ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
методическая разработка на тему

Рудая Вероника Игоревна

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности. В связи с этими изменениями большое значение придается совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения. Принцип наглядности в обучении используется с древних времен. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорили такие ученые, как Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж. Руссо, В.П. Вахтеров, Т.С. Назарова, С.Н. Лысенков, Ш.А. Амонашвили, А.М. Пышкало, А.П. Шептулин, М.И. Моро, Г.К. Селевко, Т.Е. Хохлова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.С. Пчелко, Л.Н. Скаткина и ряд других педагогов, они видели в средствах наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Использование принципа наглядности и в наше время не теряет своей актуальности, так как он является одним из ведущих при обучении умственно отсталых детей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков является главной в настоящее время при обучении. Для достижения этой цели используются различные приемы, методы и средства обучения. На современном этапе развития системы российского образования одной из важных является проблема повышения эффективности обучения детей с умственной отсталостью. В связи с этим особое значение приобретает использование таких методов и принципов обучения, которые давали бы положительную динамику знаний, умений и навыков учащихся. Цель – изучить влияния наглядных средств на уроках математики и выявить их влияние на уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы. Задачи: 1. Изучить научную литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности использования наглядных средств в процессе изучения чисел первого десятка. 3. Дать характеристику умственной отсталости. 4. Организовать исследование по проблеме. 5. Провести эксперимент. 6. Обработать результаты. Объект исследования – использование наглядных средств на уроках математики. Предмет – влияние наглядных средств на формирование знаний, умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза – если использовать наглядные средства на уроках математики при усвоении чисел первого десятка, то повышается эффективность усвоения учебного материала детьми с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 44 источников и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx101.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретический аспект использования наглядных пособий при изучении математики………………………………………………………….….5

1.1. Наглядные средства обучения, их виды и применение……………..5

1.2. Использование наглядных средств на уроках математики…………9

1.3. Психолого – педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………15

1.4. Особенности использования средств наглядности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью при изучении первого десятка……………………………………………………………………………21

Глава II. Исследование особенностей использования наглядных пособий на уроках математики при изучении чисел первого десятка……….28

2.1. Цель, задачи и организация исследования………………………….28

2.2. Методики, направленные на выявление особенностей усвоения чисел первого десятка….………………………………………………………..29

2.3. Характеристика детей……………………………………………….31

2.4. Обработка результатов………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………….42

Приложение………………………………………………………………46


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности. В связи с этими изменениями большое значение  придается совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

Принцип наглядности в обучении используется с древних времен. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорили такие ученые, как Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж. Руссо, В.П. Вахтеров, Т.С. Назарова, С.Н. Лысенков,    Ш.А. Амонашвили, А.М. Пышкало, А.П. Шептулин, М.И. Моро,                Г.К. Селевко, Т.Е. Хохлова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.С. Пчелко, Л.Н. Скаткина и ряд других педагогов, они видели в средствах наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Использование принципа наглядности и в наше время не теряет своей актуальности, так как он является одним из ведущих при обучении умственно отсталых детей.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков является главной в настоящее время при обучении.  Для достижения этой цели используются различные приемы, методы и средства обучения.

На современном этапе развития системы российского образования одной из важных является проблема повышения эффективности обучения детей с умственной отсталостью. В связи с этим особое значение приобретает использование таких методов и принципов обучения, которые давали бы положительную динамику знаний, умений и навыков учащихся.

Цель – изучить влияния наглядных средств на уроках математики и выявить их влияние на уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности использования наглядных средств в процессе изучения чисел первого десятка.
  3. Дать характеристику умственной отсталости.
  4. Организовать исследование по проблеме.
  5. Провести эксперимент.
  6. Обработать результаты.

Объект исследования – использование наглядных средств на уроках математики.

Предмет – влияние наглядных средств на формирование знаний, умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза – если использовать наглядные средства на уроках математики при усвоении чисел первого десятка, то повышается эффективность усвоения учебного материала детьми с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 44 источников и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

  1. НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ПРИМЕНЕНИЕ

В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников[1,3,4,21,28]. Ученые [21,22,23] указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы. В работах М.И. Земцовой, А.И. Зотова, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака подчеркивается значение наглядных средств для формирования представлений у учащихся.

Наглядное пособие – средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций.

Л.С. Выготский [7] называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя».

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, т.к. с помощью них ребенок активнее включается в учебную деятельность и его знания становятся более стойкими и крепкими.

Наглядные средства в методической литературе принято разделять на два вида:

  1. натуральные;
  2. изобразительные.

К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, т.е. это все, что можно пересчитать в нашем окружении. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о натуральном числе, раскрывается конкретный смысл арифметических действий.

Широко используются в начальной школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с предметными картинками способствуют формированию многих математических понятий.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении в начальной школе [21]:

  1. Счетные палочки. Они особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.
  2. Набор объемных пособий (кубики, игрушки и др.) Большие возможности в работе над математическими задачами открывает применение игрушек (котят, щенят, поросят и др.). Они позволяют каждому ученику представить наглядно ситуацию, данную в задаче. Учитель при этом, корригируя деятельность каждого ученика, формирует или уточняет пространственные представления учащихся.
  3. Наборные полотна с картонными трафаретами. Они бывают  демонстрационные и индивидуальные.  Индивидуальные наборные полотна дают возможность учащемуся оперировать с предметами, не терять на столе разрезные цифры, контролировать свои действия, не сдвигая прикосновением рук трафареты фигур.
  4. Фланелеграф. [34]
  5. Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен и фланелеграфа. Они дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности, с помощью них учащиеся могут составлять примеры, равенства и неравенства.
  6. Сюжетные картины с прорезями (дома, деревья и т.д.). Используются для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач.[34] Работа с сюжетными картинками позволяет учащимся лучше представить арифметическую задачу, дает возможность воспринимать действия учителя с предметами и самостоятельно практически выполнять различные операции над множествами. Выполнение различных упражнений с предметами способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся с различными нарушениями зрения.
  7. Предметные картинки. С помощью них учащиеся составляют задачи на разностное или кратное сравнение. Такие задания позволяют расширить тематику при обучении составлению арифметических задач, уточнять при этом предметные представления учащихся.
  8. Плакаты. Они изготавливаются с расчетом на выставление их в наборных полотнах, а плакаты для индивидуального использования учащимися выполняются плоским и рельефно-точечным шрифтом.
  9. Таблицы. По назначению они делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. Познавательные содержат в себе новые сведения и чаще всего используются при объяснении нового материала.
  10.  Счетные приборы (счетные палочки, кубики, бруски и др.). Их должен иметь каждый ученик. Они применяются при обучении счету и изучении нумерации. Счетные приборы дают возможность активизировать деятельность учащихся на уроке, организовать самостоятельную работу. [40]

Каждое средство наглядности отличается специфической функцией, которую выполняет в учебном процессе, обеспечивает высокую эффективность обучения. Важный элемент учебного оборудования – комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф.

Комплексное применение различных средств наглядности является оптимальным, ведь оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов. Но также следует помнить, что многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью». [27]

Таким образом, наглядные пособия – это средства развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя.

Наименее эффективным оказывается применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания. [18]

Знания должны черпаться учениками прежде всего из собственных наблюдений, поэтому переполнять учебный материал наглядностью тоже не стоит.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав сложение и вычитание на квадратиках или кружочках в пределах десяти, следует перейти к уяснению связи между сложением и вычитанием, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями. [29]

При обучении математике нужно стремиться вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни. [34]

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует внимание учащихся, тем самым помогая их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности их применения. [1] Наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов, чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление, все это необходимо показать так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  1. Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т.д.
  2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации, модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), модели мер (метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров, изображения и модели различных геометрических фигур.
  3. Таблицы. Это текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него.
  4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи. При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов.
  5. Дидактический материал. Это учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал.[34] Дидактический материал по математике подразделяют на:
  • предметный дидактический материал  (счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и др.);
  • дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями (обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся). [32]

При использовании наглядных пособий качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями, но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Применение наглядности на уроках математики дает возможность решать наряду с образовательными, воспитательными, практическими и задачи коррекционные. Наглядные средства в тесном сочетании со словом учителя формируют правильные, четкие представления ученика, уточняют имеющиеся представления, развивают его внимание и воображение. Работа с пособиями позволяет учителю осуществлять коррекцию недостатков предметно-практической деятельности учащихся в процессе обучения.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. [28]

При изучении нумерации чисел в пределах десяти учащиеся должны усвоить способы образования каждого числа, порядок следования чисел, их название. Раскрыть способы образования чисел поможет учащимся оперирование с различным наглядным материалом. Учащиеся выполняют упражнения в присчитывании и отсчитывании предметов по одному. Работу следует осуществлять фронтально, когда каждый ученик выполняет задание на месте, а в классе одновременно ведется оперирование с предметами у доски. При такой организации развивается самостоятельность в выполнении действий, формируются навыки самоконтроля. Ученик, выполняя определенную операцию с предметами, с самых первых дней учится проверять как конечный, так и промежуточные результаты. Данное обстоятельство является особенно важным для детей.

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). [33]

Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, арифметических действий, законы арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями» [33]

Знание всех видов наглядных пособий позволяет учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять их самостоятельно (исходя из особенностей каждого ребенка) и вместе с детьми.

Перфокарты используются при усвоении состава чисел первого десятка, при изучении приемов сложения и вычитания, но заранее необходимо сделать индивидуальные карточки. В верхней части карточки – рисунок с изображением, каких-либо предметов и число, состав которого изучается на уроке. В нижней части, в «окошечках» записаны цифры, входящие в состав данного числа, причем дается только одна составная его часть. Другую должны заполнить учащиеся, наложив карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко». Задания могут быть самыми различными.

У каждого ученика имеется целый набор таких карточек на состав чисел от 2 и до 10, у младших школьников это вызывает интерес.

Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. Самый популярный вариант – перфокарта в виде домика. В работе с ней ученики выполняют следующие задания: в прорези «окошечек» вставляют карточки с цифрами, соответствующими составу заданного числа.

Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Оно и активизирует мыслительную деятельность детей, и повышает их работоспособность, и воспитывает у детей аккуратность, терпение.

Выбирая наглядные пособия, обязательно нужно, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной цели – закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.

Таким образом, на уроках математики в начальной школе наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков и для проверки их усвоения.

Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели, не перегружены информацией, чтобы дети могли сфокусировать внимание на определенном элементе, на нужном задании.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Споры об определении того, что такое умственная отсталость и как ее классифицировать, продолжались с давних пор.[19] Вопросами, связанными с изучением умственной отсталости занимаются не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. [5]

В России принято разделять умственную отсталость на олигофрению (органическое поражение головного мозга до трех лет) и деменцию (приобретенная умственная отсталость, органическое поражение головного мозга после трех лет).[25] Мы считаем такое разделение целесообразным, поскольку оно в известной мере определяет возможности их продвижения в развитии.

Исследования советских ученых [7,9] дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости. [6]

Существует несколько общепринятых в науке определений умственной отсталости:

1 – Определение Международной классификации болезней ВОЗ 10-го пересмотра (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушение способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности,  то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

2 – По мнению психиатра Д.Н. Исаева термин «умственная отсталость» должен быть заменен на термин «психическое недоразвитие». Поскольку он точнее отражает суть явления – так как отстает не только интеллект, но и другие сферы психики. Умственная отсталость или психическое недоразвитие – это совокупность разных по этиологии стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, которая проявляется в затруднении социальной адаптации главным образом из-за интеллектуального дефекта.

3 – Определение психиатров Г.Е. Сухаревой и В.В. Ковалева. Умственная отсталость – это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Существует несколько классификаций умственной отсталости. Обычно они разрабатываются ведущими детскими психиатрами и основываются на клинико-патогенетичеком принципе [25]

По международной классификации болезней десятого пересмотра умственная отсталость делится по степеням: легкая, умеренная, тяжелая т глубокая.

Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости. Дети со средней выраженностью отсталости составляют примерно 15% случаев. Их уровень интеллектуального развития составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью) посещают специальную школу VIII вида или учатся в специальных классах, или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальное развитие 20 – 34 условных единиц), овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Глубоко умственно отсталые дети в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания.

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием в нашей стране является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм. Ее преимущество в том, что она позволяет не только понять причины, обусловливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей с интеллектуальными нарушениями, но и облегчает поиск путей коррекционно – воспитательной работы.

При неосложненной форме умственной отсталости дети  характеризуются уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера при этой форме относительно сохранна. Отклонения в плане познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда предложенное задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен и доброжелателен по отношению к окружающим. Родители часто не замечают отставания ребенка в плане движений, речи, памяти, мышления и считают его благополучным. Такие дети обычно оказываются неподготовленными к общеобразовательной школе. Очень быстро они становятся стабильно неуспевающими учениками. Перевод такого ребенка в специальную школу VIII вида или в специальный класс дает ему возможность не чувствовать себя несостоятельным в учебе. Он успешно овладевает программой, с удовольствием работает в мастерской. Прогноз его развития и социальной адаптации благополучен.

При умственной отсталости, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку отклонения отчетливо проявляются в изменениях поведения и деятельности. Возбудимые дети с ограниченными возможностями здоровья часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, чрезвычайно отвлекаемы, непослушны, конфликтны. Они не обращают внимания на замечания взрослых.

В классе возбудимые дети работают неровно, чрезмерно торопливо. С видимым удовольствием посещают мастерские, но делают все непродуманно, небрежно. У них часто бывают срывы в поведении, приводящие к неприятным последствиям. Этим ученикам особенно необходима спокойная обстановка и смена видов деятельности. В процессе коррекционно-направленного обучения и воспитания, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возбудимые дети с нарушением интеллекта становятся более уравновешенными и трудоспособными. Они социально адаптируются, однако временами конфликтуют с членами коллектива по мелким, незначительным поводам и могут проявлять недисциплинированность.

Заторможенные умственно отсталые дети отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении, сниженной работоспособности. Они продвигаются медленно. Им нужно много времени, чтобы организовать свою деятельность. Они не успевают за своими товарищами по классу. Торопить их бесполезно, так как у них свой темп работы. В мастерской они трудятся старательно, с определенной тщательностью, но замедленно. Прогноз на будущее у таких учеников неплохой. Они вполне приемлемы для окружающих, неконфликтны, старательны. Однако от них нельзя требовать большой продуктивности.

У умственно отсталых детей с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта — умственной отсталости — имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Они учатся обычно в специальных классах, организуемых в школах для детей со снижением слуха, зрения, для детей с детским церебральным параличом или с нарушениями речи. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации.

При умственной отсталости с психопатоподобным поведением у ребенка резко нарушена эмоционально-волевая сфера, проявляются характерное недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди таких детей встречаются «бегунки», т.е. ученики, которые без видимых причин убегают из школы или школы-интерната, садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная, куда едут и зачем. Коррекционная работа, проводимая с этими детьми, предусматривает в первую очередь формирование эмоций и воли, выработку поведения, приемлемого для окружающих.

Умственно отсталые дети  с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности имеют сочетания изменения  личности по лобному типу, сопровождающиеся резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Эти школьники не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских. Их развитие осуществляется замедленно. Однако они, несомненно, продвигаются и к концу школьного обучения становятся способными к элементарным видам труда. Количество таких детей невелико, но оно имеет тенденцию к увеличению.[25]

  1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. [43]

В начальных классах вопрос эффективного использования наглядности представляется особенно важным, так как качество обучения младших школьников в большой степени зависит от условий и способов ее использования, от реализации основных функций и возможностей наглядности для развития младших школьников, для активизации их познавательной деятельности.[41]

По мнению В. А. Сухомлинского[36], одним из наиболее важным моментом интеллектуального воспитания является своевременный переход от конкретного к абстрактному, т.е. момент, когда натуральные средства наглядности перестают быть необходимыми. Тем более сложной задачей педагога начальных классов является переход к изобразительной наглядности, в особенности к символическим изображениям, играющим большую роль в развитии абстрактного мышления, а также дальнейший постепенный переход от изобразительной к словесно-образной наглядности. «Словесный образ — это шаг на пути перехода от мышления «формами, звуками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями». [36]

Наглядность не только способствует более успешному протеканию таких психических процессов, как восприятие, запоминание, мышление, но позволяет на их основе активизировать всю умственную деятельность учащихся, что имеет немаловажное значение для коррекционного обучения умственно отсталых школьников. Это связано с конкретностью мышления этих учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов отвлечения и обобщения.[41]

Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом овладевают счетом, путают названия цифр, нарушают соответствие цифры с количеством предметов, затрудняются в вычислениях. Поэтому, очень важно заинтересовать ребенка, а для этого нужно осторожно ввести его в предметный мир, сделать это непринужденно и весело, интересно и занимательно.

 Обучение всем учебным предметам, в том числе и математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни. В результате этой деятельности дети приобретают знания, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения. В 1 классе обучение математике организуется на практической, наглядной основе.

 Обучение математике во вспомогательной школе начинается с подготовительного (пропедевтического) периода. Продолжительность этого периода может быть различной, в зависимости от состава учащихся. Цель этого периода – развитие у умственно отсталого ребенка интереса к учебным занятиям на уроках математики, умений организованно и целенаправленно выполнять задания учителя, вести математическую тетрадь, производить записи и зарисовки на классной доске и в тетрадях, работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями и учебниками. К изучению чисел первого десятка и действий над ними можно переходить в конце первой четверти или в начале второй четверти.

Задачи стоящие перед учителем перед изучением чисел первого десятка в 1 классе:

  • познакомить детей с натуральным числом;
  • научить соотносить конечное предметное множество с числом;
  • научить обозначать число цифрой и подбирать соответствующее число;
  • познакомить детей с начальным отрезком числового ряда и свойствами чисел в числовом ряду;
  • научить учащихся определять общее количество элементов предметного множества и выделять правильную часть конечного предметного множества;
  • научить сравнивать конечные предметные множества и числа;
  • познакомить детей со сложением и вычитанием на основе операций с предметными множествами, со свойством действий, связью сложения и вычитания, с отличием между ними.
  • научить записывать примеры и решать их;
  • познакомить с решением арифметических задач на нахождение суммы и остатка и с мерами стоимости и длины.

 В методике математики различают два способа формирования чисел: монографический и вычислительный. В основе монографического способа лежит восприятие группы предметов, а в основе вычислительного – присчитывание по единице. В формировании чисел от 1 до 5 необходимо использовать способ восприятия группы предметов, чисел больше 5 – вычислительный способ. Учителю следует учитывать следующие закономерности при изучении чисел от 1 до 5.

  1. представление о числе необходимо давать на основе разнообразной практической деятельности: отстукивают, отхлопывают, отмеряют шагами, лепят, рисуют и т.д., так как вербально ребенок может считать до 5, а представления о числе не имеет.
  2. в тетрадях необходимо широко представить предметное содержание числа. Например, наклеить картинку с изображением одной вишенки, двух. Наклеить два – три грибочка и т.д. Нужно помнить, что работа должна проводиться над числом, а не над цифрой.
  3. на уроках при изучении чисел от 1 до 5 необходимо проводить речевые зарядки математического содержания.

 Учитель вспомогательной школы должен постоянно помнить, что обеспечить сознательное усвоение математических знаний возможно только через предметно-практическую деятельность. Изучение каждого числа первого десятка происходит в определенной последовательности:

  • образование числа (Пример: образование числа 4. Учитель предлагает сосчитать множества предметов, состоящих из трех «Сколько здесь желтых кружков?» – спрашивает учитель, указывая на три кружка. Ученики подсчитывают и отвечают: «Здесь три кружка». – «Я положила один кружок красный, сколько всего кружков стало? Как получилось 4? Сколько желтых кружков лежало? Сколько красных кружков положили? Сколько же кружков стало после этого?»  Затем рассматривается образование числа 4 на других пособиях. Затем учитель показывает, что если из четырех кружков забрать один, то останется три кружка. Учащиеся убедились в новом способе образования числа 3.);
  • обозначение числа цифрой и письмо цифр. (Дети внимательно рассматривают цифру, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы учащиеся лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр. Цифра размещается под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. В классе должна находиться таблица с правильным написанием цифр и с указанием направления письма. Связывая цифру с числом, первоначально надо подбирать такие предметы для счета, которые в природе, в окружающей обстановке всегда имеются в определенной количественной совокупности. Они наиболее доступны и близки детскому воображению, связаны с жизненным опытом ребенка.);
  •  соотношение количества числа и цифры. (К цифре детям необходимо подбирать предметное множество.);
  • сравнение множеств и чисел. (Учитель учит детей сравнивать число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Вначале это сравнение показывают на предметных множествах. Предлагается детям вначале показывать на кругах, а затем на предметных множествах данную цифру. Затем учащиеся сравнивают числа, абстрагируясь от конкретных множеств.) [42]

Одно из центральных мест на уроке математики в изучении чисел первого десятка отводится деятельности учителя и учащихся, которая связана с использованием наглядных пособий, дидактического материала и технических средств обучения. Функции этих средств обучения многообразны, но в основном они заключаются в том, чтобы помогать раскрывать содержание и объем новых понятий, закреплять изучаемый материал, быть средством контроля, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся специальной (коррекционной) начальной школы.

Каждое формируемое понятие должно быть сопровождено наглядной основой формируемого понятия.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные средства обучения, чтобы активизировать их познавательную деятельность, процесс обучения, удерживать их внимание, чтобы они учились операциям абстрактного мышления.

Одним из центральных понятий начального курса математики является понятие натурального числа. Оно обозначает количественную характеристику класса эквивалентных множеств. Это понятие раскрывается на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами.

При знакомстве учащихся первого класса со связью между суммой и слагаемым, используется наглядные материалы. Учитель должен уметь в зависимости от степени подготовленности учащихся своего класса вовремя ограничить применение средств наглядности или заменить ее формы в процессе знаний, формирование умений и навыков.

Самым распространенным видом наглядности является чертеж учителя на доске. Чертеж на доске учитель выполняет постепенно в присутствии учащихся, этим объясняется высокая эффективность его воздействия в процессе обучения. Во время выполнения чертежа учащиеся получают возможность внимательно следить за объяснением учителя, за его пояснениями к чертежу. Заранее выполненный чертеж менее эффективен, хотя и требует меньших затрат времени.

 На уроках математики в начальной школе широко применяются пособия – аппликации (таблицы с подвижными и целыми деталями), укрепляемые на вертикальной плоскости с помощью магнитных держателей или другим способом.

Важное место на уроке в первом классе занимает наборное полотно, изготовленное из ткани, картона или фанеры.

В современной школе широко используются кодоскопы. Занятия с использование кодоскопа увлекает учащихся, активизирует их внимание, обеспечивает быстрое и устойчивое запоминание материала.

Соблюдение принципа наглядности – одно из основных требований, которому должно удовлетворять обучение математике в начальных классах. В процессе работы важно применять технические средства обучения в комплексе с другими средствами наглядности, что позволяет переключать внимание учащихся и тем самым снижать напряжение и утомляемость.

Изложение нового материала должно быть согласовано с используемым на данном уроке пособием, которое войдет в урок, не разделяя его. Включение в урок наглядности значительно снижает утомляемость учащихся, разнообразит урок, способствует поддержанию произвольного внимания. Но необходимо не забывать, что неправильное и избыточное применение пособий приводит к противоположным результатам.

Большую роль наглядным пособиям отводят учителя начальной школы при работе с учащимися первого класса, так как учащиеся первого класса обладают наглядно-образным мышлением, неустойчивым, рассеянным вниманием, на уроках у них наблюдается повышенная утомляемость, в этом случае использование наглядных пособий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Учителю помогает в интересной, занимательной для учащихся форме организовывать тренировочные упражнения, устный счет, решение задач и т.д. использование наглядности, дидактических игр, игровых упражнений. Включение этих видов деятельности может создать благоприятные условия для повышения работоспособности учащихся, повысить качество усвоения знаний, уровень сформированности понятий, законов, позволит формировать произвольное внимание у младших школьников.

Использование наглядных пособий на уроке повышает качество новых знаний и уровень сформированности умений и навыков. [44]


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: выявить особенности усвоения чисел первого десятка детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  1. подобрать методики;
  2. отобрать группу детей;
  3. провести методики;
  4. обобщить результаты.

В нашем обследовании принимали участие 12 детей в возрасте от 8 до 11 лет, ГОУ ЛО «Сиверская специальная школа-интернат».

Исследование проводилось в привычной для детей обстановке.

Мы поделили всех детей на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе у нас было 4 мальчика и 2 девочки, в экспериментальной – 3 мальчика и 3 девочки. Мы старались поделить детей так, чтобы их познавательные способности были приблизительно равными. Все работы мы проводили параллельно в каждой группе с использованием специально подобранных наглядных пособий. Уроки в контрольной группе проходили с минимальным количеством наглядности, когда в экспериментальной группе мы активно использовали наглядный материал.

В конце каждого урока учащимся давалась самостоятельная работа на закрепление изученного материала. Целью этих работ была проверка качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков, отрабатываемых на данном уроке.

После сделанного анализа всех самостоятельных работ двух групп, проведенных методик по счету мы выявили, как наглядные пособия влияют на качество усвоения знаний, умений и навыков при изучении чисел первого десятка.

2.2. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

Существует множество методик по счету, но в своем исследовании мы остановились на следующих методиках «Оценка количества» А.Н. Колпакова (Приложение 1), «Наглядный показ количества» Н.А.Зайцева и «Элементарный счет» И.И. Аргинской (Приложение 2), которые, на наш взгляд, наиболее адекватны для изучаемого контингента. Для исследования мы модифицировали методики для наилучшего понимания заданий детьми.

При обработке результатов выполнения заданий, направленных на изучение особенностей усвоения знаний при изучении чисел первого десятка младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы оценивали по единой универсальной  шкале.

0 баллов – ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не  использует обследовательские  действия для выделения цифры и действия, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.

1 балл – ребенка привлекают объекты наглядности, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием на узнавание и называние цифры, систематические представления о счете не сформированы.

2 балла – ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию, а в ряде случаев – по образцу, при действиях с наглядными пособиями говорит названия цифр, может выполнять счетные операции с ними.

3 балла – ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, сличает цифры, и иногда самостоятельно называет их, может под руководством педагога использовать наглядный материал в продуктивной деятельности, выполняет счетные операции с ним.

4 балла – ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, знает название всех чисел первого десятка, выполняет сложение и вычитание в пределах первого десятка, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.[5]

Методика «Оценка количества». 

Цель: выявить уровень сформированности вычислительных операций у учащихся, уточнить знания детей о вычислительных навыках.

Оборудование: карточки с изображением различного количества точек, как упорядоченных в пространстве объектов, так и разнесенных хаотично, счетные палочки.

Процедура проведения: детям раздаются карточки и предлагается сосчитать количество точек в прямоугольнике сначала первом, потом во втором, затем в нижнем. После этого предлагается сосчитать объекты в треугольниках.

Методика «Наглядный показ количества». 

Цель: определить уровень сформированности счетных операций у учащихся.

Оборудование: счетный материал.

Процедура проведения: перед детьми раскладываются счетные палочки. Инструкция: «Сейчас я буду называть числа, а вы будете мне показывать эти числа на палочках».

Методика «Элементарный счет». 

Цель: выявить уровень сформированности вычислительных операций у учащихся, выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

Оборудование: карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

Процедура проведения: перед детьми раскладываются карточки с примерами и предлагается решить эти примеры.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

Коллектив учащихся дружный, сплоченный, трудолюбивый. Дети всегда приходят друг другу на помощь. Отношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Очень редко в классе случаются конфликтные ситуации.

Учащиеся принимают активное участие в жизни класса и школы.

Дисциплина у детей на уроках хорошая.

Контрольная группа:

Владик Б., 02.06.2004 г.р.

Заключение ППМК от 16.02.2011 – F70.0

Семья у мальчика не полная. Его воспитываю мама и бабушка. С отцом семья не общается. Папа не навещает ребенка.

Знает основные геометрические фигуры, различает цвета. Счет прямой в пределах 10 знает на достаточном уровне, но обратный счет выполняет только при опоре на счетный материал, вычислительные операции выполняет с опорой на наглядность. Записи в тетради аккуратные, часто получает дополнительные задания.

Влад Б., 28.07.2004 г.р.

Заключение ППМК от 16.02.2011 – F70.0

Семья у ребенка полная, благополучная. Родители принимают активное участие в развитии и воспитании ребенка.

Счет прямой в пределах 10 знает хорошо, обратный – только с опорой на наглядный материал. Вычислительные операции выполняет с опорой на счетный материал. Знает основные геометрические фигуры, различает цвета. При выполнении заданий в тетрадях часто допускает ошибки следующего характера: не соблюдает отступы между заданиями, количество клеток между столбиками. Но в то же время записи в тетради аккуратные, часто получает дополнительные задания.

Слава Г., 24.10.2004 г.р.

Заключение ППМК от 18.05.2011 – F84.8 + F80.1

Мальчик воспитывается в детском доме. С родственниками никаких контактов не имеет.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет самостоятельно с опорой на счетный материал. Знает геометрические фигуры, различает основные цвета.

Света Д., 24.02.2004 г.р.

Заключение ППМК от 01.04.2011 – F70.9 + F81.3

Девочка живет и воспитывается в полной семье.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при незначительной помощи учителя. Знает счет в пределах 5 прямой и обратный, в пределах 10 только прямой, обратный с опорой на наглядный материал. При решении простых арифметических задач требуется эпизодическая помощь учителя (затрудняется в составлении примеров по задаче).

Оля М., 05.06.2003 г.р.

Заключение ППМК от 06.08.2010 – F70.0 + F81.3

Семья, в которой растет и воспитывается ребенок, неполная. Воспитанием девочки занимаются мама и бабушка, не безучастным остается и папа, хотя и не живет с семьей.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале, прямой счет знает хорошо, обратный нет. При написании цифр испытывает трудности, так как плохо ориентируется на странице тетради, в рабочей строчке (причина – серьезные проблемы со зрением, оптическая дисграфия). Выбор действия для решения задачи определяет правильно, но испытывает трудности при записи решения задачи.

Игорь Н., 18.09.2003 г.р.

Заключение ППМК от 04.04.2011 – F70.

Семья у мальчика не полная, воспитывается мамой и дедушкой. Мама принимает активное участие в развитии и воспитании сына.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале самостоятельно. Знает прямой и обратный счет в пределах 7. Сравнивает предметные совокупности, числа. Простые арифметические задачи решает при незначительной помощи учителя.

Экспериментальная группа:

Таня Н., 18.12.2003 г.р.

Заключение ППМК от 09.09.2011 – F70.0 + F80.1

Ребенок живет и воспитывается в семье с мамой и младшим братом. Отец в семье не живет, но периодически навещает детей. Семья благополучная, с хорошими семейными традициями.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при помощи учителя. Знает прямой счет в пределах 10, обратный – только с опорой на наглядный материал. Простые арифметические задачи решать не может, не воспринимает содержание, затрудняется в выборе действия.

Коля О., 27.05.2004 г.р.

Заключение ППМК от 09.09.2011 – F70.0

Ребенок живет и воспитывается в неполной семье. Мама уделяет недостаточно времени воспитанию ребенка, поэтому мальчик имеет серьезные проблемы в поведении: правил коллектива не принимает. Оценить объективно свои плохие поступки не способен.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при помощи учителя. Знает прямой счет в пределах 10, обратный – только с опорой на наглядный материал. Простые арифметические задачи решать не может, не воспринимает содержание, затрудняется в выборе действия.

Женя С., 09.11.2002 г.р.

Заключение ППМК от 20.01.2011 – F70.0 + F80.1

Ребенок живет и воспитывается в семье неполной. Детский сад не посещал. Воспитанием мальчика занимаются папа и дедушка. Мальчик всегда обеспечен всем необходимым.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале. Знает прямой счет в пределах 10, обратный – только с опорой на наглядный материал. Простые арифметические задачи решает самостоятельно.

Настя Ц., 08.12.2004 г.р.

Заключение ППМК от 09.09.2011 – F70.0 + F80.1

Девочка живет и воспитывается в неблагополучной многодетной семье. Родители пьющие, воспитанием девочки не занимаются.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при незначительной помощи учителя. Знает прямой и обратный счет в пределах 5, в пределах 10 только прямой, обратный – только с опорой на наглядный материал. При решении простых арифметических задач требуется эпизодическая помощь учителя.

Леня Ш., 25.09.2005 г.р.

Заключение ППМК от 18.05.2011 – F84.8 + R47.1

Ребенок живет и воспитывается в многодетной семье с мамой, двумя сестрами и отчимом. Семья благополучная, с хорошими семейными традициями.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при помощи учителя. Знает прямой счет в пределах 10, обратный – только с опорой на наглядный материал. Самостоятельно выбирает правильные действия к решению задачи.

Маша Ш., 25.02.2004 г.р.

Заключение ППМК от 08.04.2010 – F70.0

Ребенок живет и воспитывается в многодетной семье с мамой, братом, сестрой и отчимом. Семья благополучная, с хорошими семейными традициями.

Вычислительные операции в пределах 10 выполняет на счетном материале при помощи учителя. Знает прямой счет в пределах 10, обратный – только с опорой на наглядный материал. При выборе действия в решении задач не испытывает затруднений.

Имя

Год рождения

Отличительная черта ребенка

Владик Б.

2003

F70.0 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения.

Ребенок спокойный. добрый, общительный, легко поддается влиянию других детей.

Влад Б.

2003

F70 + F80.1 + R47.1 Умственная отсталость легкой степени. Расстройство экспрессивной речи. Дизартрия и анартрия.

Ребенок спокойный, добрый, общительный, чрезмерно активен, непоседлив.

Славик Г.

2003

F84.8 + F80.1 Общие расстройства развития. Расстройство экспрессивной речи.

Мальчик имеет серьезные проблемы в поведении.

Света Д.

2003

F70.9 + F81.3 Умственная отсталость легкой степени без указания на нарушения поведения. Смешанное расстройство учебных навыков.

Трудно адаптировалась в школе. Ребенок спокойный, скромный, добрый, общительный.

Оля М.

2002

F70.0 + F81.3 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения. Смешанное расстройство учебных навыков.

Ребенок добрый, отзывчивый. Умеет подчинять себе детей и манипулировать ими.

Игорь Н.

2002

F70. Умственная отсталость легкой степени.

Ребенок спокойный, доброжелательный, уравновешенный, часто держится обособленно, на контакт с детьми идет неохотно.

Таня Н.

2002

F70.0 + F80.1 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения. Расстройство экспрессивной речи.

Скромная, добрая, общительная, всегда готова помочь в трудную минуту.  Очень ранимая, расстраивается и плачет по любому пустяку.

Коля О.

2003

F70.0 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения.

Имеет серьезные проблемы в поведении: правил коллектива не принимает. Оценить объективно свои плохие поступки не способен.

Женя С.

2001

F70.0 + F80.1 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения. Расстройство экспрессивной речи.

Ребенок беспокойный, правила коллективной игры понимает не всегда, вспылить может по любому пустяку.

Настя Ц.

2003

F70.0 + F80.1 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения. Расстройство экспрессивной речи.

Девочка смышленая, общительная, любопытная, Всевозможными способами пытается привлечь к себе внимание взрослых, навязчива.

Леня Ш.

2004

F84.8 + R47.1 Общие расстройства развития. Расстройство экспрессивной речи. Дизартрия и анартрия.

Мальчик беспокойный, правила коллективной игры понимает не всегда, часто является инициатором драк. Настырный, упрямый, может спровоцировать конфликтную ситуацию.

Маша Ш.

2003

F70.0 Умственная отсталость легкой степени со слабой выраженностью нарушения поведения.

Девочка без проблем влилась в классный коллектив. Скромная, добрая, общительная.

2.4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После проведенного исследования мы получили следующие результаты: дети, находившиеся в контрольной группе, хуже усвоили материал, по сравнению с детьми экспериментальной группы.

Все самостоятельные работы, проводимые в конце уроков, у детей экспериментальной группы были на высоком уровне. Дети усвоили много материала.

Результаты обследования детей контрольной группы.

№ п/п

Оценка количества

Оценка количества

Наглядный показ количества

Элементарный счет

Владик Б.

3

3

2

2

Влад Б.

3

2

2

2

Слава Г.

2

2

2

2

Света Д.

3

3

2

2

Оля М.

2

1

2

2

Игорь Н.

4

3

3

4

Средний балл

2,8

2,3

2,2

2,3

Результаты обследования детей экспериментальной группы.

№п/п

Оценка количества

Оценка количества

Наглядный показ количества

Элементарный счет

Таня Н.

4

4

3

3

Коля О.

4

4

4

4

Женя С.

4

4

4

4

Настя Ц.

4

3

3

3

Леня Ш.

4

4

3

4

Маша Ш.

4

4

4

4

Средний балл

4

3,8

3,5

3,7

Чтобы наглядно увидеть результаты обследования детей, мы составили диаграмму.

Исходя из диаграммы видно, что у детей экспериментальной группы уровень знаний выше, чем у детей контрольной группы.

Когда дети экспериментальной группы выполняли методику «Оценка количества», то только один раз Настя Ц. допустила ошибку, и то, когда ей сказали «Проверь, правильно ли ты посчитала», она исправила свою ошибку. Дети же контрольной группы выполняли задание плохо, только Игорь Н. выполнил задание быстро и верно, Ольга М., при счете фигур в треугольниках, посчитала правильно только две фигуры, далее расплакалась и отказалась выполнять дальнейшее задание, остальные дети считали не правильно, были не активны при выполнении задания.

При «наглядном показе количества» дети контрольной группы средне справились с заданием. Средний балл у группы – 2, 2 балла из 4. У детей контрольной группы по данной методике средний балл – 3,5.

Проба «Элементарный счет» показала следующие результаты: дети экспериментальной группы справились с заданием очень хорошо, у 4 детей из 6 были максимальные оценки за выполнение методики. У 5 детей контрольной группы оценка 2.

Подводя итог по проведенным методикам можно сделать вывод, что у детей контрольной группы преобладает средний уровень сформированности  представлений о числах первого десятка, в то время как у детей экспериментальной группы практически всегда мы наблюдаем высокий уровень, лишь иногда дети затрудняются при выполнении какого-либо задания. У детей экспериментальной группы самая низкая средняя оценка – 3,5 баллов, в то время как у детей контрольной группы эта оценка равна 2,2 баллам.

Исходя из этого следует, что наглядные средства в процессе изучения чисел первого десятка необходимы. Их демонстрация помогает учащимся лучше овладеть новым материалом, получить более обширные знания, усвоить материал на более высоком уровне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов в обучении, использующийся еще с древних времен и который и в наше время остается самым доступным для детей с интеллектуальной недостаточностью. В основе данного принципа лежат органы чувств человека, обладающие различной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Наглядность особенно важна в обучении математике, потому что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а при правильном ее применении она содействует развитию абстрактного мышления.

Успех в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий. Опора на чувственные образы ощущения и восприятия ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные пособия являются одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, задачи, которые мы поставили перед собой в начале работы: изучить научную литературу по проблеме исследования, выявить особенности использования наглядных средств в процессе изучения чисел первого десятка, дать характеристику умственной отсталости, организовать исследование по проблеме, провести эксперимент и обработать результаты, были решены. Целью исследования было изучить влияния наглядных средств на уроках математики и выявить их влияние на уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы. Цель нами  была достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 2009.

2. Артемов А.К. Обучение математике. - Пенза, 2005.

3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. Учебное пособие для учащихся педучилищ - М.: Просвещение, 2010.

4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах - М.: Просвещение, 2011.

5. Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь // Советская педагогика. - 1992. - № 12.

6. Власова Т.А. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии // Дефектология. - 1970. - № 6.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова – СПб.: АСТ, 2008.

8. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщения I - V // Доклады АПН РСФСР, 1960.- № 1.

9. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.

10. Иванова Т.Т., Резник Н.А. Некоторые визуальные средства на уроках математики // Начальная школа. - 1995. - № 5.

11. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах - М.: Просвещение, 2012.

12. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

13. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - М.: Изд. центр «Академия», 2012.

14. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах - М.: Просвещение, 2012.

15. Кабанова Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся - М.:Просвещение, 2008.

16. Каган В.Ф. О свойствах математических понятий - М.: Наука, 2010.

17. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В.- Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2002.

18. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из педагогических сочинений Том 1 - М.: Педагогика, 1974.

19. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

20. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

21. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах: пособие для учителя  - М.:Просвещение, 2011.

22. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

23. Моро, М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах - М.: Просвещение, 2010.

24. Петерсон, Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации. Пособия для учителей - М.:Просвещение, 2012.

25. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.

26. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2001. - Книга 1: Общие основы. Процесс обучения.

27. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н.Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырева. - М.: Просвещение, 2012.

28. Пышкало, А.М. Средства обучения математике - М.: Просвещение, 2008.

29. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Просвещение, 2010.

30. Скаткин, Л.Н. Методика начального обучения математики - М.: Просвещение, 2009.

31. Смирнова Л.В. Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»  // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 9.

32. Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики// Журнал «Начальная школа» № 4.- 2001.

33. Соколова, А.В. Наглядные средства и их значение для повышения эффективности обучения слабовидящих учащихся младших классов: Методические рекомендации. - Л.: Лениздат, 1979.

34. Средства обучения математике в начальных классах. Сборник статей. М., 1981.

35. Столяр, А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических институтов  - Мн.: Высшая школа, 2011.

36. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю // Сборник сочинений: в 5 т.— К. : Рад. шк., 1979. - Т. 2.

37. Фаддейчева Т.И. Обучение устным вычислениям// Начальная школа. - 2003. - № 10.

38. Целищева И.И. Карточки для профилактики и диагностики ошибок в вычислениях// Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2.

39. Шергина В.В. Цвет и форма наглядных пособий// Журнал «Начальная школа».- № 5.- 1997.

40. Эрдниев П.М. Эрдниев Б.П.. Теория и методика обучения математике в начальной школе - М.:Просвещение, 1999.

41. http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Apn/2010_7/izbrag

42. http://do.gendocs.ru/docs/index-104815

43. http://works.tarefer.ru/70/100101/index

44. http://xreferat.ru/71/1907-3-ispol-zovanie-sredstv-naglyadnosti-na-urokah-matematiki-v-nachal-nyh-klassah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занимательности в процессе изучения чисел первого десятка

Статья посвящена тому, что очень важно на первых этапах изучения чисел первого десятка использовать занимательность и приведены некоторые виды заданий!...

Роль занимательности в процессе изучения чисел первого десятка

Презентация наглядно показывает, какие виды заданий желательно использовать на уроках математики при знакомстве с числами первого десятка!...

Изучение чисел первого десятка

Карточки для изучения числа первого десятка. В просмотре на сайте таблицы и картинки сбиты, но в самом файле когда скачаете будет всё ровно....

Методика изучения чисел первого десятка для детей с ОВЗ (школа VIII вида)

Методика изучения чисел первого десятка в 1 классе для детей с интеллектуальными нарушениями...

Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения

laquo;Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения( английский язык)».Лингвострановедческий материал- средство формирования...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Методика изучения чисел первого десятка обучающихся с умственной отсталостью...