Главные вкладки

    Рабочая программа (4 класс) на тему:
    рабочая программа по внеурочной деятельности ЭРУДИТ 4кл

    рабочая программа по внеурочной деятельности ЭРУДИТ 4кл с указанием всех формируемых УУД

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

    Рамонского муниципального района

    Воронежской области

    РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

    На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ  № _____от

    Протокол №___  от                             методического совета                            «___»________2016 г         «__» _________2016г                    «___»____________2016г

    Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

    ___________И.А. Радченко

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    «ЭРУДИТ»

    4 б класс, возраст обучающихся 10 лет

    2016-2017 учебный год

    Разработчик программы:

    Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

    учитель начальных классов, первая  квалификационная категория

    р.п. Рамонь

    2016 г

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа предназначена для 4 класса

    Количество недельных часов -2.

    Количество часов в год-68

    Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Эрудит » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Винокуровой Н.К. «Развиваем способности детей» с использованием  методического пособия  Пупышевой О.Н. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" ( М.: ВАКО,-2014).

    Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

    • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
    • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

    - от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    - от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

    -от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

    - от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

    • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

    - от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    - от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

    • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

     «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

    25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

    • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

    образования, программы отдельных учебных предметов;

    • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
    • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

    Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

    Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

    Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

    Основные задачи курса:

    -развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    -развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    -развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    -формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

    -развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

    -формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    -формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

    Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а  в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

    Срок реализации: один год.

    Режим занятий: два  раза в неделю по 40 минут.

    Ожидаемые результаты и способы определения результативности

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

                                                       Личностные результаты

    Целостное восприятие окружающего мира.

    Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

    Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

    Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

                                               Метапредметные результаты

    • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
    • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
    • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
    • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
    • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-  и графическим сопровождением.
    • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
      аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
    • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
    • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
    • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
    • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

                                                                Предметные результаты

    • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных  и пространственных отношений.
    • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
    • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

    Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч  при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

    В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

                                                                  Ожидаемые результаты:

    -расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

    -рост личностных достижений;

    -создание атмосферы успеха;

    -установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

    -накопление опыта творческой деятельности;

    -участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению


                                                                                                      2. Содержание учебного курса

    № п/п

    Название темы

    Количество

    часов

    Основное содержание

    темы, термины   и понятия.

    Формы организации учебных занятий

    Основные виды учебной деятельности

    1. 11

    1

    Математика

    20

     Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.

    практическая работа; устный опрос;

    консультации;

    самостоятельная работа;

    игра-викторина

    заседание клуба

    защита мини-проектов

    Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.   Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

    2

    Русский язык

    20

    Выполнение заданий по русскому языку,  литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

    практическая работа; устный опрос;

    консультации;

    самостоятельная работа;

    Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.  Исследование пословиц, поговорок, афоризмов.

    3

    Литературное чтение

    14

    Выполнение заданий по литературному чтению. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года.

    практическая работа; устный опрос;

    консультации;

    самостоятельная работа;викторина, КВН, заседание клуба, защита мини-проектов.

    Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.  Исследование пословиц, поговорок, афоризмов. Приобретение начального опыта применения языковых знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    4

    Окружающий мир

    14

    Выполнение заданий по окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

    практическая работа; устный опрос;

    консультации;

    самостоятельная работа;викторина, КВН, заседание клуба, защита мини-проектов.

    Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.   Приобретение начального опыта применения знаний об окружающем мире для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    ИТОГО

    68


                                              3. Календарно-тематическое планирование  

    № п/п

    Тема занятия

    Примерные сроки изучения

    Фактическая дата проведения

    Примечание

    1-2

    Хорошо ли ты знаешь русский язык и математику.

    05-09.09.2016

    3-4

    Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит»).

    12-16.09.2016

    5-6

    Интеллектуальные игры. Игры с числами.

    19-23.09.2016

    7-8

    Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность).

    26-30.09.2016

    9-10

    Арифметические операции над многозначными числами. Приёмы, облегчающие вычисления (умножение и деление.)

    03-07.10.2016

    11-12

    Арифметические операции.  Головоломки, ребусы.

    10-14.10.2016

    13-14

    Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

    17-21.10.2016

    15-16

    Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

    24-28.10.2016

    17-18

    Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. Морфемика.

    31.10.2016-

    04.11.2016

    19-20

    Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. Лексика.

    14-18.11.2016

    21-22

    Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

    21-25.11.2016

    23-24

    Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

    28.11.2016-02.12.2016

    25-26

    Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

    05-09.12.2016

    27-28

    Математические фокусы.

    12-16.12.2016

    29-30

    Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.

    19-23.12.2016

    31-32

    Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

    26-28.12.2016

    33-34

    Интересные приёмы устных вычислений.

    16-20.01.2017

    35-36

    Задачки о времени.

    23-27.01.2017

    37-38

    Олимпиадные задания по окружающему миру.

    30.01.2017-03.02.2017

    39-40

    Мир вокруг нас.

    06-10.02.2017

    41-42

    Арифметические и грамматические игры.

    13-17.02.2017

    43-44

    Происхождение слов. Почему их так называют?  Слова-пришельцы.

    20-24.02.2017

    45-46

    Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях.

    27.02.2017-3.03.2017

    47-48

    Олимпиадные задания по математике. Геометрические задачи.

    06-10.03.2017

    49-50

    Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

    13-17.03.2017

    51-52

    Занимательная геометрия.

    20-24.03.2017

    53-54

    Крылатые слова и выражения.

    03-07.04.2017

    55-56

    Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

    10-14.04.2017

    57-58

    Поиск ответов на вопросы в энциклопедии и интернете.

    17-21.04.2017

    59-60

    Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

    24-28.04.2017

    61-62

    Решение орфографических задач.

    02-05.05.2017

    63-64

    Задачи с несколькими решениями.

    10-12.05.2017

    65-66

    Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

    15-19.05.2017

    67-68

    Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки.

    22-26.05.2017

            


             4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    образовательного процесса

    Учебно-методическое обеспечение:

    Класс

    Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля)

    4

    1. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. - М.:РОСМЭН.-2011.

    2. Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2012.

    3. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2011.

    4. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы.

     http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

            

    • Цветные карандаши и ручки, простой карандаш, линейка.
    • Классная доска с магнитами.
    • Компьютер.
    • Презентационное оборудование

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса. Программа расчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл. Умники и умницы. Логика.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл.  Умники и умницы. Логика....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»

    Данная программа создана для внеурочной работы с одаренными детьми. Может использоваться при подготовке к предметным олимпиадам....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 кл.

    В рабочей прграмме по внеурочной деятельности научно – технической направленности "Эрудит" представлена пояснительная записка, планируемые результаты и тематическое планирование в соответствии с ФГОС ...

    рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл

    рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Эрудит» (интеллектуальное направление) 1-4 класс

    Курс представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс...