Тема: От чего зависит скорость растворения таблетки? | Тип занятия: эксперимент |
Задачи: Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте. - Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).
- Научить: выполнять работу по инструкции описывать ход работы с помощью рисунка, работать в парах, проводить опыт и фиксировать данные , заполнять таблицу, делать вывод.
- Расширить знания детей об использовании воды в быту.
- Закрепить умения пользоваться секундомером.
- Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, логическое мышление, аналогия
|
Планируемые результаты |
Предметные (П) - научатся: выполнять работу по инструкции, описывать ход работы с помощью рисунка, проводить опыт и фиксировать данные , заполнять таблицу, делать вывод.
- получат возможность:
сравнивать результаты.
| Метапредметные (М) | Личностные (Л) развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
|
Межпредметные связи: развитие исследовательских учебных действий в рамках курсов химии, физики, окружающего мира, экологии; формулирование гипотез и плана их проверки, навыки работы с информацией, обогащение научными терминами, предоставление результатов исследования в заданном формате. |
Ресурсы урока: электронное доска; презентация; карточки – бланки для ответов в игре «верите ли вы что» (прил.1); карточки с распечатанными материалами по теме (прил.2); Оборудование и материалы: - для эксперимента: Витамин С в любой дозировке или другой растворимый витамин в таблетках для растворения в воде, одноразовые стаканы, вода, секундомер, ступка с пестиком. - для оформления постера: цветной картон, ручка, цветные карандаши, клей-карандаш, шаблон для оформления постера по теме (прил.3). |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Мотивация познавательной деятельности |
1)Вот и снова мы в научной лаборатории. Вы все ученые-экспериментаторы. Для проведения эксперимента мы разделимся на группы. Каждый из вас вытянул карточку определенного цвета – Цвет карточки - это цвет вашей группы. Займите свои места в научной лаборатории.
П 2) Повторение правил безопасности в научной лаборатории . – Правила поведения в лаборатории. 1.Нельзя бегать, толкаться, громко говорить и кричать, мешать товарищам. 2.Рабочее место содержать в порядке и убрать его по окончании эксперимента - Правила безопасности. - Нельзя пробовать вещества, это может быть опасно для здоровья.
- Надо соблюдать правила безопасности при работе с хрупкими и стеклянными предметами.
Л Стадия вызова. -Давайте мы с вами пожелаем друг другу удачи . Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. (приложение 1) 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то в строке под номером вопроса поставьте знак «+», если нет, то «-».
Вопросы: Верите ли вы ,что… слайды1,2. - человек может прожить без воды?
- человек больше, чем наполовину состоит из воды?
3. человеку надо измельчать пищу, чтобы легче переваривать? 4. вода помогает растворять различные вещества? 5. таблетки можно растворить в воде? 6. очень большие таблетки нельзя растворить в воде. 7. в холодной воде таблетка растворится быстрее, чем в теплой?
- Правильность ваших ответов и суждений мы проверим в течение занятия, на многие вопросы вы сможете найти ответ сами. |
- Называют правила поведения в лаборатории.
- Хлопают друг друга в ладоши с пожеланиями удачи
- П Заполняют ответы в карточке.
|
2. Актуализация необходимых знаний |
- П, М Предлагаю подумать и назвать тему занятия.
- На какой вопрос мы будем искать ответ? Таблетки можно растворить в воде. Таблетки медленно или быстро растворяются в воде? А что может помочь быстрее растворить самую большую таблетку? Слайд 3.
Вопрос . От чего зависит скорость растворения таблетки ? Слайд 4.
Гипотеза. Таблетка растворится быстро, если…. (предположения детей)
М Отлично справились с заданием! Вы очень много знаете! Ну что ж проведем эксперимент, и найдем ответ на наш вопрос, чтобы подтвердить нашу гипотезу.
- Какие же задачи мы решим сегодня с вами на занятии?
П – Растворяем таблетку разными способами в воде.
| - П, М Высказывают предположения, формулируют тему , обосновывают ответ, выслушивают собеседников, актуализируют личный опыт.
- М Участвуют в постановке научной задачи, и делают вывод: правильно ли они поставили научную задачу.
- П Высказывают предположения, смотрят презентацию.
|
3. Организация познавательной деятельности |
Подготовка к выполнению экспериментов и составление плана работы. Просмотр презентации с описанием выполнения опытов. План работы: (ознакомьтесь с планом на карточке в своей группе)
- Выберите хранителя времени, кто отвечает за секундомер и за замеры времени. Выберите 4 человека - наблюдателя ответственных за вбрасывания таблеток в воду и следящих за ее растворением. Выберите человека - секретаря, который будет заносить данные в таблицу. Познакомьтесь с обязанностями члена команды.
- Нужно подготовить 4 стакана и воду. Подготовить 4 таблетки. Секундомер. Таблица для записи данных.
Слайд 5. Слайд 6. - Наблюдатели получают по одной таблетке каждый. Договоритесь, кто какие действия выполняет . Одну таблетку оставьте целой, вторую - разделите пополам, на 2 части, третью – на 4 части, а четвертую измельчите в ступке в порошок.
Слайд 6.
- Хранитель времени дает команду «старт» и по сигналу наблюдателя должен назвать данные о времени. По команде «старт» наблюдатели - ответственные за вбрасывание таблеток опускают таблетку в воду и следят за ее полным растворением (таблетка полностью считается растворенной, если не видно ее кусочков и вода перестала шипеть и бурлить). Как только таблетка растворилась, сообщают об этом хранителю времени. Хранитель времени называет данные с секундомера. Секретарь заносит данные в таблицу в нужную графу.
Слайд 7. Наименование объекта | Время, сек | Целая таблетка |
| 2 части (половинки) |
| 4 части (четвертинки) |
| Порошок |
|
- В конце работы проведите обсуждение в группе - от чего зависит скорость растворения таблетки, исходя из полученных данных в опытах.
- Оформите постер по шаблону (приложение 3)
- Обсуждаем полученные результаты. Обговариваем трудности при выполнении работы и возможные модификации процедуры эксперимента.
Физкультминутка
П,М Практическая работа: «Выполняем опыты ».
Самостоятельное проведение опытов (с необходимой помощью учителя)
Выполняем опыты по плану.
Обсуждаем полученные результаты. В чем мы убедились в результате опытов?
Создаем постер. Оформление постера (см. Приложение 3)
Распределите обязанности по оформлению постера: кто выполняет рисунок, кто заполняет графу «авторы», «выводы», «правила безопасности», «тема». Представление выполненных работ и обсуждение выводов. Защита постеров. | - П Актуализируют опыт, устанавливают соответствие между предметами,
- П, М проверяют готовность к проведению эксперимента.
- Выбирают ответственных за выполнение задания в группе
(работа в группах – распределение обязанностей, контроль за выполнением, взаимная проверка)
- П Составляют план работы по проведению опытов..
Проводят опыты, действуя сообща - Высказывают предположения, обосновывают ответ, выслушивают собеседников, актуализируют личный опыт.
- П Приводят примеры. Отвечают на вопрос.
- П Выполняют работу с постером.
- Составляют ответы на вопросы и оформляют постеры (работа в группах – распределение обязанностей, контроль за выполнением, взаимная проверка)
- М Договариваются об общем ответе. Представляют результаты работы.
П Читают выводы |
4. Подведение итогов |
Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний и сейчас сможете сами проверить правильность ваших суждений. Возврат к вопросам. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, получили ли мы ответы на вопросы, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Л Ответили мы на поставленный вопрос? Получили ли мы все сведения о растворении таблетки? Что еще может повлиять на скорость растворения?
Слайд 8,9. С чем можно сравнить растворение. Если бы подогрели воду, то как бы растворялась таблетка?
- М Организует подведение итогов урока, самооценку достижений.
А могут ли умения и навыки полученные в результате проведения этих опытов помочь когда-то в жизни? В каком случае? | - Л Соотносят изученное с личным опытом. Определяют личностный смысл изучения темы.
- М Читают научную задачу, оценивают степень её выполнения. Отвечают на вопросы для самопроверки, оценивают свои достижения с помощью смайликов.
|
Диагностика достижения планируемых результатов: |
- Занятие окончено! Всем спасибо за работу!
|