Воспитание толлерантности через фольклор.
статья на тему

Абудалеева Фатима Машитовна

Одним из средств развития не только речи, но и толлерантности у детей является устное народное творчество, вмещающий широкий спектр знаний. Фольклор составляет часть ситемы культуры, которая в целом выполняет задачу мировозренческой и социально - нормативной организации всего образа жизни  этнической общности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tollerantnosti_cherez_folklor.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности через фольклор.

                                                               Учитель – логопед ГБОУ СОШ№ 153

Абудалеева Ф.М.

   

      Активно используйте устное народное

творчество в воспитании и развитии детей.

Оно способствует их интеллектуальному,

нравственному развитию.

   Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций.

  Она необходима для гармоничного развития отношений в современном мире между культурами, цивилизациями, народами и социальными группами, имеющих отличающую внешность, язык общения, традиции, поведенческие нормы и религиозные убеждения.

  В настоящее время сложился новый уровень осмысления проблем культуры, развития межэтнических отношений, толерантности, диалогичности культур. Это связано как с ростом национально-этнического самосознания людей, так и обращением к потенциалам веками испытанным народным традициям и обычаям воспитания подрастающих поколений.

   Одним из средств развития не только речи, но и  толерантности у детей является устное народное творчество, вмещающее широкий спектр знаний. Фольклор составляет часть системы традиционной культуры, которая в целом выполняет задачу мировоззренческой и социально-нормативной организации всего образа жизни этнической общности. Обладает большими воспитательными возможностями. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), позволяет приобщать детей к духовной культуре народа. Концентрируя в себе весь опыт человечества, фольклор включает все формы общественного, сознания, огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью, что делает его «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей» Садохин А.П. «Этнология»                                                                                      

   В начальной школе имеются огромные возможности для реализации педагогических, психологических, этнокультурных компонентов фольклора. Младший школьный возраст является периодом для приобретения опыта отношения к культуре народов России, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование личности, формирование мотивов культурной деятельности, развитие познавательных процессов, усвоение социальных и нравственных норм. Детям этого возраста свойственна открытость, естественность, спонтанность, что  есть не только форма познания окружающего мира, но и способ собственного самовыражения.

   Как много различных национальных культур  в России, у нас живет более ста народов. И у каждого своя яркая самобытная поэзия. Знакомясь с образцами фольклора этих народов, дети  познают быт и  неповторимые национальные черты, окружающую каждый народ природу: видят, как радуются солнцу, птицам, цветам дети, как играя, подражают  сильным медведям, гордым орлам, быстроногим оленям и т.д.

   Знакомятся с веселыми и яркими народными праздниками: русские проводы зимы, чувашский день пробуждение травы Синьзе, эвенский обычай встречи журавлей, марийский праздник цветов….

  Произведения устного народного творчества  такие как: сказки и легенды, пословицы и загадки, прибаутки и небылицы, песни о природе и игры,- привлекают своей яркой образностью и доступностью для понимания.

   В фольклоре каждого народа существует свой необычный строй, колорит, неповторимый поэтический язык. Он запечатлел духовный и исторический опыт народов.

   Устное творчество для народов  было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и светлый разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь легенда, сказка, пословица, песня – это часть большой души народа.

   Целенаправленное педагогическое развития  толерантного поведения младших школьников является необходимым фактором их личностного саморазвития, поскольку обуславливает становление мировоззрения и духовного мира детей, культурного и нравственного идеала. Развитие толерантности  учащихся начальных классов будет проходить более успешно, если: насыщать педагогический процесс начальной школы диалогическим взаимодействием этнических культур, целенаправленно использовать в педагогическом процессе особенностей фольклора.  

Библиографический список

  1.  Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя;  Аникин В.П.. / М., 1996. /
  2.  “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре; Бахтин В.С / Л., 1988./
  3.   “Детский поэтический фольклор” Буланин Д. М. / Антология, 1997./
  4. “Детский поэтический фольклор”; Мартынова А.Н. СПб, 1997, №608
  5. «Сказания, песни, пословицы, игры народов России». Г.М. Науменко;/ М. Астрель, АСТ, 2007г./                                                                                                                            
  6.  “Фольклорная школа” Новицкая М.Ю./ Дошкольное воспитание, 1993г. №9./
  7. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”; Никитина М.А.  /Минск, 2002./

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Воспитание патриотизма через знакомство с национальными традициями мордовского народа в условиях поликультурной образовательной среды.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона"...

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности

Вэтой работе рассказано о проектной деятельности в начальых классах и в ГПД. Все воспитанники и учащиеся начальной школы участвовали в утреннике, посвящённом Дню птиц. До праздника воспитанники ...

Воспитание коллектива через формирование активной жизненной позиции у учащихся

В данной презентации рассказывается о том, как и с помощью каких мероприятий, я формировала детский коллектив в своём классе. Для создания презентации использовала  материал, собранный за  н...

Развитие через фольклор -доклад.

Данная работа предназначена для проведения уроков музыки....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...