Статья "Развитие воображения через музыкальную сказку у детей младшего школьного возраста"
статья на тему

Цветкова Ксения Алексеевна

Цель статьи  заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt24.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Развитие воображения через музыкальную сказку у детей младшего школьного возраста»

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Младший школьный возраст является благоприятным для развития воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.  Данный психический процесс является одним из важных и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность освоения школьной программы

Проблему развития творческого воображения изучали такие выдающиеся психологи, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев и др; а так же современные педагоги, ученые, музыканты В.Н. Шацкая, Т.М. Синецкая, Е.К. Чухман, Е.М. Поплянова и др.

В научно-методической литературе существует огромный арсенал средств, приемов, методов по развитию воображения. Из всего разнообразия необходимо отобрать те, которые будут более эффективны по применению к данному контингенту учащихся. Продуктивность можно будет наблюдать в любой сфере деятельности учащегося. Прекрасной питательной средой для развития творческого воображения является искусство (музыка, живопись, хореография, театр и др.). Наиболее естественными видами искусства для детей младшего школьного возраста является живопись, театр и, конечно же, музыка.

Современное обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Актуальность нашего исследования заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Доктор педагогических наук Ольга Петровна Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность».

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Музыкальная сказка - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.

Музыкальные сказки способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» [1]. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.Сказка в музыке - очень интересный, оригинальный жанр, обязанный своим утверждением русской музыкальной культуре. Хотя родственные эпические инструментальные жанры — баллада, легенда — были известны западноевропейской музыке XIX в., собственно сказка сложилась именно в русской музыке, вероятно, благодаря ее глубокой укорененности в архаических пластах фольклора.

Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил Иванович Глинка,  Н.А. Римский-Корсаков , Сергей Иванович Танеев,  Сергей Сергеевич Прокофьев.

Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Воображение через музыкальную сказку, с одной стороны, является результатом музыкального образования, понимаемого в самом широком смысле этого слова, а, с другой стороны, ориентиром, который позволяет определять стратегию и тактику развивающего музыкального образования. Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития воображения, оно имеет важное значение для развития личности ребенка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он научается по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Таким образом, развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, его моральных качеств, способностей. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными, так как на их основе строятся образы воображения. Рисование, музыка, драматизация - способствуют его успешному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

В статье дано описание термина "музыкальное восприятие", а также описана спицифика восприятия музыки у детей младшего школьного возраста...

Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

В статье содержится описание термина "музыкальное восприятие", а также показана специфика восприятия музыки младшими школьниками...

Курсовая работа "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредством музыкальной сказки"

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку....

Викторина по сказкам для детей младшего школьного возраста

Викторина по сказкам для детей с интересными и занимательными заданиями...

конспект развлечения для детей младшего школьного возраста " воспитание добра через сказки"

Конспект развлечения для детей младшего школьного возраста " воспитание добра через сказки"...

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....