«МЫ - ЧИТАТЕЛИ»
творческая работа учащихся (3 класс) на тему

Полковниченко Елена Михайловна

Социологическое исследование уровня читательской культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_chitateli_statya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

«МЫ - ЧИТАТЕЛИ»

Социологическое исследование уровня читательской культуры школьников

Гринько И.В.

МОБУ СОШ № 23, 3 А класс, г.Таганрог

Полковниченко Елена Михайловна

В настоящее время основной проблемой, связанной с чтением подрастающего поколения, принято считать  снижение интереса к чтению. «В России уменьшается доля «читающего населения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. Еще совсем недавно мы гордились званием самой читающей нации, хорошая книга была желанным подарком, а в библиотеках часто были очереди. Сегодня дефицит книг сменился их хаотичным изобилием, читательская активность резко уменьшилась количественно и изменилась качественно. По исследованиям работников библиотек – 90% школьников приходят в библиотеку за книгами, нужными только для учебы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций. Но это среди тех, кто приходит в библиотеку. А кто – то туда вовсе не появляется.

Социологическое исследование уровня читательской культуры школьников нашей школы было призвано помочь понять, какие мы читатели. Может, проблема в нашем образовательном учреждении не стоит настолько остро?

Цель исследования -  выявить объем и качество начитанности современного  школьника, его читательские предпочтения и уровень читательской культуры в эпоху всеобщей компьютеризации и смены ценностей.

В задачи исследования были включены:

  • разработка программы социологического исследования;
  • определение направления исследования, круга вопросов, которые бы свидетельствовали о состоянии читательской активности школьников;
  • проведение анкетирования учащихся;
  • выявление уровня начитанности и читательских предпочтений школьников;
  • анализ полученной информации и выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на формирование современного читателя-школьника;
  • разработка рекомендаций по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры.

В качестве метода сбора  данных использовано  анонимное анкетирование. Совместно с руководителем проекта были разработаны анкеты, выявляющие круг читательских интересов. Анкета для начальной школы  включала в себя двенадцать вопросов, для средней школы – семнадцать, для старшей школы  - тридцать один вопрос. Анкетирование проводилось в январе 2015 года. Всего было опрошено  222 человека.

Как и предполагалось, чтение стоит далеко не на первом месте среди предпочтений учащихся. В начальной школе оно занимает 3 место, в среднем звене – 7-ое. Несколько лучше выглядит картина в старшей школе, чтение возвращается на 3 место, но это скорее учебное, необходимое программой чтение, как признают сами ребята.

На первом месте у ребят находится общение с друзьями, игры,  среди которых львиную долю занимают компьютерные.  На смену им приходит просмотр телепередач и прослушивание музыки.  

Да и читают не часто. Если в начальной школе половина опрошенных ребят утверждает, что читают ежедневно, то в средней школе столько же признают, что читают редко – не чаще 1 -2 раз в неделю. Причем есть даже такие, которые не читают вовсе. В старшей школе таких отчаянных признаний не звучало, но читают и там довольно редко. Большая часть опрошенных – только 1 – 2 раза в неделю.

Порадовал круг читательских интересов учащихся. Среди названных жанров - юмористические истории, сказки, комиксы, рассказы. В средней школе ребята любят научную фантастику, фэнтези, приключенческую литературу и детективы. А вот старшие ребята предпочтение отдают классической литературе. Кроме программных произведений были названы приключенческие и любовные романы, научная фантастика и фэнтези.

Однако, при столь широком спектре читательских интересов, нужно признать, что доля лукавства присутствовала в ответах ребят, несмотря на анонимность. Это легко было проверить. Отмечая то, что много и активно читают, ребята крайне затруднялись назвать последнее литературное произведение, которое они читали, указать понравившийся им персонаж, назвать любимого литературного героя.

Считаю, что основные причины столь негативного результата были раскрыты в ответах на следующие вопросы анкеты – «Записан ли ты в школьную библиотеку?» и «Читают ли тебе родители?»

74 из 94  учеников начальной школы не записаны даже в школьную библиотеку.  Единицы могут вспомнить, какую книгу они брали там последний раз. Таким образом, большинство учащихся начальной школы не являются активными читателями. 58  учащихся средней школы не записаны ни в одну библиотеку города. 46 учеников все – таки посещают районные и городские библиотеки, но чаще всего не могут вспомнить название и авторов книг, которые они там берут.

Нельзя не отметить, что положительные моменты все – таки есть. Помимо программной литературы учащиеся читают дополнительную литературу по предметам. Больше всего читать дополнительную литературу стимулируют: История (55), Литература  (44) русский язык (36).

Очень огорчает тот факт, что  только 34 родителя из 94 опрошенных учащихся начальной школы находят время для домашнего чтения с детьми - семейная традиция вечернего чтения практически исчезает из нашей реальной жизни.

В старшей школе уровень интереса к  чтению возрастает. Возможно, это связано с переоценкой ценностей: подготовка к поступлению в вузы заставляет обращаться к литературе. Однако,  в основном,  читают классическую литературу, а к творчеству современных писателей обращаются редко. Список прочитанных самостоятельно книг невелик, повторяются одни и те же имена. Нужно отметить тот факт, что большинство старшеклассников читают классическую литературу в сокращенном варианте.  Небольшое количество учащихся заказывает книги в интернет-магазине. Сами учащиеся отмечают в анкетах низкий уровень чтения художественной литературы среди сверстников и называют эту проблему актуальной.

После проведения анкетирования мы выяснили, что проблема низкого уровня чтения действительно актуальна. В последнее  время существенную роль в формировании читательских предпочтений  играет «развлекательная» литература: детективы, комиксы, боевики, романы о любви, общение в интернете.

Мы считаем, что чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, важное  умение для учебы и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.

Мы предлагаем следующие рекомендации по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры:

  1. Проведение общешкольной читательской конференции, целью которой должно стать привлечение внимания к интересным книгам. На этой конференции любой желающий сможет презентовать самостоятельно прочитанную книгу, написать аннотацию к книге.
  2. По итогам конференции - издание школьного сборника аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам.
  3. Знакомство с полученным сборником родителей. Широкая пропаганда традиции семейного чтения.
  4. Организация ряда встреч с современными таганрогскими писателями и поэтами.
  5. Организация литературных викторин для начальной и средней школ.

Список литературы:

  1. Бородина В.А., Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования.  //Личность и культура - № 6. -2005
  2. Галактионова  Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф.  СПб., 2008
  3. Ильинский И. М.,  Противоречия литературных процессов в России/ М., Знание. Понимание. Умение, № 2, 2010 г.
  4. Национальная программа поддержки и развития чтения.
  5. Степанова Л. Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современном пространстве. //Библиотечное дело.-2003.-

Проблемы чтения современных детей и подростков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

папка юного читателя

паматка для дополнительного чтения...

Заповеди читателя

Рекомендации при работе с книгойКак работать над баснейКак работать над статьёй Памятка при решении задач Как работать над словомКак работать над текстом   Как готовить задание по ...

Урок литературного чтения "Как смотрят на мир писатель и читатель (по произведению Н. Носова "Клякса")"

Урок литературного чтения в 4 классе  по УМК "Гармония"Тема урока:«Как смотрят на мир писатель и читатель»Содержание урока:Н. Н. Носов «Клякса»Форма урока: Урок – мастерскаяЦели урока:...

Я - читатель.

Проект к "Неделе детской книги". В ходе работы учащиеся смогут примерить на себя разные социальные роли: читателя, критика, языковеда, художника, автора, родителя....