Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
учебно-методический материал (окружающий мир, 2 класс) по теме

Клементьева Тамара Анатольевна

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения” 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

             Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

        Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.

        Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

         Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение. Такое обучение имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

      Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

        Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

               Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное в группе или самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

         Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

  1. по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;
  2.  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  3. по месту проведения: урочные, внеурочные;
  4. по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения);
  5. по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Структура проекта

         Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Продукт — презентация, журнал, книга. Продуктом может быть и портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты и т.д.

Сегодня я хочу рассказать и показать  конечный продукт проектной деятельности:

Журнал «Здоровье»

1.Творческое название      проекта

 «Здоровье»

2.Предметные области

Окружающий мир

3. Какому разделу тематического плана школьного предмета соответствует проект?

2 класс – тема «Здоровье и безопасность» предмета «Окружающий мир»


4.Возраст учащихся

2 класс (9 лет)

 5.Дидактические цели проекта

1. Создание наглядного пособия по предмету «Окружающий мир» для изучения темы 3 класса «Природа и  мы».

  1. Какие самостоятельные исследования проведены учащимися во время работы над проектом?

Подбор и оформление материала о компонентах здоровья, природных факторах, формах закаливания;  подготовка рубрик «Наш вернисаж», «Правила здорового образа жизни»; подбор стихотворений, песен и загадок.

  1. Оформление результатов проекта

Журнал

  1. Сроки выполнения проекта

1 месяц

  1. Краткая аннотация проекта

   Данный проект помогает формированию таких навыков в бытовой сфере, как составление режима дня для планирования своего рабочего дня и времени отдыха. Формирует умения и навыки личной гигиены; навыки выполнения комплекса утренней гимнастики, физкультминуток между уроками при выполнении домашнего задания и т.п. Дети учатся планировать свое свободное время, отводя в нем должное место активному отдыху, физкультуре и спорту.

Как же велась работа по этому проекту?   (презентация «Здоровье»)

        Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется  творческая личность.

      В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Работа продолжалась и в 3 – 4 классах

                3класс проекты                                                                 4 класс

  1. Моя родословная                                                 1. Война 1812 года
  2. Моя Самара                                                          2. Берегите Землю

                                                                                       3. Мы – граждане России



Подписи к слайдам:

Выполнилиученики 2 Б класса МОУ школы № 137
1 место - занимают вопросы рационального питания,2 место - вопросы личной гигиены, на 3-4 местах проблемы двигательной активности человека и рациональной организации своего режима; на 5 месте - влияние вредных привычек на здоровье.
выяснить, что влияет на состояние нашего здоровья, кроме соблюдения общеизвестных правил сохранения и укрепления здоровья.
Учащихся разделились на творческие группы: редакторы издатели авторский коллектив художники
издатели: подбор и оформление материала о здоровье, подготовка и проведение классного часа «Наше здоровье», подбор и оформление правил ЗОЖ.
2 этап. Распределение заданий по группам
редакторы: отредактировать материал по темам «Компоненты здоровья», «Природные факторы», «Формы закаливания», подготовить и провести рекламу журналов и газет о здоровье,
 художники: оформление обложки журнала, титульных листов к рубрикам, иллюстрации к журналу, создание рубрики «Наш вернисаж».
Режим дня
Положительные эмоции
Закаливание и оздоровление
Движение
ЗДОРОВЬЕ
Рациональное питание
Выбор одежды
Чистота тела, квартиры, продуктов
Отказ от вредных привычек
Ароматы
Целебные свойства
ЗагораниеОбтирание и обливаниеПрогулкиПринятие ваннХождение босикомКупание в водоеме
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.Организм человека находится в постоянной и тесной связи с внешней средой.Закаливание – это получение организмом физической стойкости для сопротивления болезням.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

Презентация. Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В презентации рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...


 

Комментарии

ЦОПА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Отличная работа!Отличные проекты!Вы и ребята -молодцы!

Примаченко Татьяна Васильевна

Работа большая и плодотворная. Если интересно посмотрите мои " Эко урок" и "Веб квест Красная книга России".

 Андрей Андрианович Канев

Спасибо,Тамара Анатольевна! Очень ценный материал.

Тимофеева Галина Васильевна

Тамара Анатольевна, добрый вечер!Интересная работа, отдала свой голос.Посмотрите мою разработку родительского собрания http://nsportal.ru/node/645618

Кожухова Людмила Борисовна

Хорошая работа, в рамках ФГОСов. проголосовала. Желаю удачи. Посмотрите и моюhttp://nsportal.ru/node/659790

Быкова Галина Ивановна

Тема актуальна. я голосую за Вас. Посмотрите мою работу http://nsportal.ru/node/661029

Ширеторова Людмила Галсановна

Я голосую за Вашу работу! посмотрите мою работу, может понравится и Вы проголосуете?http://nsportal.ru/node/667020