть от жажды. Но не переусердствуй: сначала выясни, любит ли твое дерево воду или может обходиться долгое время без нее.

4. Если ты выбрал городское дерево, проверь, есть ли вокруг него асфальт или каменная решетка? Как ты думаешь, где лучше расти твоему дереву: там, где больше земли, травы или асфальта?

5. «Покорми» свое дерево: закопай под ним остатки кожуры разных овощей, фруктов, яичную скорлупу. Если есть навоз или птичий помет, который ваша семья использует для улучшения почвы на огороде, дачном участке, внеси в почву и его (лучше это сделать со взрослыми). Чем больше питательных веществ будет в почве, тем лучше будет расти твое дерево.

Шаг 2. Изучение снега

1. Отметь дату, когда первый снег появился под твоим деревом.

2. Поздней осенью, зимой и весной измеряй глубину снега при помощи линейки или палочки. Где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где - утоптанный? Как ты думаешь, почему?

3. Что делают зимой животные, обитающие в почве? Помогает ли им снег?

4. Как снег помогает дереву?

5. Где снег растаял раньше - под твоим деревом или на открытом месте? Почему?

6. Куда бегут ручейки после таяния снега - от твоего дерева или к нему? Составь план расположения весенних ручейков и луж возле твоего дерева. На плане обязательно укажи дату его составления.

7. Какого цвета снег под твоим деревом: чисто белый, сероватый? Видны ли на нём следы грязи? Проведи опыт. Возьми литровую банку и набери в неё снега. Поставь банку со снегом в комнате. Когда она растает, посмотри, чистая ли вода в банке. Можешь взять кусочек промокательной бумаги или другой фильтр и аккуратно процедить через него воду. Теперь вода стала чистой, но посмотри, какой осадок остался на фильтре. Как ты думаешь, что это может быть? Действительно ли снег оказался под деревом чистым или он только казался таким на первый взгляд? Если хочешь, сравни чистоту снега под деревом и возле дороги.

Шаг 3. Изучение других видов осадков

1. В дождливую погоду попробуй спрятаться под своим деревом. Может ли оно спасти тебя от дождя? Почему?

2. Проведи опыт. Возьми две большие банки и поставь их перед дождём в разных местах: под деревом и рядом с ним, на открытом месте. В какой банке будет больше воды? Почему?

3. Любит ли твоё дерево дождь? Как ты думаешь, какое «настроение» бывает у дерева во время дождя летом? Осенью? Весной? Меняется ли цвет листьев после дождя? А цвет коры? Их запах?

4. Как ты думаешь, помогает ли твоё дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать: под листьями, в трещинах коры? Где ещё? Чьим зонтиком можно назвать дерево?

5. Обрати внимание на то, где быстрее высыхают лужи - под деревом или на открытом месте?

6. Постарайся узнать, бывает ли на листьях дерева роса. На что похожи капельки росы? Нарисуй капельку росы на зеленом листе.

7. Дерево пьёт воду, при этом часть воды испаряется с его листьев. Проведи опыт. Возьми полиэтиленовый пакет, надень его на ветку с листьями и завяжи так, чтобы в пакет не проникал воздух. Через некоторое время в пакете появятся капельки воды. Откуда они взялись, ведь пакет был сухой?

8. Зимой на ветках дерева иногда образуется иней. Рассмотри его внимательно и попытайся нарисовать веточку, украшенную инеем.

Практическая деятельность.

  1. Уход за деревом в течение всего периода работ – полив при необходимости, рыхление почвы, удобрение её, уборка мусора.
  2. Изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц зимой.
  3. Если дерево небольшое и находится вблизи дорог, можно для него сделать оградку.
  4.  В случае необходимости подвязать ветку или залечить ранки, оставленные человеком; особенно это касается берёз, у которых люди берут сок.
  5. Посадить рядом травянистые растения – цветы.
  6. Рассказать малышам о своём дереве, о том, как и почему его нужно беречь.

Дополнительные задания.

  1. У нас, у людей, часто меняется настроение, А можно ли определить  «настроение» дерева? По каким признакам его можно определить? Зависит ли его настроение от погоды? От времени года? Нарисуй портреты дерева с разным «настроением» .
  2. Твоё дерево часто шумит листвой? В какую погоду оно «молчит» , в какую шумит громко, кажется рассерженным? В какое время года оно чаще бывает молчаливым? О чем оно шумит,    как ты думаешь? Постой под деревом, послушай его шум. Что он тебе напоминает?(закрой глаза, когда будешь слушать)
  3. Прочитай в книгах, как человек использует такие деревья, как твоё. Нарисуй в тетради всё, что люди делают из древесины, дерева такого же вида. Есть ли у тебя дома вещи, сделанные с использованием такого дерева? Часто ли ты и твоя семья пользуетесь ими? Есть ли такие вещи в школе?
  4. Как человек использует твоё дерево? Можно ли его считать лекарственным?, декоративным, плодовым?
  5. Знаешь ли ты стихотворения, песни, рассказы, сказки, в которых упоминается твоё дерево, Согласен ли ты с тем, что именно говорится в сказках, стихах, песнях о дереве?          

   Пятый этап – обобщение материалов 

Включает написание детьми пятистишья о дереве, выпуск экологических листовок об охране деревьев, проведение праздника «Земля - наш общий дом». Главное условие - в работах необходимо отразить результаты своих наблюдений.

В конце работы над проектом дети составят рекомендации, ответив на вопросы «Что я могу сделать для своего дерева? Что я могу сделать для всех деревьев?», предложили свои варианты защиты деревьев.

Учащиеся поэтапно выполняют исследовательские задачи проекта: проводят исследования, наблюдения.

Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты. Самостоятельно планируют работу.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта интересная, увлекательная, познавательная. Позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

После проекта дети сделают выводы и составят правила поведения на природе, права растений, обязанности растений, словарь терминов и понятий.

Правила поведения на природе: 

  1. Отправляясь отдыхать на природу, оставь магнитофон дома, чтобы громкой музыкой не испугать животных;
  2. Понаблюдай за жизнью муравейника, не разрушай его;
  3. Выбирай в лесу протоптанные дорожки, не мни свежую траву;
  4. Послушай пение птиц, отгадай, какие звуки какой птице принадлежат, не разрушай их гнёзд и не бери в руки их яйца или птенцов, иначе твой запах отпугнёт птицу – мать от гнезда.

Права растений:

  1. Получать из природы всё необходимое для жизни: свет, тепло, воздух;
  2. Заселять территории с разными условиями окружающей среды;
  3. Распространять свои семена разными способами: по воздуху, по воде, «выстреливанием», с помощью животных и человека;
  4. Иметь разные свойства: быть колючими, жгучими, ядовитыми;
  5. Требовать сохранения и восстановления «краснокнижных» редких и исчезающих видов.

Обязанности растений:

  1. Украшать природу и дарить человеку радость;
  2. Вырабатывать кислород и очищать воздух от углекислого газа, задерживать пыль и шум;
  3. Обеспечивать укрытие и питание животных;
  4. Предоставлять лекарственное сырьё для человека и животных;
  5. Служить человеку в качестве продуктов питания, материалов для изготовления одежды, мебели и других вещей.

Словарь:

  1. Природное сообщество – участок природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями среды.
  2. Окружающая среда – всё, что окружает живой организм.
  3. Пищевая цепь – связь, которая показывает, кто чем (кем) питается.
  4. Экологическая катастрофа – бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.
  5. Экологический прогноз – предсказание последствий вмешательства человека в законы природы.
  6. Заказник – территория, где разводят какие – либо виды растений и животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из других стран или регионов нашей страны.

Заключение.

В ходе исследовательской работы ребята очень многое узнали. Эта работа по могла понять детям, что они тоже часть природы, научила их правильно отно ситься к ней. Я считаю, что основ ным средством познания жизни расте ний является наблюдение. Ребята продол жат свои исследования, будут по- прежнему ухаживать за своими новы ми друзьями. Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щед рой, дарящей людям свои богатства и радость общения.

Главная цель проекта была – воспитание бережного отношения к деревьям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны. И она достигнута.

Леса - богатство нашего края, их нужно беречь, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вреда природе. И если каждый человек, живущий на планете Земля, ежегодно будет сажать, хотя бы одно дерево, то деревьев на нашей планете будет неимоверное количество.

Литература

  1. Красная книга РСФСР. - М.: Просве щение, 1990.
  2. Воронин Л.В. Красная книга Ярослав ской области. - Ярославль, 2004.
  3. Дмитриев Ю. Соседи по планете. - М.: Дет. лит., 1977.
  4. Молис СА. Книга для чтения по зооло гии. - М.: Просвещение, 1986.
  5. Энциклопедия для детей. Экология. - М.: Аванта+, 2001.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Программа проекта "Добро в сердце" участие обучающихся 1-4 классов в социально значимых проектах по предмету «Окружающий мир»

Срок реализации проекта - 4 года. Социально-значимые проекты по предмету - важный аспект в воспитании школьников....


 

Комментарии

Жиркевич Татьяна Борисовна

Интересный экологический проект. Буду использовать в своём городе Волгограде.