Методический семинар
материал (3 класс) на тему

Кирюхина Елена Владимировна

Методический семинар на тему Проблемное обучение на конкурс Учитель года 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Кирюхина Елена Владимировна. Я учитель начальных классов  в МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова.

-Я предлагаю вам на минуту стать учениками и ответить на мой вопрос: «Какие бывают уроки?» (интересный, веселый, сказочный, скучные…)

-А теперь вернемся в реальность и ответим на этот вопрос как учителя: «Какие бывают уроки?» (методически грамотный, познавательный, стандартные..)

- А о каком уроке вы мечтаете? (умный, продуктивный…)

Урок, который предполагает творческую активность учителя, ученика. Урок на котором ученик получает не готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится объектом). Урок на котором развивается речь и логическое мышление. Провести такой урок стремится каждый из нас.

Реализовать все это не возможно без технологии проблемного обучения.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З

Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Например, снова представим, что вы ученики. Урок русского языка во втором классе. Тема: Существительные одушевленные и неодушевленные. (второй урок)

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с вами  с именами существительными одушевленными и неодушевленными. Что это за существительные?

Дети. Одушевленные существительные –это существительные, которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные существительные – это существительные, которые обозначают явления, события, неживые предметы и отвечают на вопрос что?

Учитель. Хорошо. Распределите слова в две группы по этому признаку.

На доске: Медведь, дерево, праздник, спутник, машинист, солнце, ласточка.

Запись.

Кто?        Что?

Медведь        дерево

Машинист        праздник

Ласточка        солнце

Слово «спутник» некоторые учащиеся записывают в первый столбик, а другие во второй.)

-У вас ребята возникла проблема?

-Какая задача перед нами стоит: Определить одушевленным или неодушевленным является слово «спутник»

-Давайте подумаем, почему сложилась такая ситуация? Петя, ты как рассуждал, Маша а ты? Спутник – это Луна, спутник – это, человек который встретился в дороге.

-Слово «спутник» многозначное. Как же нам определить какое оно одушевленное или неодушевленное.

-Необходимо составить с ним предложение.

Вывод: У многозначных слов часто только в предложении можно определить на какой вопрос они отвечают и какими существительными они являются: одушевленными или неодушевленными.

Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики проблемные ситуации общие для всех предметов:

  1.  Не могу! (дается практическое задание не выполнимое вообще).
  2. Несоответствие (дается знание, где надо использовать знания в новой ситуации)
  3. Конфликт (ситуация рассматривающая противоположности)
  4. Неопределенность (неоднозначные решения в виде недостатка (лишних) данных
  5. Ошибка! (Задания с заведомо допущенной ошибкой)

Проблемная ситуация возникла если у класса возник эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, чешут затылок, недоуменно смотрят на учителя. (удивление или затруднение)

Но из проблемной ситуации нужно еще выйти. В этом нам поможет диалог: побуждающий (отдельные вопросы и побудительные предложения подталкивающие мысль ученика) и подводящий (система посильных ученику вопросов, заданий, подводящих его к открытию мысли).

Итак, с помощью проблемного обучения мною решаются многие педагогические проблемы:

  • Самостоятельный поиск новой информации
  • Овладение навыком решения задач
  • Развитие личностных качеств
  • Прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешению проблемной ситуации достигается полное понимание материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...