Конспект урока по развитию речи "Постановка смысловых вопросов к предложению"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспект урока по развитию речи "Постановка смысловых вопросов к предложению" в 4 классе школы для детй с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 1451

Конспект открытого урока по развитию речи в 4 БК классе на тему «Постановка смысловых вопросов к предложению».

                                   

   

Подготовила:

учитель начальных классов

Кулакова Анна Павловна

Москва, 7 декабря 2016 год

Тема: Постановка смысловых вопросов к предложению.

 Цель: Формировать и развивать умение задавать смысловые вопросы к предложению.

Задачи: Образовательные: 

сформировать умение задавать смысловые вопросы к предложению;

развивать чувство языка;

формировать умение анализировать контекст и выделять нужное слово для составления вопроса;

уточнить представления учащихся о функционировании вопросительных слов в предложении;

развивать умение переносить новые знания в разные учебные ситуации.                                                                             Коррекционные:  

развивать словесно-логическое мышление;

стимулировать познавательную деятельность;

корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие;

развивать: навыки самоконтроля, усидчивости.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в парах.                                                                                                                Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время занятия; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование:  демонстрационные карточки со смысловыми вопросами; карточки с заданиями для работы в паре; конверты с ответами для составления диалога

Ход занятия:

Этап

Задачи этапа

Задание, инструкция, деятельность учащихся

Материал к заданиям

I.Организационный

момент

(1 мин.)

Сконцентрировать внимание, подготовить  к восприятию и выполнению инструкций

Приветствие гостей:

У.: На нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуйте их.

Уч. поворачиваются к гостям, приветствуют их кивком головы.

Проверка готовности к занятию:

У.: Проверьте, готовы ли вы к  занятию?

Уч. проверяют готовность к занятию.

У.: Садитесь, пожалуйста. Откройте тетрадь, запишите число: Седьмое  декабря.

Уч. открывают тетради, записывают число.

У.: Слушайте  внимательно, отвечайте полным, развёрнутым ответом. Желаю вам успехов на занятии.

II.Ориентировочно-обучающий

(8-10 мин.)

Развитие слогового синтеза.

Выявить  у учащихся умение задавать вопросы к предложению;  

развивать чувство языка; формировать умение анализировать контекст и выделять нужное слово для составления вопроса; развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность

У.: Отгадайте загадки, назовите первый слог слова-отгадки.

1. Домок маленький, а жителей счету нет. (Улей). Слог-У (Учитель записывает на доске).

2. Не живая, а идет, неподвижная, а плывет. (Дорога – до)

3. Не поедет без бензина наша быстрая … (машина – ма)

4. Спутница земли, планета, круглолица и бледна. Ярко светит нежным светом с неба тёмного… (луна – лу)

5. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит. Родилась в воде, а живет на земле. (Жаба-жа)

На доске:

У до ма жа ба

У: Что получилось?

У.:Объедините слоги в слова, а слова в предложение. Запишите.

У дома лужа.

У.: Сколько слов в предложении?

Уч.: Три слова.

У.: Подумайте, какой вопрос можно задать к предложению. Запишите его.

Уч.: Где лужа? Что у дома?

У.: Прочитайте, какие вопросы получились.

Уч.: Читают.

У.: вывешивает карточки с вопросами.

Коллективный анализ, редактирование.

У.: Правильно составить вопросы (вопросительные предложения) вам помогают смысловые вопросы. Начинайте составлять вопросительное предложение с вопросительного слова.

У.: Сегодня на занятии мы будем учиться задавать вопросы к предложению.

Картинки с ответами.

Где…?

Что…?

Демонстрационные карточки со смысловыми  вопросами:

Когда …?

Кто …?

Что делал …?

Что …?

Какой …?

Кому …?

III. Репродуктивно-продуктивный

(10-12 мин.)

Уточнить представления учащихся о функционировании вопросительных слов в предложении; закрепить умение задавать вопросы к предложению; развивать умение выполнять задания по аналогии

У.: Давайте перейдем к следующему заданию. Прочитайте предложение на доске. Один учение читает вслух. Задайте наибольшее количество вопросов к нему. Запишите вопросы.

Учащиеся читают предложения. Придумывают вопросы.

(примерные ответы детей:

Когда Олег читал сказку младшей сестре? Кто вчера читал сказку младшей сестре? Что делал вчера Олег? Какой сестре Олег вчера читал сказку? Кому вчера читал сказку Олег?

Коллективная проверка. Анализ допущенных ошибок. Редактирование ошибок.

На доске:

Вчера Олег читал сказку младшей сестре.

IV. Физминутка 

(1-2 мин.)

Соблюдать режим охраны зрения

Зрительная и мимическая гимнастика.

V.Продуктивный

(5-7 мин.)

Формировать и развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию

Каждая пара учащихся получает конверт с заданием.      

Уч.: Продолжаем работать в парах. Предлагаю вам попробовать составить диалог.

У. открывают конверты, достают предложенное им задание, читают предложенные ответы

Л.: Вам предложены ответы, а вопросы надо придумать. Прочитайте ответы. Подумайте, в какой ситуации может состояться диалог, о чём вы должны спросить, чтобы получить такой ответ. Обращаю ваше внимание, что вопросы должны быть связаны по смыслу с ответами и между собой. Будьте внимательны.

Учащиеся читают ответы, составляют два диалога.

Конверт для каждой пары с ответами для составления диалогов:

Вопрос сколько…?

1 конверт:

«Серебряное копытце»; 10 страниц.

2 конверт:

в 6 часов вечера; в парке у памятника

3 конверт:

Куриный суп; бабушка.

4 конверт:

Зимняя куртка; 2 тысячи рублей.

5 конверт:

На море; две недели.

VI.Заключительный

(5 мин.)

Проанализировать ошибки, допущенные при выполнении задания, подвести итог занятия

Учащиеся выходят к доске, проговаривают диалог.

(примерный ответ детей:

  1. пара –

Что ты читаешь?

Сколько в книге страниц?

  1. пара –

1.Во сколько ты пойдешь сегодня гулять?

Во сколько ты встречаешься сегодня с друзьями?

2. Где ты будешь гулять?

Где ты встречаешься с друзьями?

  1. пара –

Что ты ел на обед?

Кто его готовил?

  1. пара –

1.Что ты оденешь на прогулку?

Какое пальто ты оденешь вечером?

Что вы купили вчера в магазине?

2. Сколько стоит твоё пальто?

Сколько вы заплатили за пальто?

  1. пара -

Где ты отдыхал?

Сколько ты был на море?

Коллективный анализ допущенных ошибок.

У.: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы учились задавать вопросы к предложению. С какого слова надо начинать построение вопросительного предложения?

Уч.: Правильно составить вопросы нам помогают смысловые вопросы, с которых начинается вопросительное предложение.

У.: Какие смысловые вопросы мы использовали?

Оценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе, для детей с нарушением слуха. Тема: Составление распространённых предложений по схеме Кто? что делает? что? по теме «Семья».

Цель: учить составлять предложения по схеме  Кто? что делает? что? С опорой на сюжетную картинку.Задачи: •         Учить обучающихся соотносить действие пр...

Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».

Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему  Кто? что делает?  Задачи: •         Учить обучающихся соотносить дейст...

конспект урока по развитию речи "Употребление слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

Целью данного урока было: познакомить учащихся с прилагательными, научить детей различать прилагательные по родовым признакам; учить глухих учащихся строить правильно предложения; развивать словарный ...

Конспект урока по развитию речи "Изложение по обобщенным вопросам "Опасная встреча".

Конспект поможет научить младших школьников писать изложение по обобщенным вопросам....

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по развитию речи в 1 классе ( В.2.2) на тему«Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?»

Цель: формировать умения составлять предложения со словами, отвечающие на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?Задачи:Образовательные: учить давать краткий и полный ответ на вопросы, соотносить прочитан...