Программа смены "Зеленый десант"
рабочая программа на тему

Минина Валентина Владимировна

Программа смены  пришкольного лагеря, посвященная Году Экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_lagerya_planeta_detstva.docx266.66 КБ
PDF icon prilozhenie_1_plan_raboty.pdf424.07 КБ

Предварительный просмотр:

Окружной конкурс методических разработок учителей начальных классов «Методическая разработка 2017»

Номинация: «Лучшая авторская программа детского лагеря»

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

СМЕНА 2017 «ЗЕЛЕНЫЙ ДЕСАНТ»

Ф.И.О. _Минина Валентина Владимировна

Должность, ОО __учитель внеурочной деятельности  ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский_________________________

2017 г

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства»

Смена 2017 «Зеленый десант»

Цель программы

Создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Направления деятельности

Приоритетное направление – гражданско-патриотическое и экологическое.  

Также реализуются культура здорового и безопасного образа жизни, художественно-эстетическое,  нравственно-этическое, научно-познавательное, трудовое  направления деятельности.

Краткое содержание программы

Программа содержит цели и задачи работы лагеря, описание специфики организации летней смены, основные направления деятельности, реализуемые мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы.

Автор программы

Минина В.В.

Образовательное учреждение, представившее программу

ГБОУ СОШ №2  с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

г.о. Кинель Самарской области

Адрес, телефон

446442, Самарская область,

г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский,

ул. Спортивная, д. 9

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Количество, возраст учащихся

125 учащихся с 7 до 10 лет

Сроки реализации программы

апрель – июнь 2017 г.

1 смена – 01-26 июня

Содержание

Введение……………..……………………………………………......4 стр.

Особенности реализации Программы

в рамках летнего оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием детей…………………………………..….7 стр.

Основные участники реализации Программы……………….….....10 стр.

Этапы реализации Программы ……………………………………..10 стр.

Содержание Программы……………………………………………12  стр.

Организация взаимодействия летнего

 оздоровительного лагеря с социумом…………………………….....20 стр.

Ресурсное обеспечение Программы…………………………………21 стр.

Ожидаемые результаты………………………………………………24 стр.

Список используемых источников  литературы……………………26 стр.

Приложения

Введение

Каникулы - период активного отдыха, время свободного общения  и  приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных детям. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть что-то новое и  удивительное.

 Но если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для их родителей  – это, зачастую, время  их рабочей деятельности.   Поэтому в период каникул мы сталкиваемся с проблемой занятости детей.

 Решением данной проблемы является организация деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей.  Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

В летний период лагерь становится центром досуговой деятельности детей, отличной от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Таким образом, актуальность программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» обусловлена следующими проблемами:

  • наличием спроса родителей и детей на организованный отдых школьников,
  • потребностью учащихся в самореализации во внешкольной деятельности.

На базе ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский уже более 15 лет действует летний оздоровительный  лагерь с дневным пребыванием детей. За это время сложилось много хороших лагерных традиций, появился интересный, перспективный опыт работы, зародилась и окрепла система лагерного управления.

Мы стремимся охватывать организованным отдыхом максимальное количество детей младшего школьного возраста, и в первую очередь это относится к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Введение новых стандартов в системе образования не может обойти стороной и деятельность пришкольных лагерей. Поэтому в основе работы лагеря лежит системно-деятельностный подход. Его реализация осуществляется, прежде всего, в совместной деятельности детей и взрослых на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Вся работа направлена на пробуждение у воспитанников интереса к окружающему миру и людям вокруг них, их самопознанию и самореализации в новых, отличных от учебных формах и видах деятельности.

Данная программа является частью воспитательного пространства школы и  продолжает решать вопросы, связанные с всесторонним развитием личности ребенка в летний период. Она -  основополагающий документ, который организует  жизнедеятельность лагеря, обеспечивая ее системность и целостность.

Содержание Программы наполнено разнообразными мероприятиями, объединенными общей темой. В связи с тем, что 2017 год объявлен Годом Экологии, то в основу сюжетной линии смены была взята идея защиты природы от безответственного поведения людей. Название смены – «Зеленый десант» - объединило тему года и приоритетное направление  работы лагеря.

По своей направленности данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Содержание сквозных подпрограмм по направлениям деятельности  соответствует достижениям мировой культуры, традициям, культурно-национальным особенностям, современным педагогическим и оздоровительным технологиям.

Летний лагерь «Планета детства» является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, творчества и самореализации детей.

Цель - создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Задачи:

  1. Организовывать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации его индивидуального личностного потенциала.
  2. Формировать  духовно-нравственную  культуру личности, патриотизм,  основы российской гражданской идентичности и гражданской солидарности.
  3. Содействовать осознанию  ценностного отношения  к природе, окружающей среде, формированию экологического сознания.
  4. Приобщать ребят к интеллектуальным и творческим видам деятельности, развивать образное мышление.
  5. Создавать  систему  физического  оздоровления  детей, направленную на  привитие навыков санитарно-гигиенической культуры, здорового образа жизни, в  условиях  временного  коллектива.
  6. Развивать  навыки  организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, детьми разного возраста в решении общих проблем.
  7. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Особенности реализации Программы в рамках летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Пришкольный лагерь имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:

1.        Временный характер детского объединения. В лагере в течение 21 дня отдыхает и оздоравливается  125 воспитанников, объединенных в 5 отрядов по 25 человек. Каждый отряд имеет свое название, девиз и отличительные знаки - галстуки определенного цвета.

2.        Разнообразная деятельность в соответствии с  Планом работы лагеря (Приложение 1). Насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается разнообразный спектр занятий в соответствии с основными направлениями работы и интересами детей. При этом очень важно, чтобы ребенок в ходе реализации деятельности достиг определенного положительного результата.

3.        Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения. Вне привычной, школьной обстановки ребенок учится жить по новому, строить новые модели поведения. В условиях лагеря никто не оценивает его по результатам школьной успеваемости. Он открывается для окружающих и для самого себя с новой стороны.

4.        Чёткий режим жизнедеятельности (Приложение 2) – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.  Каждый день начинается с общего построения, сдачи рапортов командирами отрядов, а заканчивается общим сбором для подведения итогов дня. Жизнь по режиму  течении дня не позволяет столкнуться воспитанникам при организации и проведении различных мероприятий.

5.         Форма организации лагеря – это своеобразная система детского объединения, направленная на развитие лагерного самоуправления.  Подобная форма организации жизнедеятельности детского коллектива  обеспечивает развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

В соответствии с приоритетным – гражданско-патриотическим -  направлением работы лагеря вся работа направлена на формирование морально-нравственных и духовных качеств воспитанников через образ военнослужащего. Идеал современного защитника Отечества, любящего свою Родину, укорененного в ее традициях, ответственного за ее судьбу,  выступает в качестве общей целевой установки деятельности лагеря «Планета Детства». При этом акцентируется внимание на таких качествах, как  чувство ответственности за судьбу своей страны, верности воинскому долгу, готовности к её защите, ответственность, творческий подход к порученному делу, дисциплинированность, инициативность, потребность в сохранении и укреплении здоровья,  ведении здорового образа жизни.

На период смены оздоровительный лагерь превращается в армию, объединяющую различные виды войск. Армия живет по Уставу, согласно которому все воспитанники в течение  смены проходят курс молодого бойца и готовятся защищать нашу Родину.  

Каждый отряд представляет собой определенное войско, название которого определяется его спецификой: танкисты, авиация, флот и пр. Название своим отрядам воспитанники придумывают самостоятельно, исходя из своих желаний.  Они же придумывают девиз, эмблему отряда и строевую песню.

В течение всей смены каждый участник играет свою роль: начальник лагеря – главнокомандующий, педагоги-организаторы – генералы, воспитатели отрядов  и прочие педагогические работники лагеря (инструктора по физической подготовке, музыкальный работник, руководители кружковой деятельности) – капитаны, вожатые – сержанты, воспитанники – рядовые. При этом у воспитанников в ходе выполнения различных «боевых заданий» есть возможность повыситься в звании и пройти путь от рядового до лейтенанта. Это дополнительный стимул к участию в лагерных мероприятиях для детей.

Руководство армией осуществляет штаб, в который входят офицеры из числа педагогов, вожатые и командиры отрядов. Они решают, как будут жить в лагере, участвуют в организации тематических дней, вносят коррективы в программу,  принимают решения о поощрениях и наказаниях участников смены.

Все воспитанники могут принять участие в организации деятельности смены: нести караул, быть связистами и осуществлять работу «Армейской почты», быть членом Пресс-центра и  выпускать «Боевой листок». Аналогичная работа осуществляется и внутри отрядов.

Сюжетно – ролевая игра, лежащая в основе  реализации программы является ярким проявлением деятельностного подхода в воспитательном процессе. Цели и задачи, которые ставятся перед детьми и успех в достижении которых требует напряжения сил, дают возможности подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Содержание программы лагеря наполнено разнообразными мероприятиями, выполняя которые  ребята  смены борются за почетное звание «Лучший отряд нашей армии».  В связи с тем, что в основе сюжетной линии нашла отражение тема Года Экологии, то главным испытанием для бойцов стало прохождение «Экологического марафона» (Приложение 3). Свое название оно получило за продолжительность реализации  и, конечно же, за прямую связь   с миром окружающей нас природы. Помимо этого, воспитанники принимают участие в таких мероприятиях, как «Зеленый патруль», реализуют проекты «Фотоохота», «Карта Красной книги», «Цветочной калейдоскоп» и пр.

Все результаты участия отрядов в конкурсах, играх и т.п. заносятся в оценочный лист «Подвиги нашей армии», который отслеживает  рейтинг отряда. Также в лагере ведется учет достижений ребят, выражающийся в повышении воинского звания: рядовой – сержант - лейтенант. Фотографии лучших ребят появляются в рубрике «Доска почета».

Поощрение лучших ребят и лучших отрядов осуществляется исходя из возможностей лагеря.

Основные участники реализации Программы

  • Учащиеся начального звена ГБОУ СОШ №2  (возраст 7-10 лет).
  • Педагогический коллектив.
  • Родители (законные представители) учащихся.

Этапы  реализации Программы

I этап. Подготовительный (апрель - май).

  • Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону.
  • Формирование нормативно-правовой базы (издание приказов о проведении летней кампании, составление Положения о лагере, должностных инструкций, план-сетки и пр. ).
  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства».
  • Подготовка методического материала для работников лагеря.
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере.
  • Подготовка вожатых из числа учащихся среднего звена.
  • Работа с родителями – набор воспитанников в лагерь дневного пребывания, заключение договоров.

II этап. Организационный  (1-3 июня).

  • Встреча детей, формирование отрядов.
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  • Первичный инструктаж детей.
  • Вводная диагностика состояния здоровья, физической подготовленности,  интересов и направленности воспитанников.
  • Запуск сюжетно-ролевой игры «Зеленый десант».
  • Проведение мероприятий с целью выявления творческого потенциала участников смены.
  • Создание условий для проявления активной позиции школьника в лагере.

III этап. Практический  (июнь).

  • Реализация основной идеи смены.
  • Вовлечение детей в различные виды деятельности с целью организации досуга и оздоровления.
  • Работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический  (26-30 июня).

  • Организация личной рефлексии
  • Организация итоговой рефлексии
  • Подведение итогов смены.
  • Выработка перспектив деятельности организации.
  • Подготовка отчетной документации.

Срок действия Программы

В связи со связью Программы с темой текущего года – Года Экологии – она может быть реализована  только в течение 1 сезона. Изменение темы года должно находить отражение в последующих программах пришкольного лагеря «планета Детства». Однако основная структура, приоритетное направление, особенности реализации Программы можно и нужно сохранить для обеспечения  преемственности и сохранения традиций лагеря.

Содержание Программы

Данная программа является частью воспитательного пространства школы и  продолжает решать вопросы, связанные с всесторонним развитием личности ребенка в летний период. Содержание программы ежегодно конкретизируется в соответствии с  текущем темой года, рекомендациями по организации деятельности пришкольных лагерей. Традиционные мероприятия ежегодно повторяются, но меняется их наполнение.

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
  • Принцип активности и сознательности  – участие всех членов коллектива в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по организации отдыха и оздоровлению детей, вовлечение максимального количества детей в различные мероприятия.
  • Принцип  дифференциации  работы -          отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
  • Принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья учащихся.
  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка - чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • Принцип системности - реализация лагерных мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
  • Безусловная безопасность всех мероприятий.

Направления и виды деятельности Программы

  В период работы летней смены лагеря реализуются  основные направления воспитательной работы школы.

        

Все направления деятельности важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Приоритетным направлением смены является гражданско-патриотическое и экологическое, что отражено в специфике организации  смены в 2017 году – «Зеленый десант».


Ценностные основы направления

Задачи  направления

Виды деятельности

Научно-познавательное

  • Стремление к познанию и истине,
  • научная картина мира,
  • интеллектуальное развитие личности;
  • творчество и созидание.
  • Расширение знаний детей об окружающем мире.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к изучению окружающего мира.
  • Формирование познавательной активности, стремления к самореализации.
  • Удовлетворение познавательных потребностей учащихся.
  • Занятия  по интересам в кружковой деятельности.
  • Экскурсии, посещение библиотеки, музыкальной школы.
  • Задания «Экологического марафона».
  • Интеллектуальные игры «В мире животных», «Витамин науки» и пр.

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто это стремление реализуется в отличных от школьного урока формах. К тому же ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа.

Гражданско-правовое

  • Правовое государство,
  • гражданское общество;
  • закон и правопорядок;
  • поликультурный мир;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Расширение знаний о государственном устройстве,  Конституции РФ, государственной символике.
  • Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края.
  • Приобщение к  культуре межличностных отношений.
  • Стремление к соблюдению норм и правил поведения во временных коллективах.

        

  • Установление и принятие правил поведения в лагере и отрядах.
  • Организация системы самоуправления.
  • Тематические беседы и праздники («Я живу в России»,  «Хоровод народов Поволжья», «Край родной»  и т.п.).
  • Работа с фольклором (чтение народных сказок, слушание народной музыки,  разучивание народных песен, декоративно-прикладное творчество,  народные подвижные игры и т.п.).
  • Экскурсии по родному поселку.
  • Проведение социальных акций, решающих проблемы жизни лагеря.

        Через семью, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».     Обогащение содержания работы национальной культурой позволяет освоить культурное наследие своего народа.  

Военно-патриотическое

  • Любовь к России, своему народу, своему краю,
  • служение Отечеству,
  • мир во всём мире.

  • Ознакомление с героическими страницами истории России.
  • Сохранение воинских традиций.
  • Формирование готовности к выполнению воинского долга.
  • Курс молодого бойца.
  • Смотр строя и песни.
  • Проведение военно-спортивной игры «Зарничка».
  • Организация и проведение мероприятий ко Дню памяти и скорби (операция «У обелиска», выставка рисунков «Этот подвиг не забудем никогда» и пр.) .
  • Тематические беседы («Забыть не имеем права», «Герои России»).
  •  Фестиваль песен военных лет «Люди мира, на минуту встаньте!».

Важной стороной организации патриотического воспитания в лагере является его включенность в основные виды деятельности: познавательную, воспитывающую и социальную.

 Нравственно-этическое

  • Нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни;
  • справедливость и милосердие;
  • честь и достоинство;
  • уважение достоинства человека, равноправие;
  • ответственность и чувство долга;
  • мораль, честность, щедрость;
  • забота о старших и младших.

•        Различение хороших и плохих поступков.

•  Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

•  Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

•  Знание правил этики, культуры речи.

•  Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

  • Соблюдение этических норм во взаимоотношениях воспитанников лагеря.
  • Проведение тематических  бесед, ежедневное обсуждение пройденного дня, поступков ребят и работы отрядов.
  • Организация  шефской помощи старших ребят на младшими.

 Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Физическое, физиологическое, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье.
  • Освоение ценности здоровья.
  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
  • Укрепление мотивации к выполнению санитарно-гигиенических норм и правил.
  • Расширение знаний об охране здоровья.
  • Отрицательное отношение к ПАВ.

  • Утренняя  зарядка.
  • Организация игр на свежем воздухе.
  •  Посещение спортивных кружков по интересам.
  • Спортивные состязания  в рамках проведения лагерной спартакиады (легкая атлетика, турнир по футболу, пионерболу, стритболу, шашкам, шахматам, велокросс, комический футбол).
  • Подвижные игры  («Зов джунглей», веревочный курс, «Водное дело»)
  • Игры и состязания по правилам дорожного движения («Дорожная азбука», велоэстафеты).
  • Турпоходы и марш-броски по значимым местам поселка.
  • Мероприятия, посвященные Дню борьбы с ПАВ (шоу-программа «Танцуют все!», тематические  беседы)

В начале и в конце лагерной смены учащиеся сдают нормативы физической подготовки с целью отслеживания динамики двигательной активности.

Воспитание экологической культуры

  • Родная земля;
  • природа;
  • планета Земля;
  • экологическое сознание.
  • Изучение природы родного края: природных условий, природных особенностей, рек и водоемов, ландшафта, типичных растений и животных и т.п.;
  • Развитие чувственного, эмоционального  отношения к природе;
  • Формирование бережного отношения к природе, экологического сознания учащихся.

  • Наблюдение за окружающей природой, экскурсии.
  • «Экологический марафон» (задания экологической направленности, реализуемые в течение смены).
  • Конкурсы, творческие программы («Зов джунглей», «В мире животных» и т.п.)
  • Акции природоохранной направленности (операция «Нас здесь не было», «Цветочный калейдоскоп», «Зеленый патруль» и т.п.)

Включенность учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.  Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Трудовое

  • Уважение к труду и людям труда;
  • творчество и созидание;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • бережливость и аккуратность;
  • трудолюбие.
  • Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
  • Воспитание привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
  • Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
  • Бытовой самообслуживающий труд.
  • Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории).

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Художественно-эстетическое воспитание

  • Красота,
  • гармония,
  • духовный мир человека,
  • самовыражение личности в творчестве и искусстве;
  •  эстетическое развитие личности.

  • Представление об искусстве народов России.
  • Пробуждение в детях чувства прекрасного.
  • Вовлечение детей в посильную и доступную деятельности в области искусства, творчества.
  • Развитие творческих способностей детей, возможности самовыражаться и самореализовываться через творческую деятельность.

 

Данное направление многогранно. Поэтому средством воздействия на воспитанника могут быть и музыка, и песня, и танец, и общение с книгой, природой, искусством.

  • Изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков).
  • Художественная литература (чтение, экскурсии в библиотеку, программы «Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина», «Литературное путешествие» и т.п.).
  • Музыка (прослушивание музыкальных произведений, посещение музыкальной школы, разучивание новых песен, подготовка музыкальных номеров для праздников и фестивалей и пр.).
  • Танец (подготовка номеров, игровые программы «Танцуют все!», «Флешмоб» и пр.).
  • Просмотр спектаклей (театр «Серпантин»).
  • Посещение кружков по интересам.
  • Участие в  конкурсах  и фестивалях.

Все мероприятия этого направления носят практический характер.

 


Методы и уровни реализации Программы

  • Игровые методы,
  • Метод соревнований,
  • Метод положительного примера,
  • Метод создания «ситуации успеха»,
  • Метод проектирования,
  • Метод моделирования,
  • Метод КТД,
  • Метод психологического сопровождения,
  • Метод формирования команды,
  • Метод здоровьесберегающих технологий.

Работа пришкольного лагеря строится на следующих уровнях: отрядном,  общелагерном и выходящим за пределы лагеря.

Основной груз решения поставленных перед лагерем задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела.  Разнообразие отрядных дел определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, а также множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены. Каждый ребенок может  попробовать себя в разработке и подготовке отрядного дела.

Общелагерные дела отличаются размахом и массовым вовлечением воспитанников в деятельность лагеря. Они выводят каждый отряд на новый уровень и содействуют сплочению временных коллективов.

Кроме того, ребята  могут принять участие в спортивных состязаниях и фестивалях между  лагерями г.о. Кинель. На территории округа сложилась традиция ежегодного проведения таких спортивных мероприятий, как «Лето с футбольным мячом» и «Спартакиада пришкольных лагерей».

С переходом от одного уровня к другому существенно возрастают воспитательные эффекты Программы:

·на первом уровне воспитание сосредоточено вокруг малой группы;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности лагеря и ценности могут усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия детей  в нравственно ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими нового опыта поведения.

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря

с социумом

В лагере  сложилась система социального партнерства с учреждениями и организациями, готовыми содействовать достижению целей и задач Программы.

В работе  с социальными партнерами используются  следующие формы взаимодействия:

  • организация кружковой работы силами педагогов ЦВР «Вундеркинд»;
  • посещение мероприятий учреждений культуры и спорта;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям деятельности.

Ресурсное обеспечение Программы

 1.        Нормативно-правовое.

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Федеральный государственный стандарт
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Устав ГБОУ СОШ №2
  • Положение о оздоровительном лагере с дневным пребыванием при ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Приказ по школе «Об организации летнего оздоровительного лагеря»
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • План работы.

2.        Материально-техническое.

Основное место локации пришкольного лагеря «Планета Детства» - малое здание ГБОУ СОШ №2. На период работы смены  оно становится единой площадкой  для  организации работы лагеря. На его территории находятся:

  • Игровые комнаты – 6 кабинетов на 2 этаже, из них 1 оборудован интерактивной доской, 1 обеспечен проектором и экраном
  • Просторный холл на 2 этаже – место проведения общелагерных мероприятий
  • Спальни – 2 кабинета на 1 этаже, оборудованные на время работы лагеря раскладушками.
  • Компьютерный класс – 1
  • Спортивный зал - 1
  • Спортивная площадка – 1
  • Площадка для игр – 1
  • Комнаты гигиены – 4

Кроме этого, в организации работы лагеря задействовано основное здание школы. В нем располагаются:

  • Столовая – 1,  куда воспитанники лагеря ежедневно ходят на завтраки, обеды и полдники
  • Медицинский кабинет – 1
  • Спортивная площадка при школе – 1
  • Школьный стадион – 1
  • Библиотека, читальный зал – 1.

Возле основного здания школы осуществляется общий сбор воспитанников, проводится организационная линейка, утренняя зарядка, завтрак. Затем «жители Планеты Детства» передвигаются на место своей основной локации.

3.        Кадровое.

В соответствии со штатным расписанием в реализации Программы участвуют:

  • начальник лагеря – Сарандаева Л.И.,
  • педагоги-организаторы – Минина В.В., Лозовская М.А.;
  • музыкальный работник – Данилина И.В.;
  • физруки – Ермилин В.Г., Ролдугин Е.Н. Софронов А.В.;
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы и структурного подразделения «Вундеркинд»);
  • медработник;
  • руководители спортивных и творческих мастерских (из числа педагогов школы и структурного подразделения «Вундеркинд»).

4.        Программно-методическое.

  • Наличие необходимой документации, программы, плана.
  • Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
  • Коллективные творческие дела.
  • Творческие мастерские.

5.        Информационное.

         Информационная поддержка  Программы через стенд лагеря, сайт школы и Дневник смены.

Ожидаемые результаты

  • Организация досуга воспитанников в летний период.
  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

                             

Механизм реализации и обеспечения контроля над выполнением  Программы

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения досуга и оздоровления учащихся  в летний период. Координацию  за выполнением и контролем  Программы выполняет начальник лагеря.  

Оценка эффективности работы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ведется по следующим направлениям:

- наполняемость лагеря,

- выполнение  Программы, реализация запланированных мероприятий,

- соответствие проводимых мероприятий целям и задачам смены,

- качество и разнообразие проводимых мероприятий,

- реализация системы дополнительного образования – кружковой работы,

- участие детей в органах самоуправления,

- сплоченность и комфортное состояние детей внутри социальных групп,

-  формирование методической папки с разработками проводимых мероприятий,

-  эффективность устранения нежелательных отклонений в работе,

- удовлетворенность воспитанниками организацией и проведением летней смены (рефлексия по итогам дня, «Цветопись» по результатам мероприятий, итоговое анкетирование).

Список используемых источников  литературы

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Воронкова, Л.В.    Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004.
  4. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008.
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педобщество России, 2002.
  6. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2009.
  7. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2010.
  8. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  10. Кулаченко М.П. Учебник для  вожатого. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  11. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  12. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006.
  13. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
  14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
  15. Сысоева М.Е.    Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовой десант

Сейчас  тот период, когда травка уже совсем зеленая, а на деревьях распустились листочки. Зелень еще не успела покрыться пылью. Все такое яркое и свежее, залюбуешься. Как это у людей только руки ...

Подмосковный десант в Олимпийской сборной России

Результаты отбора спортсменов Московской области в сборную команду Российской Федерации  для участия в XXII Олимпийских зимних играх в Сочи....

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант" по ФГОС...

Презентация " Десант по местам боевых подвигов огненных экипажей"

музей имени и.с. черныхПрезентация о подвигах : Черных И.С, Игашова П.С., и подвиг танка Т-28...

Рабочая программа "Трудовой десант"

Внеурочная деятельность...

«Социальный проект «Десант добра» как средство формирования гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков»

Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе....