Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благо­честивым укладом жизни православного народа у детей посте­пенно формируется тот нравственный идеал, который склады­вался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее бу­дет его духовное возрастание.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призвана помочь понять основы православной культуры в рамках культурологического подхода.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» имеет три основных на­правления.

Первое направление – знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотноше­ниями православных людей.

Второе направление – показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных лю­дей.

Третье направление – нравоучительное чтение и беседы на ма­териале близких детям жизненных ситуаций.

Особое внимание в программе внеурочного курса «Я – Гражданин» уделено развитию и обога­щению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно–славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом – пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Вы­полнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван помочь обучающемуся дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уро­вень гуманитарного образования.

Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» проводятся один раз в неделю по одному часу, что составляет 34 часа в год. В конце учебного года предусмотрены итогово–обобщающие занятия по изученным темам.

 

 

 

1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 191 с углубленным изучением немецкого языка

Красногвардейского района Санкт–Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ С.А. Бабак

Рабочая программа

Внеурочного курса «Я - Гражданин»

для 4 класса

на 2014–2015 учебный год

Автор-составитель:

Мещанова Виктория Игоревна

педагог–организатор

Санкт–Петербург

2014 год


Содержание

Пояснительная записка        

Цель и задачи программы внеурочного курса        

Прогнозируемые результаты программы внеурочного курса        

Требования к уровню подготовки обучающихся по программе внеурочного курса        

Организация занятий по программе внеурочного курса        

Рекомендуемая литература к программе внеурочного курса        

Календарно–тематическое планирование по программе внеурочного курса        

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призвана помочь понять основы православной культуры в рамках культурологического подхода.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» имеет три основных направления.

Первое направление – знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.

Второе направление – показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.

Третье направление – нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.

Особое внимание в программе внеурочного курса «Я – Гражданин» уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно–славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом – пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван помочь обучающемуся дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» проводятся один раз в неделю по одному часу, что составляет 34 часа в год. В конце учебного года предусмотрены итогово–обобщающие занятия по изученным темам.

Цель и задачи программы внеурочного курса

Цель программы внеурочного курса «Я – Гражданин» состоит в том, чтобы приобщить детей к культурной и духовно–нравственной традициям Отечества. Чтобы помочь обучающемуся вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящийся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящийся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Задачи программы внеурочного курса «Я – Гражданин» состоит в том, чтобы:

– познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;

– приобщить обучающихся к народной мудрости;

– сформировать у обучающихся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно–славянской грамотой.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» направлена на то, чтобы сориентировать обучающегося в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества. Обучающиеся начальной школы должны ознакомиться со страницами родной истории, чтобы им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Прогнозируемые результаты программы внеурочного курса

Прогнозируемыми результатами программы внеурочного курса «Я – Гражданин» являются:

– знакомство с жизнью Православной Церкви;

– связь Православной Церкви с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей в соответствии с датами церковного календаря;

– знакомство с жизненными подвигами конкретных людей, как примерами нравственного идеала Православия;

– знакомство с духовно–нравственными традициями Отечества;

– формирование у обучающихся основ любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковнославянской грамотой.

Личностные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:

1. осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

2. развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;

3. осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;

4. знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

5. осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

6. умение следить за своими словами и делами;

7. способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

8. настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

8. уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Результаты изучения программы внеурочного курса «Я – Гражданин» обучающимися:

Метапредметные результаты программы внеурочного курса «Я  – Гражданин»:

1. развитие познавательной деятельности обучающегося в гуманитарной сфере;

2. любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

3. умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты  обучающихся по программе внеурочного курса «Я  – Гражданин»:

1. Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.

2. Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.

3. Умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными важнейшими событиями родной истории.

4. Приобщение к духовно–нравственным ценностям своего народа.

5. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Предметные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:

1. Знание, понимание и принятие обучающимися нравственных, культурных ценностей.

2. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 Личностные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3. Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4. Воспитание доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к уровню подготовки обучающихся по программе

внеурочного курса

Обучающиеся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» должны уметь:

– проявлять стремление к знаниям;

– распознавать государственную символику (Государственный герб, флаг и гимн);

– проявлять уважение к народным праздникам;

– различать добро и зло;

– проявлять заботу о братьях наших меньших;

– налаживать отношения с одноклассниками;

– уметь проявлять терпение и сострадание;

– пересказывать русские народные сказки.

Обучающиеся по программе внеурочного курса «Я  – Гражданин» должны знать и понимать:

– историю возникновения религиозных культур;

– основные понятия религиозных культур;

– историю развития различных религиозных культур;

– описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

– особенности и традиции религий.

Организация занятий по программе внеурочного курса

Основной формой организации процесса по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» является комбинированное занятие. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа.

Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русско–духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков в виде экскурсий. Рекомендуется использовать формы проведения занятий, отличные от форм учебного процесса

При изучении программы внеурочного курса «Я – Гражданин» отметки не выставляются.

На занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» можно приглашать родителей обучающихся.  

Рекомендуемая литература к программе внеурочного курса

  1. Муравьев А.В. «Основы православной культуры»: учебник для общеобразовательных организаций. Москва, издательство «Просвещение», 2013 год.
  2. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. Москва, издательский дом «Покров», 2004 год.
  3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. Москва, издательство «Школа–Пресс», 1994 год.
  4. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, Новосибирск, 2010 год.
  5. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. Москва, издательство «Лествица», 2003 год.
  6. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия. Москва, издательство «Лествица», 2003 год.
  7. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры»: для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Воронеж, издательство «ВОИПКиПРО», 2007 год.
  8.  Введенская Л.А. Пословицы: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. Ростов–на–Дону,2000 год.
  9. Врата учености: Сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку. Москва, 2006 год.
  10. Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства: терминология и иконография. Санкт–Петербург, издательство «Аврора», 2006 год.
  11. Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Москва, издательство «Белый город», 2006 год.



Календарно–тематическое планирование по программе внеурочного курса

№ п/п

Тема

Планирование

Количество

часов

Дата (план)

Дата (фат)

1

2

3

4

5

6

1

Семена добра и правды

Различать добро и зло. Иметь представление о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу.

1

2

Откровение Бога о Самом Себе

Знать предназначение книг. Познакомиться с Библией – книгой истории мира и людей, как учебником жизни человечества. Познакомиться с детской Библией.

1

3

Праздники осени

Знать, почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи связанные с этим праздником. Знать народные традиции, связанные с осенними православными праздниками, радость и святость совместного труда.

1

4

Моя Семья

Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье.

1

5

Родной очаг

Иметь представление о том, что Вера, Надежда, Любовь – пример преданности и послушания. Знать свою родословную. Уметь составить родословное древо.

1

6

Преподобный Сергий Радонежский

Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

1

7

Покров Святой Богородицы

Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях.

1

8

Братская любовь крепче каменных стен

Уметь налаживать отношения со своими братьями и сёстрами. Знать пословицы и поговорки, загадки о братьях и сестрах, родном доме.

1

9

Россия – наша Родина

Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа.

1

10

Добрый поступки

Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.

1

11

Судьба – имя твое

Знать значение своего имени. Иметь представление о самых распространённых на Руси именах, их значении, о том, как давались имена, что значит «славное имя», «известное имя»

1

12

Добро и зло в душе человека

Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы». Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини–сочинение «Что я хотел бы исправить в своём характере»

1

13

Праздник введения Богородицы во храм

Знать и понимать смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма.

1

14

Святой Митрофан Воронежский

Познакомиться с жизнью святого Митрофана Воронежского. Знать смысл завещания святителя Митрофана.

1

1

2

3

4

5

6

15

Святитель Николай

Иметь представление о добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая. Храмы на Руси в честь святителя Николая.

1

16

Рождество Христово

Знать историю праздника Рождество Христово, его обычаи.

Знать наизусть рождественские стихи, уметь передать торжественность и значимость данного события.

1

17

Человек живёт для добра

Знать и уметь применять в жизни пословицы о великодушии и милосердии.

1

18

Истинная и ложная доброта

Иметь представление о доброте истиной и ложной. Уметь их различать.

1

19

Бедность и богатство

Иметь представление об отношении народа к материальным благам, выраженном в пословицах и сказках: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек»

1

20

Дружба

Знать, что такое настоящая дружба, чем она проверяется. Кто считается настоящим другом. Пословицы о дружбе.

1

21

Руковтворный труд

Уметь различать мир рукотворный и нерукотворный. Знать назначение труда, что труд кормит и воспитывает. Знать, чем важен и благороден труд земледельца.

22

Нерукотворный труд

Знать, что такое труд души. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись.

1

23

Масленица

Знать народные обычаи, связанные с масленицей. Иметь представление, что стремление к покаянию – одна из основных нравственных черт православного народа.

1

24

Храни душу свою

Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.

1

25

О красоте внутренней и внешней

Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека.

1

26

Жизнь, отданная за людей

Знакомство со сказкой С. Лагерлеф «Красношейка», стихотворением Я. Полонского «Пасхальные вести» Уметь самостоятельно давать оценку поступкам героев произведений

1

27

Пасха Христова

Знать смысл значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи.

1

28

Праздник Воскресения Христова

Знать смысл и значение праздника Пасхи. Уметь читать наизусть стихи о светлом празднике.

1

29

Радоница

Иметь представление об обычае поминовения усопших, связи живых и мёртвых. Знать о том, что есть родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела.

1

30

О мужестве и славе

Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину. А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове, Г. Жукове и др. Понимать значение этих подвигов.

1

31

О мужестве и славе

Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину, героях Великой Отечественной войны. Чтение стихов о войне.

1

32

Герои наших дней

Познакомиться с подвигом воина Евгения Родионова. Понимать, что такое Вера и Отечество. Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере.

1

33

Молнии слов светозарных

Познакомиться с праздником Славянской письменности. Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно–славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные.

1

34

Заключительное занятие

Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс

Программа предназначена для элективного изучения...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

рабочая программа внеурочного курса \'\'Я-исследователь\'\' 2 класс

2.Пояснительная записка. Программа разработана на основе:-              федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс...

Рабочая программа внеурочного курса для 2-3 классов "Игровые турниры"

Рабочая прогрмма внеурочного курса разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Программа нацелена на достижение результатов в развитии познавательных, организационных и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс

Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 3 класса...