Главные вкладки

    Статья на тему:
    Представление опыта работы

    Харитонова Татьяна Викторовна

    Представление опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta_rabrty._haritonova_t.v.doc793 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общие сведения об учителе

    Харитонова Татьяна Викторовна 1974 года рождения. Общий стаж работы 13 лет. Закончила Ичалковское педагогическое училище имени С.М.Кирова по специальности учитель начальных классов и по этой же специальности получила высшее образование  в МГПИ имени М.Е Евсевьева.  Начала свою трудовую деятельность в МБОУ «Пичеурская СОШ». С 1  сентября 2011 года работает  МБОУ «Чамзинская СОШ №2» Чамзинского муниципального района учителем начальных классов. 

         За годы работы в школе Татьяна Викторовна показала себя как трудолюбивый, добросовестный, ответственный человек. Она увлечена своей работой и всецело посвятила себя делу обучения и воспитания детей.  Харитонова Татьяна Викторовна  - творчески работающий учитель, хорошо владеющий содержанием предмета и методикой обучения, умеющий сочетать высокую требовательность к ученику с пониманием особенностей его развития, глубоко знающий психологию личности ребенка. Творчески подходит к выбору   различных приемов, активизирующих  мыслительную деятельность детей. Все ее усилия направлены к одному: пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли. Ученики Татьяны Викторовны  ежегодно активно принимают участие в школьных, районных и в дистанционных  олимпиадах, конкурсах  и занимают призовые места.

    Активно работает и как классный руководитель. Тесно сотрудничает с родителями. Умело совмещает профессиональную деятельность с общественной. С 2014 года  является председателем Профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации школы. Среди коллег, учащихся и их родителей Татьяна Викторовна пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Является руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов, изучает новые педагогические технологии, занимается самообразованием, периодически повышает квалификацию на курсах.  В 2017 году прошла курсы повышения квалификации по теме:  «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного и профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования».   

    Поощрения и награды

    Грамота Чамзинского местного отделения ВДПО за подготовку в районом конкурсе  детско-юношеского творчества по пожарной безопасности 2012 год.

    Почетная грамота Главы администрации городского поселения Чамзинка, 2012 г.

    Грамота Республиканского отделения ВДПО за подготовку призёра 10 республиканского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности 2013 год.

    Благодарственное письмо Главы администрации Чамзинского муниципального района за участие в муниципальном конкурсе «Учитель года 2014»;

       

     Диплом победителя муниципального конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений, 2014 г.

     

       Грамота Главы администрации Чамзинского муниципального района за многолетний и добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, 2016 г.

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»  Харитоновой Татьяны

    Викторовны

     Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».


          Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

         Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. 
        Активизация познавательной деятельности учащихся  -  одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. 
       В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой. 
       Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

        Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
       Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

         Основная задача каждого учителя   – научить детей учиться, вооружить их приемами познания окружающего мира, т.е. создать условия для формирования умений ставить учебные и жизненные цели и искать пути для получения конкретного результата. Активизация познавательной деятельности  учащихся требует от учителя необходимости использования различных методов, приемов,  форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению творческой активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученику нужно уметь:

    • защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
    • рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
    • выполнять задания, рассчитанные на чтение дополнительной литературы и наблюдения;
    • делать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
    • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
    • разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
    • самостоятельно переносить знания и умения в  новую  ситуацию;
    • видеть новые  проблемы  в  знакомых,  стандартных  условиях;
    • уметь формулировать и решать разнообразные жизненные задачи.

         В своей работе  использую технологии образовательной системы «Школа – 2100», которые соответствуют принципам развивающего обучения и дают возможность использовать такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. Система вопросов, заданий и проблемных ситуаций, созданных учителем,  позволяют увидеть противоречие, выделить и сформулировать проблему, поставить учебные задачи.

        На уроках русского языка  и математики    работаю по алгоритму «Этапы работы над новым знанием»:

    • Читаем тему урока.
    • Ищем знакомое и незнакомое в названии темы.
    • Объясняем знакомые понятия.
    • Формулируем цели урока (выслушиваем всевозможные цели, которые каждый ученик ставит для себя).
    • Формулируем общую цель, которая соответствует теме урока.
    • Выбираем путь к достижению цели (наблюдение, предположение, проверка предположений, вывод, сравнение вывода с правилом учебника, тренировочные упражнения, контрольная проверка знаний и умений, результат).

         В результате уроки превращаются в научные исследования, а ученики в юных исследователей. Эта работа дает детям дополнительную мотивацию к учебной деятельности. Им нравятся ситуации, когда их предположения совпадают с выводами, записанными в учебниках. Итогом данной работы можно считать знания теоретического материала, ведь они сами пришли к этим выводам, и как реализация конечной цели – грамотное письмо и сформированные математические умения и навыки.

         По УМК «Школа России» темы уроков «Чтение» построены по принципу подбора и группировки материала, способствующих активизации познавательной деятельности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Уже с первого класса ученик познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем – через произведения русских, советских и зарубежных писателей. 
    В процессе обучения дети составляют устные рассказы о героях произведений, рисуют словесные картины к художественным текстам, составляют устные и письменные сочинения-миниатюры, рассказы от имени одного из героев, сочиняют сказки («Волшебная сказка»), загадки, считалки; рисуют своих любимых героев и сюжеты из произведений (Жар птицу,  Муми-троллей, карту Муми-дола и др.); делают описания, например, дома, сада, беседки к рассказу К.Паустовского «Мой дом» и др.
         Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Чтобы повысить интерес младших школьников к математике, развить их математические способности в процессе ведения уроков задаются вопросы, заставляющие детей думать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Например, сравнить примеры в столбиках, сделать вывод, записать ниже несколько своих примеров; найти закономерность и продолжить ряд чисел (2,4,8.16 …,…,…), придумать задачу по рисунку, по схеме, по чертежу, по таблице; придумать вопрос к условию и наоборот; изменить данные, составить обратные задачи и т. д. К тому же воспитание интереса к математике невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, ребусов, лабиринтов и дидактических игр.
         Процесс усвоения природоведческих знаний младшими школьниками очень сложен, он предполагает полноту и взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и применение усвоенного.
     Приемы активизации познавательной деятельности, которые  использую в работе, разнообразны. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации («Сосчитай-ка», «Повторяй-ка», «Соображай-ка» и др.) уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
          Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках, является  занимательность,  дидактическая игра. В практике начальной школы нестандартные формы обучения занимают важное место в активизации познавательной деятельности учащихся. Использование каждого вида определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость. Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни животных, растений, труд людей, взаимосвязи и взаимозависимости, вопросы охраны труда и здоровья и т.д.
    Игры-путешествия чаще всего проводятся на обобщающих уроках: «Путешествие по нашему организму», «Путешествие по миру животных», «Путешествие по родному краю» и др. 

         Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений,  которые  применяю на уроках, различная: ребусы, кроссворды,  викторины, загадки. Большой интерес, например, на уроках природоведения вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. 
       Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности,  стала использовать игру на разных этапах урока. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее и быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», и т.д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.
          Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. 
          Большое значение придаю использованию наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Применяю следующие виды наглядности: естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т.п.); знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т.п.); знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, слайды); знакомство с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи, и др.); символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); и др.
       Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках. 

       Использование ИКТ помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне: обеспечивает наглядность и привлечение большого количества дидактического материала. Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам, использую готовые презентации.

          Считаю что, активизация  познавательной деятельности формируется не только увеличением объема передаваемой информации, но и  созданием дидактических и психологических условий для осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностно - социальной активности.

         Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности классе, от технических средств, которыми располагает учитель.  В своей работе использую технологию проблемного диалога, технологию работы с текстом, они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.   

     Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время.  При организации внеклассной работы для учащихся стремлюсь к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом,  чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры  ввожу в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор.  Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД.

    Наличие теоретической базы опыта

         Теоретическую основу опыта составляют идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя. Эти идеи, направленные на организацию познавательной деятельности на уроке, применяются в процессе организации учебной познавательной деятельности.
        В работе над опытом учитывается подход  А.Г. Морозовой, которая отмечает, что интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что называется радостью познания и познавания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

    Ведущая педагогическая идея

         Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

    Оптимальность и эффективность средств

       Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке и во внеурочное время являются:

    • игровая деятельность;
    • создание положительных эмоциональных ситуаций;
    • работа в парах;
    • проблемное обучение;
    • использование ИКТ;
    • создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни:

    строгая дозировка учебной нагрузки: построение урока с учетом работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований и  воздушного режима класса, благоприятный эмоциональный настрой, использование физкультминуток и динамических пауз на уроках, игр на свежем воздухе.

    Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

         Результатами развития познавательной деятельности являются потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.

         Дети активно принимали участие во многих школьных, муниципальных, республиканских и во всероссийских конкурсах.  

    Муниципальный конкурс «Новогодний серпантин»  в номинации «Новогодняя игрушка из нетрадиционных материалов»: Мосев Вадим – 3 место        

    Муниципальный конкурс «Защитим лес»: Ларькина Марина – 3 место

    Муниципальный конкурс рисунков и фотографий «Золотая осень»

    Рябов В. – 3 – место, Лопатникова М. – 2 место

    Районная антинаркотическая акция «Без наркотиков».  Номинация «Декоративно-прикладное искусство»: Ларькина Марина – 1 место

    Рябов В. – 1 место

    Номинация «Рисунок»: Грошев В. – 1 место

    X республиканский  конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности за 2014 Номинация «Художественно-изобразительное творчество»: Дитянцев Александр – 1 место, Ларькина Марина – 1 место

    Муниципальный творческий конкурс «Защитим лес» в номинации «Фотография»: Ларькина Марина – 3 место.

    Конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности за 2015: Ларькина Марина – 1 место, Грошев Вадим – 2 место, Яськина Анастасия – 2 место.

    Конкурс детского художественного творчества «Благовест» номинация «Скульптура»: Рябов Владимир - «Гран При»

    На муниципальном уровне XVII Республиканского конкурса молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» в номинации «Изобразительное творчество»: Зеленова Светлана – 1 место

    Активное участие дети принимали во всероссийских конкурсах: «Человек и природа», «КИТ», «Русский медвежонок», «Кенгуру»,  в интернет  олимпиадах на образовательных сайтах «Учи.ру», «Знаника» и др.

                     Положительным результатом моей работы стали результаты внешнего мониторинга в 2014 году  17 декабря, 4  класс.

         Также,  итогом  моей  работы стало то, что дети научились  больше  работать самостоятельно,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием,  у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.  Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. 

    Возможность тиражирования

        Проведение открытых уроков, выступления на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы, района.

         Представление на сайте МБОУ «Чамзинская СОШ» презентации к уроку литературного чтения  «Герои сказки Т. Янссон  «Шляпа Волшебника»,      

     (2 класс), «Л.Н. Толстой Детство Никиты».  Классный часы с презентацией на тему: «Достопримечательности Мордовии», «Красота и труд вместе идут и др.

      Статья в  сборнике  научно-методических трудов:  «Социализация младших школьников», Саранск, 2014 г.

         

         В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года  стараюсь знакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.    Тем, что достигнуто, делюсь со своими коллегами, давая открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педагогического совета.   

    И самое главное,  стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    представление опыта работы

    в данном материале представлен мастер-класс по теме "Обучение моделированию"...

    Представление опыта работы в форме электронной презентации

    Для регистрации и участия в заочном туре Всероссийского конкурса «Учитель года России» в оргкомитет конкурса предлоставлена данная презентация....

    Представление опыта работы

    В основе моей методической системы «Формирование навыков безошибочного письма на основе психологических и педагогических диагностик Н.П. Локаловой» лежат идеи реализации личностного подхода на уроках...

    Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

    Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

    Представление опыта работы

    Обобщение моей деятельности по преподаванию предмета "Истоки" в начальной школе...

    Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

           Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

    представление опыта работы

    разработка конкурсного методического объединения Учитель года-2014...