рабочая программа внеурочного курса ''Я-исследователь'' 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Шевченко Анна Николаевна

2.Пояснительная записка.

 

Программа разработана на основе:

-              федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);

-              основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;

-              требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».

-              программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;

-              программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»

-              учебного плана начального общего образования;

-              плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;

-              авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год)

-              положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Основными задачами данного курса являются:

·        развитие познавательных потребностей младших школьников;

·        развитие познавательных способностей младших школьников;

·        обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

·        формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

·        формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место  ку

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
  • программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
  • учебного плана начального общего образования;
  • плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год)
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место  курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности

Факультативный курс «Я - исследователь» в 4 классе является составной частью учебного плана внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений. Общее количество часов в 4 классе – 34 часа. В 1-3 классах данный внеурочный курс является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление). План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО. На изучение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 3 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 17 часов.

Класс

Количество часов

1 класс

17 часов

2 класс

34 часа

3 класс

34 часа

4 класс

34 часа

Учебно – методический комплект:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  4. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
  5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  6. Интернет  - ресурсы

Изменения в авторскую программу не внесены во 2-4 классах. В 1 классе в авторскую программу внесены изменения. Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и факультативного курса 

Личностные качества:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

Регулятивные УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные результаты:

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Я - исследователь

2016-2017 учебный год

(2 класс)

Раздел

Содержание

раздела

Общее количество часов

В том числе

Форма организации деятельности

Виды  деятельности

Теоретические часы

Практические часы

1.Тренинг исследовательских способностей

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы).

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

17

10

7

- Конференции,

- викторины;

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

-интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом, беседа,

-устный журнал,

- тренинги.

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение.

2.Самостоятельная исследовательская практика

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Методика проведения коллективных  игр – исследований, разработка собственного сценария.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ.

Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися.

11

4

7

-  детские исследовательские проекты социальной направленности;

- исследовательские рефераты познавательной направленности;

- ролевой диалог;

- конференции,

- викторины;

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

олевые игры, организуемые педагогом, беседа,

-устный журнал,

-тренинги

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

3.Мониторинг исследовательской деятельности

Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

6

2

4

-конференции,

-викторины;

-развлекательные игры, организуемые педагогом;

-интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

-тренинги.

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

  1. Тематическое планирование

"Я - исследователь" 2016-2017  учебный год

Тема занятия

Дата

План

Факт

Тренинги исследовательских способностей (17 ч)

1

Научные исследования и наша жизнь.

6.09

2

Методы исследования.

13.09

3

Наблюдение и наблюдательность.

20.09

4

Эксперимент – познание в действии.

27.09

5

Гипотезы и провокационные идеи.

4.10

6

Анализ и синтез.

11.10

7

Как давать определения понятиям.

18.10

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

25.10

9

Наблюдение и экспериментирование.

8.11

10

Основные логические операции.

15.11

11

Гипотезы и способы их конструирования.

22.11

12

Искусство задавать вопросы.

29.11

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

6.12

14

Ассоциации и аналогии.

13.12

15

Суждения, умозаключения, выводы.

20.12

16

Искусство делать сообщения.

27.12

17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

17.01

Самостоятельная исследовательская практика (11 ч)

18

Как выбрать тему собственного исследования

24.01

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

31.01

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

7.02

21

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

14.02

22

Коллективная игра-исследование

21.02

23

Коллективная игра-исследование

28.02

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных  исследований

7.03

25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных  исследований

14.03

26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных  исследований

21.03

27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных  исследований

4.04

28

Семинар. Обобщение полученных данных.

11.04

Мониторинг исследовательской деятельности (6 ч)

29

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей

18.04

30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей

25.04

31

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2.05

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

16.05

33

Защита собственных исследований

23.05

34

Защита собственных исследований

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»

Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»

 Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"

Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного ...

Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса " Занимательная математика.

Программа курса  внеурочной деятельности объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Данный курс внеурочной деятельности ставит перед собой задачу формирования инт...