Курсовая работа "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредством музыкальной сказки"
материал по теме

Цветкова Ксения Алексеевна

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx71.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Цветкова Ксения Алексеевна

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВАМ  МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищен(а)

с оценкой________________

«  »_____________2015 года

Специальность 050130

Музыкальный руководитель

Курс 3, группа 30

Руководитель: Валах С.В

Челябинск, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  

3

ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

6

1.1. Общие понятия о процессе воображения  

6

1.2. Виды и функции воображения    

8

1.3. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте      

9

Выводы по 1 главе            

14

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

15

2.1. Музыкальная сказка, её возникновение  

15

2.2. Приобщение детей к музыкальной сказке для развития воображения

18

2.3. Методы развития воображения через музыкальную сказку  

20

2.4.  Включение музыкальной сказки в программы начальной школы по музыкальному воспитанию  

23

Выводы по 2 главе    

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

32


Введение

Актуальность проблемы  исследования. Современная школа  ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка, что предполагает необходимость сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в  последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Проблема развития творческого воображения отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» [13]. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. 

Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей [10]. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, оно сочетает все познавательные процессы, зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.

Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения, объяснению, происхождению и его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают, что развитие творческих способностей является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В российской психологии развитие творческих способностей связывают, прежде всего, с развитием воображения (Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований.

Актуальность нашего исследования заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. На основании актуальности проблемы нами была определена тема исследования: «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредствам музыкальной сказки”.

 Цель нашего исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть  особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку.

Для раскрытия темы исследования нами были намечены следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображения

2. Изучить особенности  воображения у детей младшего школьного возраста 

3.Рассмотреть роль музыкальной сказки в развитии воображения

4. Наметить перспективы дальнейшего исследования

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • отбор и чтение методической литературы;
  • поиск и анализ литературы;
  • сравнение изученного материала;
  • систематизация и обобщение материала.

Глава 1. Воображение как психический процесс

1.1.  Общие понятия о процессе  воображения

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Мысленное представление того, что в прошлом не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше человек не встречался, возникновение идеи того, что еще только будет создано, — все это составляет особую форму психической деятельности — воображение. Воображение есть создание нового в форме образа, представления, идеи, воплощаемых затем в материальной вещи или в практической деятельности человека.

Современные психологи до сих пор по разному подходят к этому процессу. Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко пишет в современном - психологическом словаре что воображение  (фантазия) - психический процесс оперирования образами и синтеза новых образов [8].

Г. М. Коджаспирова,  А. Ю.  Коджаспиров и В.А. Мижериков считали, что воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта  [7].

Р.С. Немов  - известный советский  и российский психолог, доктор наук, профессор дал определение воображения, как познавательного психологического процесса, в результате которого у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место восприятии, а теми процессами, которые происходят в нем самом, например его мотивации, мышления и памяти. Воображение - это также способность человека представлять в виде образов отсутствующие, т.е. вымышленные, объекты. В образах, рождаемых воображении человека, всегда содержить нечто такое, чего нет в реальной действительности. С воображением  мы имеем дело тогда, когда  думаем о будущем, когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы так же имеем дело в мечтах, фантазиях и грезах, пользуемся, когда занимаемся творчеством  [9].

Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцевой, Е.Е. Сапоговой) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. Проблема сущности воображения и его психологических механизмов раскрыта в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Я. Дудецкого, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, Л.С. Коршуновой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина [10].

Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников.

Все психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи (В. Штерн, Л. Дьюи др.) рассматривали воображение ребенка как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как функция, постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью.

Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.).

Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [4].

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С.Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы [3].

По мнению Э.В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи  [5].

Итак, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

1.2. Виды и функции воображения

Выделяют несколько основных видов воображения: пассивное и активное, репродуктивное и продуктивное (творческое).  

 Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне).

Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Продуктивным называют воображение, которое порождает совершенно новый, оригинальный образ, который ни в целом, ни по частям не имеет аналогов, существенно отличающийся от всего известного. Человек, по-видимому, является единственным из всех сущест, обладающих и активным и продуктивным воображением.

 Функции воображения:

  1. Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
  2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
  3. Формирование внутреннего плана действий. Способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации [6].

Воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности [3].

1.3. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [12] .

Л.С. Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения.

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства [3].

2. Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего.

3. Воображение, имеющее важное значение для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.

В младшем школьном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.

Исследования Л.С. Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того, чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь является здесь тем внешним средством, которое организует воображение и мыслительную деятельность. Это доказывает важность такого метода, как словесное рисование при обучении детей [3].

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

В тех случаях, когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании даже весьма реальных, но необычных вещей. Например, К.И. Чуковский писал, что когда в одной из школ повели с учениками разговор об акулах, кто-то из детей закричал: «Акулов не бывает!» [11].

В этом возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта.

Воображение дает ребенку возможность постичь окружающий мир.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково — символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

- по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;

- по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок начинает создавать на основе имеющихся сказок, описаний, картин все более сложные образы и системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются, насыщенностью, эмоциональностью;

- воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их;

- воображение становится преднамеренным и опосредованным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче [2].

Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Они развиваются с годами, очень медленно и очень постепенно.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего воображения (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – является сензитивным для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть деятельности осуществляют при помощи воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой также является воображение. Когда в процессе учебы учащиеся сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогия, опора при общем недостатке жизненного опыта, на помощь также приходит воображение.

Возрастные изменения следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, а также при проведении диагностики. Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность, т.к. чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает воображение.

Таким образом, значение функции воображения в психологическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психологического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Младший школьный возраст является сенситивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является подбор методов для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность [3].

 Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности.


Выводы по 1 главе

В первой главе мы рассмотрели общие понятия воображения. С воображением мы  имеем дело в мечтах, фантазиях и грезах, пользуемся, когда занимаемся творчеством. Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Так же мы рассмотрели виды и функции воображения и познакомились с особенностями развития воображения в младшем школьном возрасте.


Глава 2. Значение музыкальной сказки в развитии воображения

2.1. Музыкальная сказка, её возникновение

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук Ольга Петровна Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность» [8].

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Музыкальная сказка - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.

Музыкальные сказки способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» [1]. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.

Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

Социальные педагоги психолого-медико-социального центра “Феникс”  Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А в 2002 году создали Программу занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Воспитание сказкой», где первоочередной задачей является расширение представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру и создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Мерзлякова Светлана Ивановна – заслуженный учитель РФ, на протяжении многих лет организатор методической работы в Москве по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Автор многочисленных печатных работ, среди которых программы, методические пособия, сборники, содержащие музыкально-литературный практический материал, конспекты музыкальных занятий, сценарии праздников. Для нас интересна ее Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений «Волшебный мир театра». В ней С.И. Мерзлякова отмечает, что театрализованные сказки-представлениях  не только знакомят с  содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учат глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные сказки способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

Зимина Ангелина Николаевна  педагог, доктор педагогических наук,  член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования в учебнике «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» рассматривает основы теории и методики музыкального развития детей, виды детской музыкальной деятельности  и ее организационные формы. Во II главе «Виды детской музыкальной деятельности» рассматривается музыкальная сказка — как вид музыкальной деятельности дошкольника. Основной целью  по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.

Сказка в музыке - очень интересный, оригинальный жанр, обязанный своим утверждением русской музыкальной культуре. Хотя родственные эпические инструментальные жанры — баллада, легенда — были известны западноевропейской музыке XIX в., собственно сказка сложилась именно в русской музыке, вероятно, благодаря ее глубокой укорененности в архаических пластах фольклора.

Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и М.И. Глинка заложил фундамент русской классической сказки (опера «Руслан и Людмила»). Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Еще один русский композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку М.И. Глинки.  Н.А. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин (оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и т. д.).  Инициативу Н.А. Римского-Корсакова, создавшего симфоническую «Сказку» в 1880 г., подхватил Сергей Иванович Танеев, включивший сказку в свою Концертную сюиту для скрипки с оркестром (1909 г.), а далее развили Николай Карлович  Метнер в своих произведениях  «Сказка эльфов» ор. 48 №2, Сказка ор. 26 № 1 с показательной авторской    ремаркой    Allegretto   fres-camente. Некоторые сказки Метнера выдержаны в духе определенных разновидностей музыкальной картины, например, картины-движения («Шествие рыцарей» ор. 14 № 2) или звукоизобразительной картины («Сказка колокола» ор. 20 № 2, «Сказка птичек» ор, 54 № 1). А в сказке ор. 35 № 4 «Король Лир» сочетаются признаки обеих этих разновидностей. Сергей Сергеевич Прокофьев  сочинил музыку  на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок»,  сказочные сюжеты в основу балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки» , балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» , опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам". Всем известна симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк».  

Особое качество синтеза сюжетности и картинности — их яркое проявление в музыке при отсутствии сюжетной программы — составляет замечательную специфику жанра, выделяющую его среди других программных и ограничивающую связь с народно-эпическим прототипом. Музыкальный жанр передает лишь общую сказочную атмосферу, не стремясь к пересказу каких-либо первоисточников. В этом - его особое очарование, очевидно, сознательно охраняемое авторами.

2.2. Приобщение к музыкальной сказке для развития воображения  

Ребенок, воображение которого развито искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры. При развитом воображении вещи выглядят не так, как в глазах человека, чуждого искусству, – они предстают в их полном значении для развития культуры, светом которой они освещаются. 

Приобщение детей к музыкальному творчеству  осуществляется путем создания музыкальной сказки, что дает возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут. А также умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни [14].

Основной целью приобщения к музыкальной сказке детей является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.

Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. Главное здесь то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание [15]. 

Воображение через музыкальную сказку, с одной стороны, является результатом музыкального образования, понимаемого в самом широком смысле этого слова, а, с другой стороны, ориентиром, который позволяет определять стратегию и тактику развивающего музыкального образования. Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития воображения, оно имеет важное значение для развития личности ребенка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он научается по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.                                                  

2.3. Методы развития воображения младших школьников через музыкальную сказку

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения [6].

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ ребенку знакомого способа изображения у доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом осваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приемом обучения [6] .

Выбор методов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего педагог определяет цели и задачи конкретного занятия.

При работе с музыкальными сказками необходимо использовать: метод «эмоциональной настройки», метод «размышления об услышанном», метод «оживления услышанного».

Метод «эмоциональной настройки» необходим на занятиях с младшими школьниками, т.к. именно эмоциональная окраска взаимодействия педагога с детьми в значительной степени определяет эффективность и результативность занятий. Как правило, он выражается в создании преподавателем благоприятной психологической обстановки на занятиях в рамках педагогического пространства, которое способствует интеллектуальному, психологическому и эмоциональному сотрудничеству педагога и детей. Особенно это важно при развитии положительных эмоций школьников уже в процессе самого занятия. Для этого настроя преподаватель применяет как словесные методы и приемы, так и пример личного позитивного эмоционального состояния и поведения.

Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, необходимо сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании. Использование музыкальной сказки должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.  Стимулировать детей к высказыванию собственных идей.

Метод «размышления об услышанном» необходим для создания у ребенка педагогической ситуации осознанного и разумного восприятия и осмысления.  Этот метод напрямую связан с развитием воображения.

При стимулировании творческой активности ребенка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо.

На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребенком, не регламентировать его творческую деятельность [5].

Метод «оживления услышанного», т.е. передача эмоционального образа. Этот метод позволяет синтезировать отдельные виды и жанры искусств в общий эстетический образ.

Эти методы:

- во-первых, наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, доступны в техническом отношении детям младшего школьного возраста;

- в–третьих, процесс выполнения увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Современный ребенок развивается в сугубо реалистичном, рационализированном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления, догадки остаются невостребованными и неразвитыми. В создаваемую обучением упорядоченность и логичность практически нет хода неупорядоченности воображения, где предметы существуют вне тех интеллектуальных контекстов, которыми так гордится система обучения. В связи с этим она говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию воображения детей в младшем школьном возрасте, как наиболее благоприятном периоде, для развития воображения.

2.4. Включение музыкальной сказки в программы начальной школы  по музыкальному воспитанию

Музыка может выступать особой предметной средой, которая, на ранних этапах развития воображения позволяет последнему реализоваться, а к концу школьного возраста становится его структурным компонентом. 

Учитывая особенности музыки, можно сказать, что она представляет собой эффективное средство, помогающее ребенку приобрести независимость от наглядных впечатлений и представлений. Таким образом, музыкальное образование в школе  предполагает помимо организации уроков, игр, досуга и т.п. включение музыки в организацию его целостной жизнедеятельности. 

В процессе, построенного на этих принципах музыкального образования ребенок научается осмыслять ситуации, так или иначе связанные с музыкой. Одновременно с этим он вычленяет и осознает те различия, которые отличают музыкальную деятельность от любой другой.

Мы проанализировали Программы музыкального образования в начальной школе разных авторов и систематизировали разделы и темы, которые способствуют развитию воображения посредствам музыкальной сказки.

Программа,

тема

Класс,

Кол-во часов

Содержание
раскрытие темы

Примерный музыкальный материал

Программа Д. Б Кабалевского.

Тема
« Как можно услышать музыку»

1 класс

15 ч

Сказываем, складываем, сочиняем-воссаздаём какой — либо из сторон музыкально - творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» -  былина, былинность как
художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время. Проникновение в понятие «музыкально - поэтическое»
Источник- детство. Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми, «послушанная» и отражённая композиторами в своих произведениях.
«Сказку складываем, музыкально сказываем» - процесс создания музыкально-поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины. Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. Подбор несложных ритмических аккомпанементов на элементарных музыкальных инструментах, выражение музыкального характера и художественном движении.

Былины «Про Добрыню», «О Волге и Микуле»; русские народные песни» Во поле берёзка стояла», «Уж ты, поле моё». Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1-го действия, ария Руслана из 3-го действия, марш Черномора; «С няней», «В углу» из «Детской»; «Старый замок» из «Картинок с выставки» М.Мусоргского; «Кукушка в глубине леса» из «Карнавала животных» К.Сен-Санса; «Клоуны» Д. Кабалевского.
Музыкальная «Игра гостей». Совместное с детьми сочинение на тему «Зимняя сказка».

Программа Д. Б Кабалевского.

Кульминация темы «Как можно услышать музыку»

1 класс
15 ч

Безграничные возможности музыки в отражении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние человека и т.д. Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях.
 Первое прикосновение к освоению музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм, интонация  и обобщенное обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.
 Зима - весна. Закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Русские обряды: «Масленица» с забавами, потехами, зимними играми; весенние заклички. Песни и игры  разных народов, посвященные весеннему обновлению жизни.

Фрагменты из балета П.И. Чайкоского «Щелкунчик» с чтением сказки Гофмана.
«Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Пьесы: мазурки М. Глинки и Ф. Шопена; «Смелый наездник»,
«Дед Мороз», «Весёлый крестьянин» Р. Шумана; «Весной» и «Халлинг» Э. Грига; «Адажио» и «Подражание народному» А. Хачатуряна; «Ходит месяц над лугами».
Самостоятельное сочинение детьми музыкальной сказки «Зимняя дорога»; складывание «Сказки о громком барабане» С.Могилевской и В.Усачевой; сочинение песенки для мамы.

Программа Д. Б Кабалевского.

Тема

«Куда ведут нас «три кита»

2 класс
34 ч

Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев и маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведении. Взаимность характера музыки с характером исполнения.

Детские оперы и музыкальные сказки «Волк и семеро козлят» М. Коволя; «Муха-цокотуха» М. Красева; «Стрекоза»  В. Герчик,
«Голубой щенок»  Г. Гладкова; «Приключение кузнечика Кузи»  Ю.Антонова;  русская народная песня «Уж как по мосту,  мосточку»  хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского; «Марш Тореадора», «Марш мальчишек» из опера «Кармен» Ж.Бизе

Программа Д. Б Кабалевского.

Тема

 «Что такое музыкальная речь»

2 класс
34 ч

Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра, и др. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами с учетом закономерностей детского восприятия.
Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра и создании музыкальных образов.

Симфоническая сказка « Петя и волк» С.Прокофьева.
Пьесы: «Тема и вариации на марш Дресслера» Л.Бетховена; «Первая утрата» Р.Шумана; «Избушка на курьих ножках» из «Картинок и выставки» М.Мусоргского; «Маленькая сказка» А.Гречанинова; «Сказочка» С.Прокофьева»

Программа Д. Б Кабалевского.

Тема

«Развитие музыки»

3 класс
34 ч

Композиторы  выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка-искусство,  которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приемы исполнительского и композиторского развития в музыке.
Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочиненных композиторами. «Зерно — интонация», тема и ей развитие в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности:  мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад и др., их роль в развитии образного содержания музыки.

Симфония №4 (финал), «Утренняя молитва»,
« В церкви» из «Детского альбома» П.Чайковского; Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева; «Купание в котлах»
из балета «Конёк-Горбунок» Р.Щедрина.

Программа

Ю.Б Алиева

Тема

 «Сказка в музыке»

1 класс
30 ч

Слушание музыки

музыкальная сказка

Хоровое пение

Г.Свиридов «Колдун».
Н. Потоловский, слова Н.Новикова «Баба Яга».
М.Глинка «Марш Черномора».
С.Слонимский «Марш Бармалея».
М. Ройтерштейм «Курочка Ряба».
С.Прокофьев «Сказочка».
Ю. Чичков, слова К. Ибряева.  «Здравствуй, Родина моя!».
А.Островский, слова З.Петровой «Сосулька».
В.Витлин. Слова П. Кагановой «Весёлый дождик».

Программа

Ю.Б Алиева

Тема «Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр, группы его инструментов»

3 класс

Слушание музыки

Общее звучание оркестра

Струнная группа

Группа деревянных духовных инструментов

Группа деревянных духовных инструментов

Ударные инструменты

Школьные переменки: повторение уже известных упражнений.

Движение под музыку. Игры. Танцы. Упражнения.

М.Глинка «Камаринская».
С.Прокофьев Марш Пети из симфонической сказки « Петя и волк».
П. Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик».
Г. Свиридов Марш музыкальных иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
М. Кажлаев «Пьеса на одних барабанах».

Игры
«Дирижёры»
«Оркестр»
1-й вариант: П.Чайковский «Камаринская» (вариации);
«Неаполитанский танец»; Г.Ю. Уствольская «Пляска и плакса»
2-й вариант: С.Прокофьев Марш Пети из симфонической сказки «Петя и волк»; «Танец маленьких лебедей» Г.Свиридов.

Программа
Е.Д Критской, Г.П.  Сергеевой, Т.С.  Шмагиной

Раздел 5.

 «В музыкальном театре»

2 класс
34 ч

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

«Волк и семеро козлят»  фрагменты их детской оперы- сказки.  
М.Коваль.
«Золушка» фрагменты из балета С.Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик»   П. И. Чайковский.
«Руслан и Людмила» фрагменты из оперы М. Глинка.

Программа
Е.Д Критской, Г.П.  Сергеевой, Т.С.  Шмагиной

Раздел 6.

 «В концертном зале»

2 класс
34 ч

Музыкальные портреты и образы симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры  инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Симфоническая сказка « Петя и волк» С.Прокофьев.
«Картинки с выставки» М. Мусоргский.
Симфония №40, экспозиция 1-й части В.А Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Из этой таблицы следует, что обращение к  музыкальной сказке есть во многих  программах по музыкальному воспитанию в начальной щколе. Это говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию воображения детей в младшем школьном возрасте, как наиболее благоприятном периоде, для развития воображения.


Выводы по 2 главе

Во второй главе мы познакомились с понятием музыкальная сказка и с её возникновением. Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Так же многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам.

Мы узнали, что основной целью приобщения к музыкальной сказке детей является воспитание музыкально  развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение ко всему происходящему. Изучили методы развития воображения через музыкальную сказку и познакомились с программами начальной школы по музыкальному воспитанию на уроках музыки.

Заключение

Воображение есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая активность восприятия окружающего мира. Не обладая ею, ребенок не может ни жить, ни действовать, ни мыслить по-человечески, ни в науке, ни в политике, ни в сфере нравственно-личностных отношений с другими людьми. И наша школа должна с этим обстоятельством считаться в полной мере.

Значение функции воображения в психическом развитии детей велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. 

Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно участвует в регуляции познавательных процессов и состояний человека. 

Воображение – это психическая деятельность создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образ действительности с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем

Воображение непосредственно связано с практической деятельностью людей и является неотъемлемой ее частью. 

Развитие воображения имеет возрастные особенности. Психологические особенности детей младшего школьного возраста являются благоприятными для развития воображения. Поэтому такой возраст называют сенситивным для развития воображения. 

Таким образом, развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, его моральных качеств, способностей. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными, так как на их основе строятся образы воображения. Рисование, музыка, драматизация - способствуют его успешному развитию.


Список использованной литературы

1. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература [Текст] / О.И. Аверьянова. - М.: Музыка, 2001.. – М.: Музыка, 2001 . – 255 с.

2. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст] / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. — № 5-6. – С.14-15.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. Для учителя [Текст] /Л.С. Выготский. - CПб.: СОЮЗ, 2003.- 96 с.

4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] / М.В. Гамезо, Петрова Е.А, Л.М.Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с., С.35-38

5. Ильенков, Э.В. Личность и творчество. [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: Языки русской культуры, 2002. – 272 с., С.210.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2004.-464 с., С.266-267.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.

8. Мещяреков Б.Г. Современный педагогический словарь [Текст] / Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко - Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с.

9. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с., C.84.

10. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / В.В Немов — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-Ч.1. - 304 с.

11. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение [Текст]/ О.Н.Никифорова. – М.: Наука 2007. – 165 с., С 126.

12. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога. [Текст]/ В.Б. Шапарь. – М.: АСТ, 2004. - 734 с.

13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

 14. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //gendocs.ru/v383/ особенности_ развития_ воображения _ дошкольника

15. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dskvp2301. mskobr.ru/base/gruppy _dou/ articles/ voobrazhenie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...

Статья. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста на уроках искусства...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ

Творческое развитие детей младшего школьного возраста на уроках музыки в ДШИ...