"Четыре путешествия в "Счисляндию"
рабочая программа на тему

Волосникова Татьяна Владимировна

рабочая программа для реализации внеурочной деятельности по математике (на основе изученного матеиариа по математике УМК "ПНШ")

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе  авторской программы «Путешествие в Счисляндию»:  Шубиной И. Г. (г. Краснодар), адаптирована для обучающихся МБОУ «ООШ №9»

         Программа  рассчитана в общим объеме  на 135 учебных часа по 1 часу в неделю (в 1 классе – 33 часа, во 2-4 класса – по 34 часа). Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 6,6 – 11- 12 лет, 1 – 4 классы).

          Данная программа вводится в 1 классе  и  в 4 классе, с учетом запроса родителей.

          Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

   Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого  и традиционного мышления.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

  Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

  Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены  задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

   Данная программа,  способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе  и  способствуют  развитию памяти,  внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Основные виды учебной деятельности

1 год   обучения (33 часа)

1.

Арифметические забавы.

9

  • последовательно  описывать события и  выполнять последовательность действий;
  • решать логических задач;
  • решать задачи с геометрическим содержанием;
  • решать и  составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • обобщать математический материал;
  • понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
  • при помощи  учителя проводить самоконтроль и корректировку выполненную работу.

2.

Логика в математике.

15

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

8

2 год обучения (34 часа)

1.

Арифметические забавы.

11

  • оперировать числовой и знаковой символикой;
  • поиску закономерностей;
  • сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
  • решать задачи с геометрическим содержанием;
  • самостоятельно принимать решения, делать выводы;
  • понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним;
  • под руководством учителя проводить самоконтроль и корректировку выполненную работу.

2.

Логика в математике.

14

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

9

3 год   обучения (34 часа)

1.

Арифметические забавы.

10

  • решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
  • решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;
  • отличать осевую и центральную симметрию;
  • принципу  Дирихле;
  •  анализировать;
  •  уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;
  • под руководством учителя проводить самоконтроль и корректировку выполненную работу.

2.

Логика в математике.

13

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

11

4 год   обучения (34 часа)

1.

Арифметические забавы.

9

  • расшифровывать тайнам шифра (чтение и составление ребусов).
  • решать  и составлять задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
  • решать задачи, применяя  принцип Дирихле;
  • решать более сложные  комбинаторные задачи;
  • обобщать, делать выводы;
  •  аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
  • самоконтроль и корректировка выполненного задания.

2.

Логика в математике.

13

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

12

Содержание программы

В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  • работать в группе, в паре;
  • решать открытые и закрытые задачи;
  • определять последовательность осуществления логических операций

Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).

ЗАДАЧИ   

               1 ступень (1 год обучения):                        

  • развивать умение последовательно описывать события и  выполнять последовательность действий;
  • обучить решению логических задач;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научить решению и  составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • научить обобщать математический материал;
  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;

2 ступень (2 год обучения)

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;
  • научить поиску закономерностей;
  • упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность;

     3 ступень (3 год обучения)

  • научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
  • обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
  • познакомить с осевой и центральной симметрией;
  • познакомить с  принципом  Дирихле;
  • обучить умению анализировать;
  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

    4 ступень (4 год обучения)

  • научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
  • обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
  •  научить решать задачи, применяя  принцип Дирихле;
  • научить решать более сложные  комбинаторные задачи;
  • научить обобщать, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.

Ожидаемые результаты по освоению курса

Личностными результатами обучающихся являются: готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной  жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный  интерес к математической науке.

Метапредметными  результатами  являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Планируемые результаты по освоению к концу 1-го года:

Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:                

  •  последовательно,  описывать события и  выполнять последовательность действий;
  • решению логических задач;
  • решать задачи с геометрическим содержанием;
  • решению и  составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • обобщать математический материал;
  • понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.

Планируемые результаты по освоению к концу 2-го года:

Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:        

  • оперировать числовой и знаковой символикой;
  • поиску закономерностей;
  • сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
  • решать задачи с геометрическим содержанием;
  • самостоятельно принимать решения, делать выводы;
  • понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;

Планируемые результаты по освоению к концу 3-го года:

Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:        

  • решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
  • решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;
  • отличать осевую и центральную симметрию;
  • принципу  Дирихле;
  •  анализировать;
  •  уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;

     

Планируемые результаты по освоению к концу 4-го года:

Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:        

  • тайнам шифра (чтение и составление ребусов).
  • решать  и составлять задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
  • решать задачи, применяя  принцип Дирихле;
  • решать более сложные  комбинаторные задачи;
  • обобщать, делать выводы;
  •  аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.

Контроль знаний

Проводится всегда с целью отслеживания:  какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
  • вставить пропущенное ключевое слово;
  • опрос по «цепочке»;
  • цифровой диктант;
  • графический диктант;
  • маршрутная карта;
  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;
  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
  • организация цепочки  отвечающих;
  • комбинированная эстафета и т.д.

Методические рекомендации

      Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются

с 1-го класса. Программа  основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы,  иллюстрировать их на примерах.

          Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы  и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:

  • «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
  • задачи с неполным условием;
  • с избыточными условиями;
  • открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
  • творческие задания.

        Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.            

         Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей  учащихся,  используются следующие типы занятий:  урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.

             Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и  развитию  их личности.

Формы и методы работы

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи».  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

           Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

    Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  •  поиск основных алгоритмических конструкций
  • на хорошо знакомых сказках
  • сочинение своих сказок.

Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд

Список литературы:

  1. Г.А, Лавриненко. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителя. – Саратов, ОАО «ИЗ-во «Лицей», 20003»
  2. Л.Г. Моршнева. Дидактический материал по математике Пособие для учителя. – Саратов, ОАО «Из-во «Лицей», 2003»
  3. В.П. Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для учителя. – М. «Просвещение»
  4. В. Волина Мир математики: Пособие для учителя и родителей. – Ростов – на Дону, 1999
  5. Энциклопедия развивалок. – М. ООО «ИЗ-во «Эксмо», 2012
  6. Ю. Никитин. 600 задач на сообразительность: Методическое пособие. – ИКФ «Сталкер», 1997
  7. Н.Б. Троицкая. Нестандартные уроки и творческие задания: Учебно – методическое пособие. – М. «Дрофа», 2004
  8. О.В. Узорова. Устный счет и математические диктанты: Пособие для учителей.- М. «Аквариум», 1998
  9. О.В. Узорова. 2500 задач по математике: Пособие для учителей.- М. «Аквариум», 1999

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов

Д

П

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

По необходимости

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Проектор.

Сканер, принтер

Д

Д

Д

Д

Д

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками)

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,  для изучения геометрических фигур

Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная)

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса  математики

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками)

Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты, и др.

Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования

К

К

К

К

Размер каждого объекта не менее 5 см.

Игры

Настольные развивающие игры.

Конструкторы.

Электронные игры развивающего характера

ФФ

Ф



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование (1 класс)

Тема

Дата

Прим-ние

п/п

В четверти

Арифметические забавы

1

Из истории  математики.

2

Игры с числами.

3

Задачи на сообразительность.

4

Задачи на внимание.

5

Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

6

Шарады. Ребусы.

7

Задачи в стихах.

8

Магические квадраты.

9

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Логика в математике.

10

Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.

11

  Множество и его элементы.

12

Способы задания множеств.

13

Сравнение и отображение множеств.

14

 Математическая эстафета.

15

Кодирование и декодирование.

16

Отрицание.

17

Истинные и ложные высказывания.

18

Математические фокусы, игры на внимание.

19

Символы в реальности и сказке.

20

Самостоятельное создание символов.

21

Обозначение действий, знаки – пиктограммы.

22

Понятие «дерево».

23

Графы.

24

Решение задач комбинаторного типа.

25

Задачи, решаемые подбором.

Задачи с геометрическим содержанием

26

Кодирование.

27

Симметрия фигур.

28

Задачи на разрезание.

29

Задачи на склеивание.

30

Игра «Конструктор».

31

Задачи со спичками.

32

Геометрическая викторина.

33

«КВМ» (игра)



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование (2 класс)

Тема

Дата

Прим-ние

п/п

В четверти

Арифметические забавы

1

Без карандаша и бумаги.

2

Числовые головоломки.

3

Задачи на нахождение целого и его части.

4

Шифры. Ребусы.

5

Задачи про цифры.

6

 «Сколько же?»

7

 Закономерности.

8

Математический турнир.

9

 Задачи на взвешивание.

10

 Задачи на переливание.

11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

Логика в математике.

12

 Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

13

 Алгоритм.

14

 Ветвление.

15

 Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

16

 Математический бой.

17

 Задачи на поиск закономерности.

18

 Задачи на внимательность и сообразительность.

19

 Задачи – шутки.

20

  Математическая смесь.

21

Математический конкурс «Умники и умницы».

22

 Калейдоскоп идей.

23

 Задачи с лишними или недостающими данными.

24

  Математическая викторина.

25

 Задачи, решаемые без вычислений.

Задачи с геометрическим содержанием

26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

27

 Задачи со спичками.

28

 Игра - головоломка «Пифагор».

29

 Линейные орнаменты (бордюры).

30

 Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

31

 Игра: Сектор «Приз!»

32

 Оригами.

33

 Игра «Геометрическая мозаика».

34

КВМ «Весёлый математик»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование (3 класс)

Тема

Дата

Прим-ние

п/п

В четверти

Арифметические забавы

1

Конкурс «Шагай, соображай».

2

 Задачи, решаемые перебором.

3

 Решение задач с конца.

4

Задачи на переливание.

5

Арифметическая смесь.

6

 Задачи с затруднительным положением.

7

 Несколько задач на планирование.

8

 Задачи на промежутки.

9

 Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между    множествами.

10

 Математическая лотерея.

Логика в математике.

11

Чётность – нечётность, чёрное – белое.

12

 Выигрышная стратегия.

13

 Забавные исчезновения. Остроумный делёж.

14

 Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.

15

 Арифметические ребусы и лабиринты.

16

 Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.

17

 Некоторые старинные задачи.

18

 Задачи, решаемые с конца.

19

 Составление выражений по графу.

20

 Принцип Дирихле.

21

 Задачи на расстановки.

22

Слова-кванторы.

23

 Ориентированные графы.

Задачи с геометрическим содержанием

24

Не отрывая  карандаш…

25

 Пентамино.

26

 Зеркальное отражение. Симметрия.

27

Симметричное вырезание.

28

 Геометрическая викторина.

29

Неоднозначные фигуры.

30

 Плоские орнаменты (паркеты).

31

 Игра – головоломка «Монгольская игра».

32

Историческая страничка.

33

 Математический КВН.

34

Обобщение и закрепление изученного.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование (4 класс)

Тема

Дата

Прим-ние

п/п

В четверти

Арифметические забавы

1

Цифры у разных народов.

2

Арифметические  головоломки.

3

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

4

 Некоторые старинные задачи.

5

Задачи на  упорядочивание множеств.

6

Математический бой.

7

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

8

Задачи, связанные с величинами.

9

Математический лабиринт.

Логика в математике.

10

Тайны шифра (чтение и составление ребусов).

11

 Решение шахматных задач.

12

 Игра «Логическое домино».

13

Знаете ли вы проценты?

14

 Математические софизмы.

15

 Танграмы.

16

Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.

17

 Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел

18

 Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов

19

Задачи на принцип Дирихле.

20

Что мы знаем об Архимеде?

21

Логленд (логический марафон).            

22

Математический КВН.          

Задачи с геометрическим содержанием

23

Геометрия танграма.

24

 Конструирование из «Т».

25

Задачи на разрезание и складывание фигур.

26

Геометрические головоломки.

27

Зашифрованная переписка (способ решётки).

28

Задачи со спичками.

29

Геометрия клетчатой бумаги.

30

Три способа прохождения лабиринта.

31

 Игры на развитие конструкторских способностей.

32

 Геометрическая викторина.

33

Геометрический тренинг.

34

 Обобщение изученного.  Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четыре царства природы

Презентация к уроку окружающего мираУМК "Планта Знаний " 3 классЧетыре царства живой природы 4_zarstva.png...

Карточки в четыре варианта на решение примеров на порядок действий.

Проверить по вариантам решение примеров на порядок действий. 4 кл....

Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия».

В этом уроке идёт отработка навыков вычислительных дейсвий на основе изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА" Эти разработки уроков напечатаны в журнале  "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Число четыре. Цифра 4

урок математики в 1 классе. Специально пропущены некоторые этапы, чтобы можно было дописать под свой класс...

Число четыре. Цифра 4 (конспект с УУД)

Специально опущены некоторые моменты, чтобы можно было дописать под свой класс....

Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс

Курс  «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего...