Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

скулкина ирина владимировна

Статья посвещена проектной и исследовательской деятельности в начальной школе Толькинской школы-интернат. ЯНАО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент-Дьерди

         

            Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.

           Наша педагогическая стратегия направлена на перевод детской самостоятельности в познавательной деятельности с бессознательного на сознательно – рациональный уровень, который создает условия для появления у ребенка автоматических навыков работы с проблемами. Осуществление этой стратегии возможно только за счет средств организации исследовательской и проектной деятельности.

           Участие ребенка или педагога в проектной или исследовательской деятельности требует от него совершенно особого типа сознания, типа поведения. Он становится на позицию не просто потребителя чего-либо, а на позицию преобразователя, искателя, творца. В проектной деятельности раскрываются те стороны личности, которые порой не имеют возможности для реализации в повседневной жизни. Человек получает особый, ни на что не похожий опыт, обретая различные ценные способности: рассуждения, поиска, диалога, саморефлексии. Иногда именно эти изменения в ребенке куда более важны, чем непосредственные результаты проекта или исследования.

             Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому учителя нашей начальной школы создают условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, возможности проявить себя, пережить ситуацию успеха. Свою задачу они видят не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Здесь как, никогда будут уместны слова советского и российского педагога с большой буквы Шалвы Александровича Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

           Как и все учителя, педагоги нашей школы мечтают об умных, активных, жизнерадостных, открытых, честных и добрых учениках. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми во внеурочное время, они стремятся к тому, чтобы ученики хоть на шаг продвинулись в своем совершенствовании. Для этого, как и прежде, учителя стараются узнавать новое, исправлять ошибки, изучать опыт других, быть доброжелательными,  терпеливыми, требовательными и чуткими, строгими и великодушными. Легко ли это? Конечно, нет! Но возможно! В этом мы смогли убедиться, посмотрев уроки коллег, познакомившись с опытом работы по управлению познавательной деятельностью младших школьников педагогов нашей школы.  

           В нашей школе, уже на протяжении нескольких лет проходит школьная конференция проектных и исследовательских работ, в ходе которой учащиеся представляют свои результаты на различных секциях. Исследования проводятся по гуманитарным и естественным наукам. Отрадно, что в эту деятельность включаются не только дети и учителя, но и родители, о чем свидетельствуют проектные и исследовательские работы младших школьников. Работы наших учащихся были представлены не только на школьном уровне, а нашли признание и положительные отзывы на конкурсах районного, окружного и всероссийского уровня: районные «5П» и конкурс-фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Мои первые исследования», всероссийские «Грани науки», «Талантоха», «Интеллектуал», «Таланты России», «МАН Интеллект будущего» и другие.

        Я может быть повторюсь, если скажу, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения- это то, что поможет помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни, является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...