Обучение в сотрудничестве в начальной школе.
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бурный двадцатый век, промчавшийся с молниеносной быстротой, принёс человечеству столько величайших открытий, сколько их не было сделано ни в одном из прошедших столетий.
Никаких бы открытий не произошло, если бы - не образовывался человек. Следовательно – образование людям необходимо, как сама жизнь! Хотя у образования имеются свои подводные камни – это дополнительные нагрузки, перегрузки и конечно переутомления.
О плачевных результатах перегрузки и переутомления говорят и пишут много. Доктор мед. наук, профессор Владимир Филипович Базарный утверждает, что « за грамоту мир стал расплачиваться физическим и психологическим здоровьем: болезненная бледность, изнуряющие головные боли, гипертония, психо – неврастения, близорукость, сколиоз, хронические заболевания – давно стали атрибутикой именно образованного человека».
Как дать детям максимальный объём знаний, сохранив их здоровье.
Над этой проблемой уже много лет работают учёные всего мира.
В связи с этим в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.
Модернизация образования ориентирует школу «… не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…».
Для достижения этой цели в своей работе я использую технологию сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе,
а не просто что-то выполнять вместе.
Основная задача в процессе сотрудничества -активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Основными целями технологии сотрудничества являются:
1.Успех
2.Поиск сведений
3.Применение знаний
4.Творчество
5.Организация действий, общение
6.Родители
Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.
Как же на уроке создать условия для естественного общения?
Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.
Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником.
Правила работы в паре.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Называй товарища по имени.
- Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
- Работать должны оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
- Отмечай прежде всего положительное.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
- Результатом работы является ваше общее мнение.
- Покажите готовность вашей пары.
- Оцениваем работу. Благодарим друг друга.
Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.Обязателен разбор ошибок совместной работы.
В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д.з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.
Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.
Правила работы в группе
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Работай по алгоритму, плану.
- Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Если не понял, переспроси.
- Доказывай свои версии.
- В группе ответы даёт каждый.
- При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
- Умеешь сам – научи другого.
- Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничествау учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.
Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.
Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:
-с разными учебными возможностями;
-мальчики и девочки.
Учитель здесь руководствуется своими правилами
Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
- Правильно объединить детей в группы.
- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
- Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
- Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
- Оценивать общую работу всей группы.
- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».
У меня в классе разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, а другим которых в классе 65% требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями я ликвидируюю пробелы.
Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.
После выполнения задания группа даёт оценку соей работы:
- необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
- Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по обзацам, решение устных приёмов сложение, вычитания, умножения, деления;
- Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
- Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
- Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;
- Изготовить плакаты - графические опоры; (на определение падежей имён существительных, спряжения у глаголов)
- Составить план текста из иллюстраций;
- Инсценировать произведение;(Инсценировали басню «Ворона и лисица», фрагмент из сказки «12 месяцев»)
- Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
- Подготовить сообщение по теме; (например по окружающему миру по теме «Природные зоны России» делились на группы из 6 человек: один рассказывал о географич.положениии, другой о климате, третий о животном мире, четвёртый о растительном мире, пятый о деятельности человека, а шестой задавал вопросы на закрепление ребятам , которые слушали материал) Такой метод называется «Пила»
- сочинить стихи,синквейн, вывести правило,
- Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
- Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
- Составить загадки по какой-либо теме;
- Составить кроссворды по темам.
- Составить мини-книжку.( делали книжки малышки после изучения темы «Устное народное творчество»)
- Написание сочинения и изложения, мини – диктанты;
- Взаимопроверка; сильные ученики проверяют работы слабых учеников, дают консультацию
Большое значение имеет работа с родителями и уверена, что одной из важнейших задач технологии сотрудничества является необходимость привлечения родителей для установления взаимоотношений между детьми и их родственниками, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Я так же стараюсь привлекать родителей. Так например при изучении темы по окружающему миру «Семья и её традиции» дети вместе с родителями составляли рассказы и фотовыставки о традициях в своей семье, оформляли «Древо жизни»; по математике и русскому языку составляют карточки с заданиями по изученной теме; оказывают помощь в участии конкурсов рисунков, открыток, участвуют в онлайн олимпиадах. Также приглашаю родителей посетить уроки (контроль поведения на уроках и переменах как своего ребёнка так и других детей) Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки разновозрастного сотрудничества в начальной школе
В статье рассказывается об одной из форм организации учебного сотрудничества – разновозрастном сотрудничестве младших и старших школьников, которое может решать ряд важных задач. А так же о типа...
"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"
Публикация знакомит учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....
Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе
В работе даны :1.Теоретические аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...
Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе
В работе даны :1.Теоретические аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...
Использование информационно-коммуникативных технологий в рамках учебного сотрудничества в начальной школе
АннотацияИспользование информационно-коммуникационных технологий как одного из важных средств реализации такой комплексной педагогической технологии, как учебное сотрудничество, обеспечивает пол...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-369491-1390407858.jpg)
Развитие сотрудничества в начальной школе во внеурочной деятельности.
В нашем образовательном учреждении мы стараемся заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт нам возможность превратить внеурочную деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314298-1613070460.png)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....