Статья
статья на тему

Авраменко Алла Сергеевна

Личностно-ориентированное обучение — средство формирования познавательной активности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение — средство формирования познавательной активности младших школьников

Авраменко Алла Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №92 городского округа город Воронеж

     Личностно-ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой. Анализ различных теоретических подходов, сложившихся в педагогике и психологии, позволяет сделать заключение, что личностно-ориентированная парадигма образования в истории науки развивалась постепенно и была представлена учеными просветителями в контексте гуманистических представлений о предназначении человека. Педагоги-практики стремились сделать такую школу, где ученик был бы свободен. Личностно-ориентированное образование влияет на преобразование общества, тем самым являясь механизмом социогенеза. Благодаря включенности в образование субъектного опыта учащегося можно развивать его творческий потенциал. Его раскрытие возможно только при сотрудничестве с учителем. Но как реально сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании? Все эти вопросы задает себе каждый учитель-практик. Хочется поделиться некоторыми приемами работы, посредством которых удается осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.

     Каждый урок строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы урока должны отвечать

поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учитель сообщает ученикам тему и цель урока или ученики формируют их сами. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.

     Сообщая тему урока, важно создать положительный эмоциональный фон. Так, если урок развития речи начать с чтения слов    К.Г. Паустовского: «С помощью языка можно творить чудеса» — и предложить ученикам попробовать на уроке «создать чудо», то вдохновение просыпается, ученики с интересом берутся за дело. Иногда тема урока сама по себе интересна ученикам, и тогда учитель может спросить, что учащимся уже известно по данной теме и на какие вопросы они хотели бы получить ответ на этом уроке. Таким образом, ученики сами ставят задачи урока.

     Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока. В этом поможет прием «создание проблемной ситуации». Так, при изучении темы «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих» школьники сталкиваются с противоречием: правило запоминают быстро, а на практике довольно часто допускают ошибки. Возникает вопрос: почему? Учащиеся пытаются объяснить это так: «Не всегда удается «почувствовать опасность» при написании слов в тексте». Тогда возникает следующий вопрос: как избежать этих ошибок? Учащиеся предлагают потренироваться в написании слов с новой орфограммой в определенной последовательности: слово, словосочетание, предложение, текст. Таким образом, учащиеся осознанно формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока.

     Для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении наиболее эффективно использовать групповые формы работы, так как детям значительно легче учиться вместе, при этом возрастает уровень осмысления и усвоения материала, активизируется познавательная деятельность школьника, развивается культура их общения. Подобную работу можно организовывать в любой части урока: на этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия — формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы — применяют знания. По мнению В. Ильина, «...смысл литературы в том, чтобы состоялась духовная встреча писателя и мысли читателя». Как же добиться этой духовной встречи? Как

провести анализ литературного произведения, не отбив при этом интерес к уроку? В этом может помочь прием составления вопросов. После первичного знакомства с текстом учащимся или группе учащихся предлагается составить вопросы к тексту, начиная их словом «почему». Все вопросы записываются на доске. Ученики задают вопросы, отвечая на которые они находят главную мысль произведения, определяют литературные приемы, используемые автором. Анализ литературного произведения проходит интересно и непринужденно, так как ученики сами составили вопросы, сами отвечают на вопросы одноклассников, т.е. из объектов становятся субъектами учебной деятельности. Так, например, к произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок» ученики предложили следующие вопросы:

Почему цветку так хотелось жить?

Почему девочка ночью идет через пустырь и несет письмо, ведь это можно сделать и утром?

Почему именно Даша оказалась на этом пустыре?

Почему это произведение автор называет сказка-быль?

Почему дети перестали приходить на пустырь?

Почему автор говорит про цветок: живой и терпеливый?

Почему Даше показалось, что новый цветок тянется к ней?

     В ходе обсуждения ученики пришли к выводу, что Даша и неизвестный цветок были очень похожи между собой, ведь они умели очень тонко чувствовать, замечали то, что другие не видели, а самое главное —

и Даша, и цветок были одиноки, вот потому-то и возникла дружба между цветком и девочкой. Кроме того, в этом произведении затрагивается тема памяти: Даша помнит о своей маме, скучает без нее, целый год не забывает о цветке и, приехав снова в лагерь, спешит увидеть его. Да и растение способно помнить заботливое отношение человека, быть благодарным ему. Можно найти в природе (в растении) то, чего не находишь в окружающих людях: терпение, трудолюбие, понимание и дружбу.

     Очень полезно при личностно-ориентированном подходе предлагать школьникам ситуацию выбора, так как это дает возможность ученикам проявить свою индивидуальность. При выполнении самостоятельной работы школьник сам может выбрать уровень сложности предлагаемых заданий. Можно предложить домашнее задание по выбору учащегося. Например, подготовить выразительное чтение текста, или составить портрет главного героя, или выполнить задания в тетради на печатной основе. При проверке такого домашнего задания учитель сможет оценить не только качество выполнения, но и выбор ученика, его индивидуальность.

     Итак, цель личностно-ориентированного урока — создание условий для раскрытия личности ученика.

      Средствами достижения цели становятся:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;

-использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

-оценка деятельности ученика не только по результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

-поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

-создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

     Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности — учении, а урок — основная форма ее организации! Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность, а учитель при этом повышает свою квалификацию.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004.

Мечинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Метод. рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М., 2008.

Бакулина Г.А. Теоретическое обоснование и практическая реализация методики обучения русскому языку средствами субъективизации //

Начальная школа. 2008. № 7.

Зыков М.Б. Формирование и развитие человеческого капитала в школе / М.Б. Зыков,

И.В. Кучма, Н.Р. Сабанина, А.М. Зыков //Школьные технологии. 2012. № 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской

Федерации. М., 2012

Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

Виноградова Н.Ф.   Не только учить, но и развивать. – Образовательная политика, 2010, №1-2, с. 102-107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...