Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
рабочая программа (4 класс) на тему

Власова Вероника Михайловна

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._4d_v_mire_knig.zhivye_stranitsy.docx78.18 КБ

Предварительный просмотр:

        

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………………… с. 3

2.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности ………………  с. 5

3.

Описание места   курса внеурочной деятельности в учебном плане…….с.6

4.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса внеурочной деятельности ………………………………………….  с. 6

5.

Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности  …………………………………………………………......    с. 8

 

6.

Содержание  курса внеурочной деятельности  …………………………    с.9

7.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся   ……………………………………………… с.12

8.

Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательной деятельности курса внеурочной деятельности ………  с. 14

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .

     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Ефросининой Л.А. «В мире книг» общеинтеллектуальной направленности  рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 4 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2015-2016 уч. год.
  5. Годовой календарный учебный график на 2015-2016 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века») 2011г.

Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, мышление.

Цели и задачи курса

Изучение курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» направлено на достижение следующих целей:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса внеурочной деятельности необходимо решать следующие задачи:

  • расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
  • обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;
  • формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
  • формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей.

Рабочая программа по курсу  внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана с учетом обучающихся   4  «Д» класса. При реализации курса «В мире книг. Живые страницы» используются следующие формы организации внеурочной деятельности: 

  • литературные игры; литературные викторины;
  • конкурсы-кроссворды;
  • библиотечные уроки в МБОУ "СШ№40", детской городской библиотеке №5;
  • устный журнал "Путешествие по страницам книг";
  • коллективные и индивидуальные проекты;
  • встречи с местными поэтами и писателями;
  • уроки-спектакли.

На занятиях по курсу «В мире книг. Живые страницы» используются наглядный, словесный, практический, групповые, игровые и прочие формы и методы организации внеурочной деятельности.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «В мире книг. Живые страницы» — является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающегося, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - труд, творчество, новые открытия, удовольствие и самовоспитание.

Рабочая программа  «В мире книг. Живые страницы» способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию из книги и о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Преемственность курса  «В мире книг. Живые страницы» с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающихся. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Программа курса  внеурочной деятельности по литературному чтению «В мире книг. Живые страницы» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Система оценки усвоения  курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на  курс  внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю). 

Всего на изучение курса «В мире книг. Живые страницы» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в  основе социальных явлений, познание как ценность.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за  настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА   ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В результате освоении программы курса «В мире книг. Живые страницы» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения результатов служат тексты литературных

произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие  развития эмоционально оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг и их методический аппарат, формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология

продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

        Содержание курса «В мире книг. Живые страницы» представлено через планирование с определением основных разделов программы.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Страницы старины седой

4

2.

Крупицы народной мудрости

4

3.

Мифы народов мира

2

4.

Русские писатели-сказочники

3

5.

«Книги, книги, книги…»

4

6.

Книги о детях и для детей

3

7.

Словари, справочники, энциклопедии

3

8.

Родные поэты

3

9.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10.

Мир книг

4

Итого

 34

Страницы старины седой (4 ч)

  • Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
  • Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
  • Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления  Ярослава Мудрого.
  • Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.          Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,
  • «Блудный сын».
  • Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)  Сборники произведений фольклора.

  • Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».          Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».          Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
  •  Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
  • Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц  по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
  • «Русь великая в пословицах и поговорках».
  • Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-  стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

  • Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-  тайские и т. д. Выставка книг.
  • Работа с системным каталогом.
  • Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
  • Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

  • Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
  • Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
  • Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений  (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение  А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
  • Библиографические справочники. Библиографические справки о пи-  сателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

  • Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.          Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.          Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
  • Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники  и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
  • Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки  народов мира», «Стихи русских поэтов».
  • Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни  с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

  • Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,  Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
  • Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление  списка.
  • Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,  А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
  • Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

  •         «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь  синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
  •         Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?  Кто такой?».
  •         Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

  •         Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.          Чтение         и         слушание         стихотворений         о         Родине         А.С.         Пушкина,
  • М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.          Конкурс чтецов «Стихи о Родине» 

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)          Книги-сборники         «Очерки         и         воспоминания».         Очерки         о         природе,

  • людях, событиях.
  •         Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и  темы.
  •         Воспоминания         Л.Н.         Толстого,         А. Куприна         «Воспоминания         об  А.П. Чехове».
  •         Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой  книге.

Мир книг (3 ч)

  •         Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
  •         Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк  В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
  •         Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».          Литературная игра «Тайны учебной книги».
  •         Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.  

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1-2

03.09.15

10.09.15

«Лето с героями любимых книг».

2

Обсуждение книг Презентация творческих проектов учащихся.  Защита читательских дневников

3-5

17.09.15

24.09.15

01.10.15

Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады.

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.  Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты  «Книга героических былин и баллад».  

6-8

08.10.15

15.10.15

22.10.15

Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях

3

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного  богатыря. Защита.

9-11

 29.10.15

12.11.15

19.11.15

Жанна Браун. «Зорька».

3

Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами – детьми войны.

12-13

26.11.15

03.12.15

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне.

2

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей».

14-18

10.12.15

17.12.15

24.12.15

14.01.16

21.01.16

Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына».

5

Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги.

19-21

28.01.16

04.02.16

11.02.16

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага.

3

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных»,

«Всадники».

22

18.02.16

Конференция «У войны не детское лицо»

1

Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества.

23-25

25.02.16

03.03.16

10.03.16

Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы.

3

Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов.

26-28

17.03.16

31.04.16

07.04.16

Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке».

3

Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам.

29-33

14.04.16

21.04.16

28.04.16

05.05.16

12.05.16

Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал»

5

Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам.

34

19.05.16

Конференция «Ветеран живет рядом».

1

Обсуждение темы книг  А.Лиханова и Н.Матвеевой. Представление  проектов «Мои родственники – защитники Родины», «Мои земляки – защитники родины»

ИТОГО:

         34

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Материально- техническое обеспечение

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
  2. Интернет.
  3. Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

7

http://ugra.okrlib.ru/

Информационный портал "Библиотеки Югры"

8

http://www.mubis.ru/

Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск

Литература для учителя

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельности, редактор М.В. Киселёва.
  2. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  4. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с.
  5. Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
  6. Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).

Литература для ученика

  1. Учебник "Хрестоматия по литературному чтению: 4 класс , Ефросинина, Вентана-Граф, 2012.
  2. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
  3. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
  4. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
  5. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
  6. Сергей Алексеев: Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей/  Сибирская Благозвонница, 2014 г.
  7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
  8. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Академия развития, 2006.
  9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»

Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»

 Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"

Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного ...