сентябрь. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край". 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему

Крушинская Светлана Михайловна

Внеурочная деятельность "Мой край".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl._moy_kray.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на методическом совете протокол № 5

 «29»  мая  2017г.

Принято на педагогическом совете протокол № 8

«19»  июня  2017г.

Утверждаю

директор _______Граховская Г.Г. «19»  июня  2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                    внеурочной деятельности

                                    «Мой край»

      для учащихся 4 класса на 2017 – 2018 учебный год

(34 часа)

     Составлена на основе пособия  по краеведению для учащихся начальных классов общеобразовательной шк.- Калининград: Кн. изд-во 1998.- 167. Ваулина В.Д.

                                                                Составили

                                                                учителя начальных классов:

                                                                         Сасиновская Елена Викторовна,

                                                                                              Крушинская Светлана Михайловна

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Мой край» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.

Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют  задания, а по результатам их выполнения   представляют творческий отчет.

Технические задания составляются с опорой на личный опыт учащихся, предлагаются на выбор, предлагаются самими учащимися.

В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой  игры, выполнении творческих проектов.

Цели:

  • Создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного  интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.
  • Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
  • Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Задачи:

- усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе  внеурочной деятельности;

- создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;

- сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

- воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан;

- углубленное изучение родного края, дальнейшее развитие у школьников интереса к краеведению;

- выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час занятий в неделю.

Основные виды деятельности:

  • проведение викторин, выставки рисунков, поделок,
  • фотографий, сбор гербария,
  • написание мини-сочинений, мини-газет,
  • создание электронных презентаций,
  • участие в акциях по сохранению природы родного края,
  • коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

Планируемые результаты изучения курса «Мой край».

Личностными результатами изучения курса «Мой край»  являются:

  • установка на поиск решения проблем;
  • критичность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами изучения курса «Мой край» являются:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск;
  • способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
  • основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Мой край»  являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и  особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе  и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

В результате обучения по курсу «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные действия.

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин страны, чувства сопричастности и гордости за свой родной край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Воронежского края;
  • чувства гордости за свой край,  за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия.

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные действия.

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику  родного края;
  • описывать достопримечательности Воронежского края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Воронежском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, сети Интернет;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Воронежского края и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой край;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия.

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы подведения итогов.

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

При написании данного курса, использовалась литература:

  1. Ваулина В.Д. Наш край: Калининград. обл. : Пособие по краеведению для учащихся начальных классов. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  2. Коноплина Ф., Михайлова А. Как вам нравится Калининградская погода? – Калининград: Кн.изд-во, 1989

Тематическое планирование «Мой край»

4класс

Тема занятия

Кол – во

часов

Дата

1

Географическое положение нашего края

1

2

Как образовалась поверхность земли в нашем крае

1

3

В загадочный мир песчаных дюн

1

4

Полезные ископаемые. Янтарь

1

5

Полезные ископаемые. Нефть и газ

1

6

Полезные ископаемые. Соль, лежащая у нас под ногами

1

7

Полезные ископаемые. Материалы для наших построек

1

8

 Полезные ископаемые. Клады современных и древних болот

1

9

 Полезные ископаемые. Целебные воды и грязи

1

10-11

Климат. Почему у нас погода такая переменчивая

2

12

Реки нашей области

1

13

Озера нашей области

1

14

Что такое почва и как она образуется

1

15

Почвы лесов

1

16

 Почвы полей и лугов

1

17-18

 Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов

2

19-20

 Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов

2

21

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения болот

1

22

Чем необычен растительный мир нашего края. Необычные растения

1

23-24

Кто живет в наших лесах

2

25

Животные открытых пространств

1

26

Животные, живущие в воде и у воды

1

27-28

Охрана природы.

2

29-30

Народное хозяйство. Промышленность

2

31-32

Сельское  хозяйство.

2

33-34

Население и города

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

сентябрь. Рабочая программа по математике. 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике. 4 класс. УМК "Школа России"...

сентябрь. Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по музыке. 4 класс. УМК "Школа России" ....

сентябрь. Рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России" ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...