Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "От чего зависит скорость растворения таблетки"
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Канищева Эгина Валерьевна

Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.

·         Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).

·          Научить:  выполнять работу по инструкции  описывать ход работы с помощью рисунка,  работать в парах,  проводить опыт и фиксировать данные , заполнять таблицу, делать вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

 Класс: 1                Учитель: Канищева Эгина Валерьевна        Школа: МАОУ   Зареченская школа 

Тема:  От чего зависит скорость растворения таблетки?

Тип занятия: эксперимент

Задачи:      Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.

  • Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).
  •  Научить:  выполнять работу по инструкции  описывать ход работы с помощью рисунка,  работать в парах,  проводить опыт и фиксировать данные , заполнять таблицу, делать вывод.
  • Расширить знания детей об использовании воды в быту.
  • Закрепить умения пользоваться секундомером.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, логическое мышление, аналогия

Планируемые результаты

Предметные (П)

  • научатся: выполнять работу по инструкции,  описывать ход работы с помощью рисунка,    проводить опыт и фиксировать данные , заполнять таблицу, делать вывод.
  •  получат возможность: 

сравнивать результаты.

Метапредметные (М)

Личностные (Л)

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

 ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (), осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Межпредметные связи:  развитие исследовательских учебных действий в рамках курсов химии, физики, окружающего мира, экологии; формулирование гипотез и плана их проверки, навыки работы с информацией, обогащение научными терминами, предоставление результатов исследования в заданном формате.

Ресурсы урока: электронное доска; презентация; карточки – бланки для ответов в игре «верите ли вы что» (прил.1);  карточки с распечатанными материалами по теме (прил.2);  

 Оборудование и материалы:   -  для эксперимента: Витамин С в любой дозировке или другой растворимый витамин в таблетках для растворения в воде, одноразовые стаканы, вода, секундомер, ступка с пестиком.

- для оформления постера: цветной картон, ручка, цветные карандаши, клей-карандаш, шаблон для  оформления постера по теме (прил.3).

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

1)Вот и снова мы в научной лаборатории. Вы все ученые-экспериментаторы. Для проведения эксперимента мы разделимся на группы. Каждый из вас вытянул карточку определенного цвета – Цвет карточки - это цвет вашей группы. Займите свои места в научной лаборатории.

П  2)  Повторение правил безопасности в научной лаборатории .

Правила поведения в лаборатории.

 1.Нельзя бегать, толкаться, громко говорить и кричать, мешать товарищам.

 2.Рабочее место содержать в порядке и убрать его по окончании эксперимента

 -  Правила безопасности.

  1. Нельзя пробовать вещества, это может быть опасно для здоровья.
  2. Надо соблюдать правила безопасности при работе с хрупкими и стеклянными предметами.

Л   Стадия вызова.

-Давайте мы с вами пожелаем друг другу удачи .  Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». 
Правила игры: 
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. (приложение 1)
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 
3. Если вы верите, то в строке  под номером вопроса поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

   

Вопросы: Верите ли вы ,что…  слайды1,2.

  1. человек  может прожить без воды?
  2. человек больше, чем наполовину состоит из воды?

3. человеку надо измельчать  пищу, чтобы легче переваривать?

4. вода помогает растворять различные вещества?

5. таблетки можно растворить в воде?

6. очень большие таблетки нельзя растворить в воде.

7. в холодной воде таблетка растворится быстрее, чем в теплой?

- Правильность ваших ответов и суждений мы проверим в течение занятия, на многие вопросы вы сможете найти ответ сами.

  • Рассаживаются в группы.

  • Называют правила поведения в лаборатории.

  • Хлопают друг друга в ладоши с пожеланиями удачи

  • П      Заполняют ответы в карточке.

2. Актуализация необходимых знаний

  • П, М  Предлагаю подумать и назвать тему занятия.

         - На какой вопрос мы будем искать ответ?

Таблетки можно растворить в воде.

Таблетки медленно или быстро растворяются в воде?

А что может помочь быстрее растворить самую большую таблетку?

Слайд 3.  

Вопрос .  От чего зависит скорость растворения таблетки ?

Слайд 4.  

Гипотеза. Таблетка растворится быстро, если…. (предположения детей)

М    Отлично справились с заданием! Вы очень много знаете!

       Ну что ж проведем эксперимент, и найдем ответ на наш вопрос, чтобы подтвердить нашу гипотезу.

  • М  Стадия осмысления

       - Какие же задачи мы решим сегодня с вами на занятии?

         П – Растворяем таблетку разными способами в воде.

  • П, М  Высказывают предположения, формулируют тему , обосновывают ответ,  выслушивают собеседников, актуализируют личный опыт.

  • М  Участвуют в постановке научной задачи, и делают вывод: правильно ли они поставили научную задачу.
  • П   Высказывают предположения, смотрят презентацию.

3. Организация познавательной деятельности

Подготовка к выполнению экспериментов и составление плана работы.

Просмотр презентации с описанием выполнения опытов.        

       

План работы:

(ознакомьтесь с планом на карточке в своей группе)

  1.  Выберите хранителя времени, кто отвечает за секундомер и за замеры времени. Выберите 4 человека - наблюдателя ответственных за вбрасывания таблеток в воду и следящих за ее растворением. Выберите человека - секретаря, который будет заносить данные в таблицу. Познакомьтесь с обязанностями члена команды.

  1.  Нужно подготовить 4 стакана и  воду. Подготовить 4 таблетки. Секундомер. Таблица для записи данных.

Слайд 5.                                                        Слайд 6.

   

  1. Наблюдатели получают по одной таблетке каждый. Договоритесь, кто какие действия выполняет . Одну таблетку оставьте целой, вторую - разделите  пополам, на 2 части, третью – на 4 части, а четвертую измельчите в ступке в порошок.

Слайд 6.  

  1. Хранитель времени дает команду «старт» и по сигналу наблюдателя должен назвать данные о времени. По команде «старт» наблюдатели  - ответственные за вбрасывание таблеток опускают таблетку в воду и следят за ее полным растворением (таблетка полностью считается растворенной, если не видно ее кусочков и вода перестала шипеть и бурлить). Как только таблетка растворилась, сообщают об этом хранителю времени. Хранитель времени называет данные с секундомера. Секретарь заносит данные в таблицу в нужную графу.

Слайд 7.

Наименование объекта

Время, сек

Целая таблетка

2 части (половинки)

4 части (четвертинки)

Порошок

  1. В конце работы проведите обсуждение в группе - от чего зависит скорость растворения таблетки, исходя из полученных данных в опытах.

  1. Оформите  постер по шаблону (приложение 3)

  1. Обсуждаем полученные результаты. Обговариваем  трудности при выполнении работы и возможные модификации процедуры эксперимента.

Физкультминутка

П,М   Практическая работа:  «Выполняем опыты ».

Самостоятельное проведение опытов (с необходимой помощью учителя)

Выполняем опыты по плану.

Обсуждаем полученные результаты.

В чем мы убедились в результате опытов?

Создаем постер. Оформление постера (см. Приложение 3)

Распределите обязанности по оформлению постера: кто выполняет рисунок, кто заполняет графу «авторы», «выводы», «правила безопасности», «тема».

 

Представление выполненных работ и обсуждение выводов. Защита постеров.

  • П    Актуализируют опыт, устанавливают соответствие между предметами,

  • П, М  проверяют готовность к проведению эксперимента.

  • Выбирают ответственных за выполнение задания в группе

(работа в группах – распределение обязанностей, контроль за выполнением, взаимная проверка)

  • П   Составляют план работы  по проведению опытов..

Проводят опыты, действуя сообща

  • Высказывают предположения, обосновывают ответ,  выслушивают собеседников, актуализируют личный опыт.
  • П   Приводят примеры.                Отвечают на вопрос.
  • П   Выполняют работу с постером.
  •  Составляют ответы на вопросы и оформляют постеры (работа в группах – распределение обязанностей, контроль за выполнением, взаимная проверка)
  • М  Договариваются об общем ответе. Представляют результаты работы.

П   Читают выводы

4. Подведение итогов

Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний и сейчас сможете сами проверить правильность ваших суждений.

Возврат к вопросам.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, получили ли мы ответы на вопросы,  не ошиблись ли мы в своих предположениях.

  • Л   Ответили мы на поставленный вопрос? Получили ли мы все сведения о растворении таблетки? Что еще может повлиять на скорость растворения?

Слайд 8,9. С чем можно сравнить растворение. 

Если бы подогрели воду, то как бы растворялась таблетка?

  • М   Организует  подведение итогов урока, самооценку достижений.

 

А могут ли умения и навыки полученные в результате проведения этих опытов помочь когда-то в жизни? В каком случае?

  • Л  Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы.

  • М  Читают научную задачу, оценивают степень её выполнения. Отвечают на вопросы для самопроверки, оценивают свои достижения с помощью смайликов.

Диагностика достижения планируемых результатов:

- Занятие окончено! Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения".

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения". Тема "В.Каверин "Песочные часы"....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»

Технологическая карта занятияпо внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»в 1 классе...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Сбережём первоцветы»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельностиКласс: 2Направление внеурочной деятельности: экологическоеВид внеурочной деятельности: познавательная деятельность.Тема: Сбережем первоцветы...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...