Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе
рабочая программа (4 класс) на тему

Рысакова Любовь Борисовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_lit_chten_v_4_kl.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВЯЖЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКОЙ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОРШАНСКОГО РАЙОНА

Рассмотрена и рекомендована методическим советом

МБОУ Устьинская СОШ

31.08.2016г.

Протокол № 1______

Утверждена

приказом по

МБОУ Устьинская СОШ

от 31.08.2016г. №290                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 4 КЛАССА

Срок реализации 2016 – 2017 учебный год

      Составила:

Учитель начальных классов

Рысакова Л.Б.

пос. Вяжли

2016г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  создана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи: 

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Данная программа нацелена на реализацию федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования.

- Рабочая программа по литературному чтению разработана основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН №373 от 06..10.2009).

- Закона Российской федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273

- Базисного учебного плана образовательного учреждения, реализуемого УМК «Перспектива».

-Учебного плана образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год.

- Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе: примерной программы начального общего образования, авторской программы   Л. Ф. Климанова «Литературное чтение», примерной программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной и др.Макеевой (Москва, Просвещение, 2014)» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.

(изменения в программу не были внесены) 

Обоснование выбора:

 Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся

Новый курс литературное чтение направлен на развитие воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях обще духовно-нравственное развитие учащихся. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Данная примерная программа соответствует базисному плану, направлена на решение государственных образовательных стандартов, соответствует целям и задачам образовательной программы нашей школы.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

- изучение литературно-художественных произведений, имеющих огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

                                                                   Место предмета в базисном учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 105 часов в год.  

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий и регионального компонента.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Формы организации образовательного процесса

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Индуктивные, дедуктивные.

3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

- Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- Стимулирование и мотивация интереса к учению.

- Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии

Принципы обучения:

Принцип научности обучения

Связи теории с практикой

Системности

Принцип сознательности и активности в обучении

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

Принцип наглядности

Доступность обучения

Принцип прочности усвоения знаний

Виды и формы контроля:

Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам

Работа в паре, в группе

Написание отзывов на прочитанное произведение

Творческие работы (сочинения, изложения)

Ключевые компетенции:

        ценностно-смысловые;

        учебно-воспитательные;

            социально-культурные;

        коммуникативные;

        здоровьесберегающие.

Планируемый уровень подготовки учащихся 4 класса на конец учебного года

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты 

К окончанию 4 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.                                                                                                                                                      

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения писать отзыв на книгу.

  • учащиеся получат возможность для формирования:
  • Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

                                                    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Содержание учебного предмета «Литературное чтение» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

     Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание курса

Книга в мировой культуре – 5 часов

Высказывания о книгах известных людей. Устное сочинение. «Повесть временных лет»

М. Горький. «О книгах» . «Удивительная находка». Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Старинные и современные книги.

Обучающиеся  должны знать

- смысл понятий: каталог, библиотека, аннотация

уметь

- рассуждать о роли книги;

- группировать высказывания по темам;

- составлять рассказы по темам;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Истоки литературного творчества - 17ч.

   Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья». Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле.  Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов Гусляры. Былины. Исцеление  Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки.  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обучающиеся  должны знать

- смысл понятий: притчи, былины, мифы;

- особенности мудрости, притчи, мифа, былины;

- произведения устного народного творчества;

уметь

- объяснять смысл пословиц;

- различать смысл пословиц;

- определять тему и главную мысль произведения;

- составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- сравнивать поэтический и прозаический смысл тексты;

- находить необходимую информацию;

- оценивать свои достижения.

О Родине, о подвигах, о славе-13 ч.

     К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.  Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. Сравнение произведения живописи и литературы. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

Обучающиеся должны знать

- смысл слов:  поступок, подвиг;

- отличие произведений литературы и живописи;

- особенности исторической песни.

- как работать с каталогом;

- наизусть 2-3 стихотворения;

уметь

- объяснять смысл понятий: поступок, подвиг;

- сравнивать произведения литературы и живописи.

- читать вслух и про себя;

- выполнять творческий пересказ;

- рассказывать от лица разных героев произведения;

- находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения;

- определять ритм стихотворения;  

- составлять план текста, делить текст на основе плана;

- рассказывать о картине, об изображённом на ней событии;

- договариваться друг с другом.

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Жить по совести, любя  друг друга - 14 ч.

    А. Толстой. Детство Никиты. И. Суриков. Детство. Прозаический и  поэтический тексты.

А.Гайдар. Тимур и его команда. А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

М. Зощенко. Самое главное. И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи…  Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро.  

Семейное чтение. В. Драгунский. …бы.  Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок.

Обучающиеся должны знать

- смысл понятий: ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание;

- отличие  поэтического и прозаического  текстов на одну и ту же тему;

- как составит текст по аналогии с данным;

-как соотнести содержание текста и пословицу.

-  особенности юмористического текста.

- жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка;

- творчество А.Гайдара, Н.Носова, А.Толстого;

уметь

- читать вслух и про себя, понимая смысл прочитанного;

- рассуждать о том, какие качества мы ценим в людях;

- характеризовать героев рассказа, называть их качества,  объяснять смысл их поступков;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему;

- составлять текст по аналогии с данным;

- соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;

- соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;

- договариваться друг с другом

-распределять роли, инсценировать произведение.

Литературная сказка-24 ч.  (2 часть)

   Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль,  К. Ушинский,  Л. Толстой, А. Толстой.

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказки. Шарль Перро. Сказки.

Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. Шарль Перро. Спящая красавица.

Сказки Г.-Х. Андерсена.  Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Г.-Х.Андерсен. Чайник.

Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище.

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.  Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обучающиеся должны знать

- конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

- как определять тему и название выставки книг.

- как представлять книгу в группе; давать ей оценку.

- творчество  Г.-Х. Андерсена, И.Токмаковой, Л.Толстого

- смысл понятий: жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро;

уметь

- предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться;

- характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.

- соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;

- сравнивать сказки разных писателей;

- составлять план текста, делить текст на основе плана.

- определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

Великие русские писатели-24 ч.

   А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина.  Устное сочинение.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…   . Герои сказки. А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами… Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…  Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. И.Козлов. Вечерний звон. Произведения живописи и литературы. М. Лермонтов. Горные вершины.  М. Лермонтов. Дары Терека. Утёс. Песня про царя Ивана Васильевича… Бородино.

Л. Толстой. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Ивины. Герои рассказа.  И. Никитин. Вечер ясен и тих. Когда закат прощальными лучами…

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет.  Ещё холодно и сыро. Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого. Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.

 Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Обучающиеся должны знать

- название изученных произведений А.С. Пушкина;

- наизусть понравившиеся произведения;  

- волшебных помощников в сказке;

уметь

- составлять собственный текст;

- сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки, сказки разных писателей;

- характеризовать героев сказки;

- называть качества героев сказки;

- находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора;

- читать по ролям;

- задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.;

- пересказывать тексты подробно и кратко;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение 

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч.

.  Ритм. Рифма. Стихотворение и стихотворение в прозе. Обобщение. Понятие «Художественная литература»

Рассказ И.Тургенева «Воробей».

Рассказ И. Тургенева «Воробей»

 Региональный компонент 3часа . Тамбовские писатели детям

Обучающиеся должны знать и уметь

- находить нужную книгу по тематическому каталогу;

- выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения;

- читать осознанно вслух и про себя;

- находить средства художественной выразительности в художественном тексте;

- сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

К-во час

1

Книга в мировой культуре

5

2

Истоки литературного творчества

17

3

О Родине, о подвигах, о славе

13

4

Жить по совести, любя  друг друга

14

5

Литературная сказка

24

6

Великие русские писатели

24

7

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

5

8

Тамбовские писатели детям.

(региональный компонент)

3

                                                                            Всего

105

                               Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

   Проверочные работы  по чтению

Название работы

Количество работ

1

Работа по разделу «Истоки литературного творчества»

1

2

Работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе.»

1

3

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1

4

Работа по разделу «Жить по совести , любя друг друга».

1

5

Работа по разделу «Литературная сказка».

1

6

Сочинение по картине

1

7

Работа по разделу «Великие русские писатели»

1

9

Итоговая  проверочная работа за год

Итого

                                     1

8

                             

Материально-техническое обеспечение образовательного предмета. Состав учебно-методического комплекта по предмету

Информационно-коммуникативные средства

Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс (DVD)

Наглядные пособия

Наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей,

схемы ,плакаты , таблички с терминами и словарными словами).

Технические  средства обучения

Технические средства обучения.

Магнитная доска

Компьютер с монитором с диагональю 64 см

Принтер лазерный

Магнитофон

Экспозиционный экран.

Мультимедийный проектор.

Принтер

Оборудование

1.Ученические столы с комплектом стульев.

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

5. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

6. Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок

Интернет-ресурсы

  Министерство образования и науки Российской Федерации
http://mon.gov.ru/pro/fgos/

  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
http://standart.edu.ru/

  Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/ 

  Портал "Введение ФГОС НОО"
http://nachalka.seminfo.ru/ 

  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/ 

  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka

Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
http://www.metodkabinet.eu/

 Издательтво «Просвещение» Система учебников « Перспектива» «http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/default.aspx

Литература

для учителя

для учащихся

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

  1. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2014 год

  1. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов». М., «Просвещение», 2014 год

  1. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2012 год.
  2. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
  3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2011 год
  4. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов». М., «Просвещение», 2014 год

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Климанова Л.Ф.

Литературное чтение.  Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

  1. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение.4 класс.  В 2 ч. Ч. 1. М., Просвещение,2014
  2. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение. 4 класс.  В 2 ч. Ч. 2. М., Просвещение,2014

Рабочие тетради

  1. Т.Ю. Коти. Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь. М., Просвещение,2014

Методические пособия

  1. М.В. Бойкина. Уроки чтения. 4 класс.
  2. «Литературное чтение. Технологические карты» для 4 класса – сайт издательства «Просвещение»

Технические средства обучения

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экспозиционный экран;

Интерактивная доска.

Электронное приложение к учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...