Развитие памяти младших школьников
презентация к уроку по теме

балагина елена владимировна

Презентация о развитии памяти 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.pptx432.31 КБ
Файл balagina_e.v._razvite_pamyati_m.sh_.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие памяти у младших школьников

Слайд 2

Цели и задачи работы над развитием памяти у младших школьников: Развитие навыка запоминания текстов и точной информации, встречающейся в текстах, в полном объеме с высокой степенью точности, развитие внимания.

Слайд 3

Результат: Запоминание текстов любой степени сложности в полном объеме. Запоминание точной информации: чисел, дат, имен, названий, терминов. Запоминание с однократного восприятия. Быстрое переключение с одной деятельности на другую. Развитое внимание . Надежное сохранение информации в памяти на неограниченный срок.

Слайд 4

У младших школьников непроизвольное запоминание -единственная форма работы памяти .

Слайд 5

*Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти 7 элементов (единиц) информации. *Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

Слайд 6

*Длительность запоминания -способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт *Готовность к воспроизведению способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Слайд 7

Разница может быть количественной, например: 1 в скорости запоминания; 2 в прочности сохранения; 3 в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.

Слайд 8

Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному , чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно , что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными.

Слайд 9

Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда; от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь; от эмоционального настроя в конкретном случае; от физического состояния; от волевого усилия и многих других факторов

Слайд 10

Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя.

Слайд 11

Задание: раскрасить все кружочки в красный цвет, квадратики - в синий.

Слайд 12

Задание: “Найди спрятанные предметы”

Слайд 13

Задание: сложи целую картинку из частей Примечание: предварительно необходимо разрезать рисунок чайника на 5 частей по указанным линиям.

Слайд 14

Упражнение “Заплатка для коврика” Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Слайд 15

Упражнение “Лишних слов не говорить!” Цель: развитие речи, словесно-логического мышления. Задание: подчеркни в каждом выражении лишнее слово. Коля ушиб колено ноги. Мальчик страдал от недоедания пищи. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Вторая четверть заканчивается в декабре месяце. Все витрины заполнены оранжевыми апельсинами. Мой брат хочет быть военным солдатом.

Слайд 16

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

На сегодняшний день проблема  развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой.  

Человеку   надо много знать и многое помнить, с каждым годом  все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное   функционирование личности и ее развитие.

Невысокая успеваемость школьников всегда  огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее  досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все  чаще со  всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.  

  Память нельзя тренировать так, как  тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что мы  с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические  умственные  упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального запоминания и припоминания. Все это усиливает нашу власть над процессами памяти.

Даже в зрелые и пожилые годы можно добиться улучшения памяти, если разумно использовать ее субъективные закономерности. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

 

  Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

 . Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминая. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.  Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание  и воспроизведение позволяет ребенку рефлексировать  свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и  убедиться в необходимости   преднамеренного, или произвольного запоминания и воспроизведения. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести.

 Произвольное запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. Например, запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы рассказать потом своими словами, запомнить надолго и т.д. Организованное таким образом запоминание у младших школьников оказывается более продуктивным.

   Поступая в школу, ребенок умеет пользоваться простейшим приемом запоминания – повторением. Обучаясь, младший школьник овладевает более сложными приемами, использованием которых обеспечивается осмысленное запоминание. Такими приемами являются группировка материала по смыслу или составление плана, который служит смысловой опорой запоминания,  а также соотнесение (сопоставление, связывание) запоминаемого материала по смыслу с тем, что может служить опорой для его запоминания. Однако в самостоятельной работе ученики младшего возраста часто используют прием повторения.

Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.

Заучивая наизусть, младшие школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторять материал комбинированно – в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.

 В процессе запоминания младшие школьники используют воспроизведение. Чаще они прибегают к этому способу при заучивании наизусть. Некоторые школьники читают несколько раз текст и один раз воспроизводят его на слух или про себя. Другие при заучивании чаще воспроизводят и меньше обращаются к повторному чтению текста. Одни ученики воспроизводят с опорой на текст, другие – стараются самостоятельно припомнить. К.Д.Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося.

Наиболее активной формой произвольного воспроизведения является  припоминание. В процессе припоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д.Ушинского, младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотно передают «то, что свежо сохранилось в их памяти». Указывая на эту особенность учеников младшего возраста, К.Д.Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд всегда нелегкий, к которому надо приучать дитя понемногу».

     Работая над развитием памяти  в период обучения в  младших классах школы, нужно помнить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной  задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания.

Одним из важных условий развития произвольной памяти школьника является побуждение его со стороны учителя к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения, а также побуждение к использованию рациональных форм самоконтроля при запоминании.

 

 Основные принципы хорошей работы памяти – пользуйтесь ими в повседневной жизни, предлагал Д.Лапп, для того, чтобы улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.

  • ПАУЗА. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст вам время оценить обстановку и подумать. Память определяется в основном стратегиями мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом, заставляя вас сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из машины или из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам: тогда вы ничего не забудете взять с собой.
  • РАССЛАБЛЕНИЕ позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Д.Лапп утверждал, что это полезное оздоровительное упражнение для мозга позволяет вам снять напряжение и расслабиться. Тогда вы записываете  информацию более точно и извлекаете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете  или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить какие-то важные дела, успокойтесь, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, и дайте себе время подумать о  возможных способных спровоцировать вспоминание: попытайтесь прибегнуть к наблюдению – просто осмотреть по сторонам; к категориям – определите для себя вещи, которые необходимо сделать, места, в которые нужно зайти и пр.; к вопросам – игра в вопросы и ответы.
  • ОСОЗНАНИЕ – это ключ  к избирательному вниманию и наблюдению. Без них нельзя  гарантировать последующее  извлечение информации. Первое и самое главное: сознательно вовлекать как можно больше чувств в процессе записи информации. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, способствует не только лучшему запоминанию людей, мест, маршрутов и важных дел, но и лучшему оцениванию своего окружения. Золотое правило обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.
  • АССОЦИАЦИЯ образов (визуальная проработка) – это существенный принцип, использованный всеми, кто помнит местонахождение различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке напротив химчистки и т.д. прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, значительно увеличивается количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Просто следует представить свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
  • ЛИЧНЫЕ КОММЕТНАРИИ (вербальная проработка) способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА с помощью категории (ассоциативная проработка) имеет отношение к способу хранения информации. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поток специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность) и ряду второстепенных (декоративность, утилитарность, продажная стоимость). Если  вы запомните подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории. Д.Лапп считал, вместо того, чтобы полагаться на механизмы непроизвольной памяти, случайно вызывающие к жизни фрагментарные не спровоцированные воспоминания, разумней рассчитывать на преднамеренную память, усилить которую можно использованием нескольких категорий в качестве подсказок.
  • ПРОСМОТР и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ материала обеспечивают быстрое воспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. В повседневной жизни человек должен держать в голове имена людей, с которыми часть имеет дело; названия продуктов и товаров, которым пользуется ежедневно; названия улиц, по которым постоянно ходит (при условии, что он взял себе за правило запоминать их!). Чем чаще пользуешься информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

 Усвоив, как следует вышеперечисленные принципы хорошей  работы памяти, можно найти им применение в самых разных сферах жизнедеятельности – и никогда не придется жаловаться на забывчивость!

 Далее мы предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для развития памяти младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Развитие памяти младшего школьника

Материал для родительского собрания...

Работа над развитием памяти младших школьников.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является ...

Упражнения для развития памяти младших школьников

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...