Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
статья на тему

Билалова Гульфия Галимулловна

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содержание проблемного обучения30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

Билалова Гульфия Галимулловна

                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                   высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного

                                                      учреждения  «Псякская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

            Вот и мы сегодня тоже будем  работать вместе, вспомнить педагогические термины. Потому что при реализации ФГОС многие термины взаимосвязаны между собой.

1  раздел - Педагогические термины Вопросы : №10  Креативность – это: ответы.Уровень творческой одаренности, способности к творчеству

№ 20 В новых педагогических технологиях применяются методы:

      А)объяснительно-иллюстративного обучения;
      Б)эвристический метод;
      В)проблемного обучения;
     Г) словесные методы.

Ответы. б) эвристический метод; (методы рождения новых идей (Эврика – от греч. «нашел»).), в) проблемного обучения;

№30 Мозговая атака: Ответы. Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы

№40 Термин «универсальные учебные действия» означает:

Ответы. В широком значении умение учиться - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

      В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения

№50 Педагогическая технология. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.Ответы. Специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок

№60          Синквейн

Ответы. Пятистрочная стихотворная форма,  возникшая в США в начале 20 векастихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия.Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. … Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод

              Сейчас  по примеру составляем синквейн про ФГОС                    

      ФГОС

Креативный мудрый

Учит учиться, думать, творить

На основе лежит системно-деятельностный подход

Современный.

2 раздел Современные технологии

№10 Это технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. В основе лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия, каждый этап имеет свои цели и задачи.

Ответ Технология критического мышления

№20 Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.

Ответ Технология проблемного обучения

№30 Развивает познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности

Ответ Игровые технологии

№40 Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Ответ Информационно – коммуникационная технология

№50 Это  технология включает в себя четыре стадии: обоснование проблемы; выдвижение гипотез и альтернативных способов или методов ее решения; прогнозирование последствий, которые возникнут в результате реализации той или иной гипотезы; выбор оптимального решения данной проблемы.

Ответ Проектная технология

№60 Это технология объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио

3 раздел Основоположники педагогических технологий

№10 Игровая технология

Ответ Основоположник - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко

№20 Проектная технология

Ответ Основоположниками являются американский философ и педагог Джона Дьюи. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), 

№30 Технология развивающего обучения

Ответ В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С. Выготского.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.
       Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова(метод обучения  частично-поисковый и проблемный), Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др (акцент делается на теоретическом мышлении школьника)

№40 Технология проблемного обучения

Ответ Самые популярные разработки этой теории предоставили следующие авторы - Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь и др.

№50 Технология критического мышления

Ответ Разработана американскими педагогами: Дженни Стил , Керт Мередис , Чарльзом Темплом , Скоттом Уолтером

№60 Технология уровней дифференциации

Ответ Авторы -    Т.К.Донская,  В.В.Фирсов,  И.Э.Унт,  А.С.Границкая

    В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

   Информационно – коммуникационная технология; технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, зоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология интегрированного обучения,  групповые технологии. 

        Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают  интереса у детей. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Хочу поделиться принципами  работы по технологии проблемного обучения

В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как используются  технология проблемного обучения на уроках, а может быть иногда элементы  этой технологии, которые  помогают   получать детям предметные знания,  развивать их интеллектуальные способности,  метапредметные умения.

Для начала немного теории.

  С технологией  проблемного обучения связаны следующие основные понятия:  

«учебная проблема»,  « побуждающий диалог»,  « подводящий проблемный диалог», «проблемная ситуация».  

Учебная проблема - это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Побуждающий диалог - побуждает к осознанию противоречия  и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены? Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

Подводящий диалог - посильные цепочка вопросов  и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы:  вспомни, сравни, проанализируй…

Этапы проблемного урока

1) создание самой проблемной ситуации (задачи, вопроса)

- обучающиеся сталкиваются с противоречием

- возникает вопрос «Почему не получается?»  

 2) анализ проблемной ситуации (задачи, вопроса)

- выводятся нужные для решения знания, навыки

- рассматриваются попытки ответить на проблему известными методами

3) нахождение и предложение вариантов решения

  - этап преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др.

  - ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы

4) проверка этих вариантов    

- выбранный вариант (варианты) проверяются

- исключаются неверные заключения

- уточняются и развиваются достоверные положения

5) обобщение конечного результата  

- выводится и формулируется результат решения

- анализируются действия, с помощью которых  обучающиеся добились разрешения  проблемы

-  классу предоставляется готовый продукт

Главное в технологии проблемного обучении является  проблемная ситуация

 По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации делятся на 2 типа – «с удивлением» и «с затруднением». В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат два типа противоречий:

- между двумя или больше положениями (фактами, мнениями)

- между житейским (ошибочным) представлением учащихся  и научным фактом.

В основе проблемных  ситуаций « с затруднением» лежит  противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам дается практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.

      Итак, создаём проблемную ситуацию на уроке с удивлением.

23-5+3=21

23-5+3=15(реакция удивления)

- Вижу, вы удивлены. Почему? (Примеры одинаковые, а ответы разные)

- Значит, над каким вопросом подумаем? (Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?)

- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части… (То отличаются и левые)

- Чем отличаются левые части? (они одинаковы)

- Какие есть идеи? (Левые части отличаются порядком действий)

- Какой порядок действий в первом примере?  (Сначала выполняли  вычитание, а потом сложение)

- Во втором? (Сложение потом вычитание)

- В каком примере мы действовали по правилу? (В первом, вычисления выполняем слева направо по порядку.)

- А во втором примере мы нарушили правило. Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым (Нужно,   что то дописать, нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение)

- Молодцы. Такой знак есть. Он называется «скобки». Анимация

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Скобки)

- Так что же означают скобки? (скобки означают действие, которое мы будем выполнять первым)

       Проблемная ситуация через противоречие двух мнений.

Лена: На юге жарко. Миша: А как же Южный полюс? - Сравните два утверждения. В чем противоречие? - Какой возникает вопрос?

Учебная проблема: Где на Земле тепло, а где - холодно?

Решение: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли.

Фрагмент с урока в 3 классе. Тема: « Как изменяется глагол?»  Для обозначения темы урока даётся практическое задание  с удивлением не выполнимое вообще.

__ Что такое склонение?

__Изменение по падежам.

___Какие части речи  мы научились склонять?  (Использую побуждающий диалог к  осознанию проблемы).

____Имена существительные и прилагательные.

____Попробуйте просклонять глагол  «прыгать».

___ Получилось?

___Нет.  Глагол не склоняется.

___В чём затруднение? Какой возникает вопрос?

___Как изменяется глагол?

2 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные»

Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку или обнажаем  представления учащихся.(с затруднением)

На доске написаны слова:  кенгуру, кофе ,кино.

___Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

___Выделите окончания  у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.

__Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?

__Изменяем форму слова.

__Докажите, что вы  правильно определили окончание.  У детей не получается изменить форму этих слов.

__ Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?

___ Есть такие имена существительные ,которые  не изменяют  свои окончания.

__А когда существительные изменяют окончания?

__ Когда  мы их склоняем.

__Как  мы можем обозначить тему урока?

__Несклоняемые имена существительные.

Проблемную  ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как  « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный  интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.) Этот побуждающий диалог показан в чистом – полностью очищенном от ученических ошибок – виде. Учащиеся предлагают свои формулировки учебной проблемы. И не всегда их мысль грамотно и красиво оформлена, но мы должны терпимо относиться к таким случаям. Ведь стоит однажды дать детской попытке самостоятельно мыслить отрицательную оценку -  и больше ребёнок на диалог может и не пойти. А для этого годятся реплики: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может сказать точнее?» Если же некоторые дети смогут выполнить задание учителя, то возможно столкнуть разные мнения ребят и побуждающим диалогом обеспечить формулирование школьниками учебной проблемы.

        - Что же нам даёт проблемный  диалог:

1. Прочные знания.

 2. Стимулирует интеллектуальное развитие.

 3. Воспитывает активную личность.

- Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?

1. Регулятивные – умение решать проблемы

2. Коммуникативные – вести диалог

3. Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

С проблемным обучением неразрывно связано развитие креативного мышления.

Критериями креативного мышления является

Беглость – способность продуцировать большое количество идей; гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи; сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Абстрактность названия – понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

              Но и у технологии проблемного обучения  есть достоинства и недостатки:

            Достоиннства - развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

             Недостатки - не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся,  квалификации учителя.

        На этом я хочу закончить и желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"

Данная презентация дает представление о истории появления педагогических  технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках окружающего мира"

Данный материал можно использовать в своей практике...

Мастер - класс «Применение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС НОО»

Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения высоких результатов в обучении, соответствующих ФГОС.Задачи: 1.  Повышение мотивации педагогов на ...

Проектирование учебного занятия (урока) физической культуры с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения

Проектирование учебного занятия (урока) физической культуры с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения...

Мастер-класс "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"

Из опыта работы.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27104115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 120px;"}}]]...