Урок "Моя первая работа - мой первый доход"
классный час по теме

Бондарева Наталья Владимировна

Данный материал является результатов моего обучения на курсах финансовой грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopeechka_normalnaya.docx77.29 КБ
Файл kopeechka.pptx596.25 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал РАНХиГС

Проект

“Моя первая работа – мой первый доход”

Разработчики педагогического проекта:

Анашкина Н.Д.

Бондарева Н.В.

Долгих В.Н.

Жидоморова Е.Ю.

Садикова И.В.

Калининград

2017 год


Оглавление

Пояснительная записка        3

Содержание проекта        5

Формы и система оценивания результатов        6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:        6

Приложения        7

Приложение № 1        7

Приложение № 2        7

Приложение №3        7

 


Пояснительная записка

В современном мире деньги играют важную роль. Для того чтобы человек смог удовлетворить свои потребности требуются финансовые вливания. И не важно, сколько лет человеку. Все чаще школьники, начиная с младших классов, задумываются о способах заработка в свободное от обучения время. В связи с этим, педагогам и родителям необходимо вести разъяснительную работу о возможных способах заработка, приемлемых для несовершеннолетнего, о возможных рисках и льготах, связанных с трудоустройством. Также необходимо помнить, что мало ознакомить ребенка со способами заработка, важно объяснить ценность заработанных средств и как следствие – рациональность их расходования.

Целевая группа: 

13-15 лет

Продолжительность проекта: 

2 академических часа.

Цель проекта: 

- Знакомство обучающихся с видами заработков, приемлемыми для несовершеннолетнего, возможными рисками и льготами, а также формирование потребности в рациональном расходовании денежных средств.

Задачи проекта:

 - Познакомить с терминологией и правовой базой.

- Рассмотреть возможные варианты заработка для школьников.

- Проанализировать имеющийся личный опыт в сфере наемного труда.

- Выявить возможные риски при найме на работу.

- Формировать навык разумного расходования заработанных денежных средств.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание новой социальной роли (наемный работник); ориентации на соблюдение моральных норм поведения;

- формирование элементов гражданского самосознания – осознание себя членом общества, государства.

Метапредметные

познавательные:

- воспринимать учебный текст, а также речь учителя и одноклассников как способ получения информации;

 - осознанно оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями.

регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.

- умение организовать самостоятельную деятельность.

- умение пользоваться разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими.

коммуникативные:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стараться понять мысль другого;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осваивать различные способы взаимной помощи.

Предметные:

- Знакомство с правовыми нормами.

- Осознание приемлемых форм заработка для несовершеннолетнего.


Содержание проекта

Реализация проекта предусматривает проведение двух занятий. Первое носит теоретический характер. На занятии предполагается выявление мотива летнего заработка, т. е. наличие определенной цели, требующей наличия денежных средств, знакомство с законодательством в сфере трудоустройства подростков, мониторинг организаций, занимающихся трудоустройством подростков, выявление разрешенных профессий, льгот и возможных рисков.  Данное занятие рекомендовано проводить в апреле-мае, т.к. у обучающихся высок интерес к возможностям летнего заработка. В ходе занятия обучающимся предстоит ознакомиться:

- со ст. 63 Трудового кодекса РФ;

-  терминологией, используемой в ходе занятия (Приложение 1);

- видеоматериалом https://youtu.be/NGYmehS76lc 

На первом уроке в качестве формы общения выступает дискуссионный диалог, с включением элементов фронтального опроса, важно выяснить цель летней подработки обучающегося, для чего ребенку нужны денежные средства, чтобы в дальнейшем стало возможным проконтролировать достижение цели, рациональности расходования заработанных средств. Далее следует ознакомление с трудовым законодательством, рассмотрение вариантов профессий с последующей оценкой их доходности, легальности.

На завершающем этапе занятия, каждый обучающийся создает для себя памятку, в которой отразит наиболее важные тезисы, которые необходимо знать подростку при первом трудоустройстве.

Второе занятие проводится осенью с целью выявления подростков, которые использовали полученные теоретические знания и применили их на практике.


Формы и система оценивания результатов

В итоге первого занятия обучающимся предлагается согласиться или не согласиться с утверждениями, направленными на выявление достаточности/ недостаточности полученных знаний и выполнить тест «Данет - ка». (Приложение 2).

На втором занятии обучающимся предлагается в свободной форме проанализировать собственный опыт первого трудоустройства и сопоставить поставленную цель заработка денежных средств и полученный результат (удалось ли достигнуть).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска, проектор (или телевизор)
  • Компьютеры с доступом в Интернет (или словарные статьи с определениями терминов, словари)
  • Листы с терминами
  • Заготовка памятки
  • Распечатанный тест “Данет-ка”

Дополнительно:


Приложения

Приложение № 1

Работодатель, трудовой договор, льгота, неполный рабочий день, заработная плата, СНИЛС, трудовая книжка, ПФР.

Приложение № 2

  1. Я знаю, куда потрачу деньги, которые заработаю. У меня есть определенная цель.
  2. Я знаю о рисках, которые могут произойти при устройстве на работу.
  3. Я знаю о положенных льготах.

 Тест «Данет - ка»

  1. Заработная плата — это вознаграждение за труд. (ДА)
  2. Ты имеешь право работать с любого возраста. (НЕТ)
  3. Можешь ли ты работать в ночное время? (НЕТ)
  4. Трудовую книжку оформляют родители (опекуны)? (НЕТ)
  5. Пойдут ли отчисления с твоей зарплаты в ПФР? (ДА)

Приложение №3

План-конспект занятия “Моя первая работа – мой первый доход”

(часть 1)

Цель: знакомство обучающихся с видами заработков, приемлемыми для несовершеннолетнего, возможными рисками и льготами, а также формирование потребности в рациональном расходовании денежных средств.

Задачи:

  1. расширение знаний в области трудового законодательства;
  2. формирование способности сопоставлять получаемые знания и желаемый результат;
  3. развитие коммуникативных компетенций;
  4. развитие навыка самостоятельного поиска информации;
  5. формирование умения применять полученные теоретические знания на практике.

Тип: изучение нового материала

Ход занятия

  1. Орг. момент
  2. Актуализация. Постановка цели и задач.

- Ребята, кто из вас задумывался о том, чтобы поработать летом?

Для чего вы хотите поработать? Какова цель? (выслушиваются ответы)

Но ведь деньги можно и у родителей попросить? Накопить? (размышления, ответы детей)

Итак, если обобщить ваши ответы, то выходит, что цель вашей летней подработки – получение денежных средств для удовлетворения собственных потребностей.

Хорошо, вы решили найти работу.

С чего начнете? Почему? (ответы)

Куда пойдете? Почему? (ответы)

Какие документы возьмете с собой? Почему именно эти документы?  (ответы)

Какие документы вам должен дать работодатель, если согласен вас трудоустроить? Почему эти? (ответы)

Где или кем вы бы хотели работать? Обоснуйте. А где и кем вам работать нельзя? По какой причине? (ответы)

В какие рискованные ситуации, связанные с работой, вы можете попасть? Дайте аргументированный ответ. (ответы)

Я задала вам много вопросов. Вы ответили на них в силу имеющихся у вас знаний. Теперь предлагаю разобраться более детально.

Целью нашего урока станет поиск ответов на вопросы, которые вызвали сейчас наибольшие затруднения и проверка ответов на вопросы, которые не показались нам сложными. У каждого на столе находится заготовка для памятки, которую мы будем заполнять по ходу занятия.

Памятка

О чем важно помнить, при приеме на работу

  1. Изучение нового материала

- Посмотрите на доску (на доске закреплены листы бумаги с терминами). Здесь вы встретите слова, словосочетания, которые имеют отношение к нашей теме. Предлагаю желающим выйти по одному к доске, выбрать лист и попытаться объяснить то, что на нем написано.

На листах написаны слова: работодатель, трудовой договор, льгота, неполный рабочий день, заработная плата, СНИЛС, трудовая книжка, ПФР.

Если обучающийся не может дать определение понятию, следует адресовать вопрос классу. В случае, когда ученики не дают ответ, следует организовать самостоятельный поиск ответа посредством сети Интернет или подготовленных словарных статей либо словарей.

- С терминологией разобрались. Скажите, пожалуйста, кто-то из вас уже работал? Поделитесь опытом. (Если в классе есть такие дети, то следует уточнить, где они работали, сколько лет было на момент приема на работу, какова была процедура приема на работу, имели ли место какие-либо негативные моменты)

- Разобраться в нашей теме поможет видеоролик. (просмотр до 3.19)

С какого возраста можно работать? Кто подписывает трудовой договор? Зачем трудовой договор нужен? Поразмышляйте, можно ли работать без него? Чем рискуете? (Здесь следует пояснить детям, что трудовой договор является гарантом выплаты заработной платы, от которой пойдут отчисления в ПФ. Ребенок уже начал заботу о своей будущей пенсии. Также договор необходим, чтобы защитить свои права в случаях травм и т.п, обеспечить получение льгот). Какой документ должны написать родители, чтобы вас приняли на работу?

- Считаете ли вы нужным записать что-то себе в памятку?

Памятка

О чем важно помнить, при приеме на работу

Работать можно с 14 лет. Обязательно согласие родителей.

  • Продолжим просмотр (3.20 – 5.06 )
  • Задайте вопрос одноклассникам по содержанию фрагмента. (Если ученики не смогут сформулировать вопросы, их задает учитель)

- Что запишем в памятку?

Памятка

О чем важно помнить, при приеме на работу

Работать можно с 14 лет. Обязательно согласие родителей.

Запрещены тяжелые физ.нагрузки, работа в ночное время, сверхурочно, в выходные дни

Медосмотр обязателен

- Продолжаем просмотр (5.06 – 7.32). Дополните памятку

Памятка

О чем важно помнить, при приеме на работу

Работать можно с 14 лет. Обязательно согласие родителей.

Запрещены тяжелые физ.нагрузки, работа в ночное время, сверхурочно, в выходные дни

Медосмотр обязателен

Сокращенный рабочий день. 15-16 лет – 24 часа в неделю (5 часов в день)

16-18 лет – 35 часов в неделю (7 ч в день)

  • Смотрим дальше (7.35 – до конца)
  • Какую новую информацию узнали? Дополните памятку?

Памятка

О чем важно помнить, при приеме на работу

Работать можно с 14 лет. Обязательно согласие родителей.

Запрещены тяжелые физ.нагрузки, работа в ночное время, сверхурочно, в выходные дни

Медосмотр обязателен

Сокращенный рабочий день. 15-16 лет – 24 часа в неделю (5 часов в день)

16-18 лет – 35 часов в неделю (7 ч в день)

Взять с собой паспорт, СНИЛС. Трудовую книжку оформит работодатель.

Нужно ознакомиться с ТБ

Испытательный срок запрещен

- Для чего мы составили памятку? А с чего начнете поиск работы? Куда пойдете? (Можно предложить ученикам самостоятельно при помощи сети Интернет найти ресурсы, помогающие трудоустройству несовершеннолетних. Осознать факт наличия специализированных компаний (Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области))

  1. Рефлексия

- Ребята, сейчас я снова задам вопросы, которые звучали в начале урока. Попытайтесь ответить на них, используя полученные знания.

- В какую организацию обратитесь с вопросом о трудоуcтройстве?

- Какие документы возьмете с собой на встречу с работодателем? Какие документы вам должен выдать работодатель? Где или кем вам можно работать? В какие рискованные ситуации, связанные с работой, вы можете попасть? Перечислите плюсы официального трудоустройства.

- Предлагаю прочитать 3 утверждения и согласиться или не согласиться с ними, но не вслух, а самому себе.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Я знаю, куда потрачу деньги, которые заработаю. У меня есть определенная цель.
  2. Я знаю о рисках, которые могут произойти при устройстве на работу.
  3. Я знаю о положенных льготах.

- Выполните тест «Данет - ка»

  1. Заработная плата — это вознаграждение за труд. (ДА)
  2. Ты имеешь право работать с любого возраста. (НЕТ)
  3. Можешь ли ты работать в ночное время? (НЕТ)
  4. Трудовую книжку оформляют родители (опекуны)? (НЕТ)
  5. Пойдут ли отчисления с твоей зарплаты в ПФР? (ДА)

(проверка теста с целью выявление уровня знаний учащихся по теме)

- Ребята, сегодня на занятии мы обсудили вопросы, касающиеся вашего первого трудоустройства. Составили памятку, которая напомнит  важные аспекты при приеме на работу. После летних каникул, мы с вами обсудим, кому удалось устроиться на работу, и вы поделитесь своим опытом.

План занятия “Моя первая работа –мой первый доход”

(часть 2)

Данное занятие следует построить в форме беседы, в ходе которой дети расскажут о том, кому удалось устроиться на работу официально, какие положения из памятки были удовлетворены работодателем, а какие нет. Возможно, кто-то из детей работал неофициально, без трудового договора. В данном случае следует осветить минусы подобного трудоустройства. Важно вернуть детей к мотиву, спровоцировавшему желание устроится на работу. Обсудить, потрачены ли финансовые средства рационально, согласно поставленной цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Моя первая работа – мой первый доход » Разработчики проекта : Анашкина Н.Д. Бондарева Н.В. Долгих В.Н. Жидоморова Е.Ю. Садикова И.В. Калининград 201 7 год Программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» Региональный методический центр по финансовой грамотности Место проведения проекта: МАОУ СОШ Продолжительность проекта: 2 часа

Слайд 2

Структура проекта: Шаг 1. Пояснительная записка Шаг 2. Содержание проекта Шаг 3. Формы и система оценивания результатов Шаг 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Шаг 5. Приложение

Слайд 3

Проектная идея В современном мире деньги играют важную роль. Для того чтобы человек смог удовлетворить свои потребности требуются финансовые вливания. И не важно, сколько лет человеку. Все чаще школьники, начиная с младших классов, задумываются о способах заработка в свободное от обучения время. В связи с этим, педагогам и родителям необходимо вести разъяснительную работу о возможных способах заработка, приемлемых для несовершеннолетнего

Слайд 4

Знакомство обучающихся с видами заработков, приемлемыми для несовершеннолетнего, возможными рисками и льготами, а также формирование потребности в рациональном расходовании денежных средств . Цели и задачи проекта Задачи проекта: Цель проекта:

Слайд 5

Содержание проекта Реализация проекта предусматривает проведение двух занятий. Первое занятие Проводится в апреле-мае. На занятии предполагается выявление мотива летнего заработка, т. е. наличие определенной цели, требующей наличия денежных средств, знакомство с законодательством в сфере трудоустройства подростков, мониторинг организаций, занимающихся трудоустройством подростков, выявление разрешенных профессий, льгот и возможных рисков. Второе занятие Проводится осенью с целью выявления подростков, которые использовали полученные теоретические знания и применили их на практике.

Слайд 6

Формы и система оценивания результатов

Слайд 7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение : Компьютер Интерактивная доска, проектор (или телевизор) Компьютеры с доступом в Интернет (или распечатки с определениями терминов) Дополнительно: Трудовой кодекс РФ видеоматериал https :// youtu . be / NGYmehS 76 lc Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Конкурсная работа "Первый раз в первый класс!"

Презентация  о первом уроке в школе. Классный час "Первый раз в первый класс!"...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

первое родительское собрание "Первый раз в первый класс"

собрание проводится перед началом учебного года...

Первое родительское собраине "Первый раз в первый класс" Презентация "Собираем портфель"

Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребенка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Какая роль принадлежит родителям, учителю в учебной деятельности ребенка?Однозначно ответов на ...

Первый раз в первый класс. Сценарий первого классного часа

пробудить у детей интерес к школе, знаниям;вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные переживания;развивать в детях стремление узнавать что-то новое...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....