Методическое пособие
методическая разработка на тему

Интересные, нужные компьютерные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.odt255.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Фатыхов амир Маратович

Использование компьютерных технологий на уроке музыки

Методическое пособие для студентов

Челябинск 2017

Фатыхов А.М. Цветкова Использование компьютерных технологий на уроке музыки/ методическое пособие для студентов.-Челябинск,2017

 

Цель данного методического пособия — рассказать учителям музыки как с помошью компьютерных технологий можно повысить мотивацию ученика, активизировать позновательную и творческую деятельность обучающихся Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.

Оглавление

Введение................................................................................................4
Глава 1. Компьютерные программы которые помогают на уроке музыки.

Информационно-компьютерные технологии интерестны................6

Группа программ для работы на уроке музыки.................................7

Глава 2. Широкие возможности открываемые информационными технологиями при проведении уроков.
Цели которые будут достигнуты с помощью компьютерных технологий.….......................................................................................10
Деление используемых программ на группы....................................13

Уровни знания компьютера учителем................................................15
Заключение
.........................................................................................17
Список литературы
...........................................................................18

Введение

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика.В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать как активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются:

1.Непрерывное и опережающее образование,

2.Его фундаментальность,

3.Направленность на личностное ориентирование обучение

4.Развитие творческих способностей обучаемых, широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Музыка и компьютер вполне совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. Изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование.

В области образования имеют место процессы компьютеризации, информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.

Музыка и информационные технологии – совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использовать при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

Глава 1. Компьютерные программы которые помогают на уроке музыки.

Информационно-компьютерные технологии интерестны.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

Что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Но, следует заметить, что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого – не информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель – самостоятельность мышления и творчество ученика. Выполнение этого требования предусматривает, прежде всего, знание преподавателем хотя бы простейших компьютерных программ. Разумеется, это требует постоянного обучения и самообучения учителя.

Группы программ для работы на уроке музыки.

Многие считают, что использование компьютера возможно на “технических” предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На  мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, например, на уроке музыки. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Программы для пения караоке

Музыкальные конструкторы

Музыкальные энциклопедии

Обучающие программы

Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

Если вы преподаете пение, то используйте такие программы как VocalJam или сочиняйте свою собственную композицию с помощью KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается “минус”, а на экране выводятся слова песни.

Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках музыкальной литературы можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа “Музыкальный класс”, где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”, где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

Прекрасно дополняют друг друга разделы “История музыкальных инструментов” и “Электронное пианино”. В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

Существуют программы для написания нотного текста, для его редактирования, например, Final. Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.

Интересный синтез представляет собой использование на уроках синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении преподавателя, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим урокам.

Глава 2. Широкие возможности открываемые информационными технологиями при проведении уроков.

Цели которые будут достигнуты с помощью компьютерных технологий

Чтобы сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным для учащихся, необходимо учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности школьников, культурный уровень учащихся, используя при этом, современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

Программы общеобразовательных учреждений “Музыка”, предусматривают в ходе изучения курса достижение многих целей, направленных на:

Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

Развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;  

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки? Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы.

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока. Так, например, при изучении темы “Музыка народов мира”, после прослушивания музыкальных фрагментов на карте находится данная страна или регион. С помощью программы “Музыкальные инструменты народов мира” ученикам демонстрируются инструменты, которые используют народы данной страны или региона, рассказывается история их создания, материалы из которых они изготовлены, прослушивается звучание данных инструментов, обсуждается их национальный колорит.

Благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия на тему “Музыкальный Петергоф”, урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”, звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах, дети повторяют его движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Использование так называемой “минусовки” и “караоке”, позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником.

Деление используемых программ на группы.

Поставив себе задачу включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках музыки.

Используемые программы условно можно разделить на следующие группы:

информативные – энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета и др. Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической музыки” включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;

Тематические – обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”, П.И.Чайковский “Щелкунчик”, “Времена года”, К. Сен-Санс “Карнавал животных” и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;

Образовательно-игровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай мелодию”, “Музыкальный класс” и др. Так “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке. Курс “Теория музыки” поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра “Крестики-нолики” самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. “Музыкальные кубики” позволят собрать мелодию, а “Музыкальный диктант” поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение “История музыкальных инструментов” поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью “Киберсинтезатора” можно создать свою собственную композицию в стиле “Рок”, “Техно”, “Рок-н-ролл”, “Кантри” и “Латинос”;

Фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам;

Фонограммы песен разучиваемых учащимися.

Даже этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности

открывают нам информационные технологии при проведении уроков.

Уровни знания компьютера учителем.

По степени освоения преподавателем компьютера и, исходя из опыта применения информационных технологий, можно выделить три уровня (этапа) использования информационных технологий на уроке музыки:

Первому из этих уровней (знание компьютера на уровне пользователя) соответствует установка на последовательное изучение элементов музыкальной традиции – использование отдельных элементов учебных программ в ходе урока;

Второму (знание и владение широким кругом программ) - установка на синтез этих элементов и дальнейшее их развитие – создание собственных уроков-презентаций;

Третьему (умение работать в локальных сетях) - выход синтезирующей тенденции за пределы музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в междисциплинарную – проведение интегрированных уроков в компьютерных классах

Эти же уровни применимы к оценке возрастного восприятия учащимися использования компьютерных программ на уроке.

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе-развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока.

На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д.

Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем. По образному выражению Анатолия Гина: “Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.

Заключение

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми.

Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Список литературы

1. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии, 2004 и 2005г., ВОИПКиПРО.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 198 Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. “Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях” учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. М.: Академия. 2002 г.

4. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. – Ростов-на-Дону: Р.Г.У., 1992.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard

В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Методическое пособие по автоматизации звуков.

Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая  циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....