Исследовательский проект "Цена хлеба"
проект (3 класс) на тему

Груздева Елизавета Анатольевна

Презентация исследовательского проекта "Цена хлеба" ученицы 3 б класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsena_hleba.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 67

Московского района г.Нижнего Новгорода

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор»

Исследовательский проект

«Цена хлеба»

Автор: Зяблина Алёна,

 ученица 4а класса

Руководитель:

Тараторкина М.В.,

учитель начальных классов

г.Нижний Новгород, 2014г.

Паспорт проекта

Название проекта

«Цена хлеба»

Руководитель

Тараторкина М.В,

учитель начальных классов

Автор проекта

Зяблина Алёна

Продолжительность проекта

краткосрочный

Типология проекта

Индивидуальный, социальный

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

окружающий мир

Учебные дисциплины,

близкие к теме проекта

русский язык, литературное чтение,

музыка, изобразительное искусство

Цель проекта

Раскрытие  смысла ценности хлеба

в жизни человека.

Задачи проекта

1. собрать материал о появлении хлеба, его приготовлении.

2. проанализировать отношение к хлебу в разные временные отрезки,

3. рассмотреть вопрос отношения к хлебу во время блокады Ленинграда,

4. провести социологический опрос среди учеников гимназии о их отношении к хлебу, проанализировать данные,

5. оформить брошюру «Забавные бутерброды»,

6. составить рекомендации по хранению хлеба;

7. привлечь внимание своих одноклассников к хлебу, как основному продукту питания,

Этапы работы

1 этап: сбор информации;

2 этап: практическая деятельность;  

3 этап: презентация проекта и брошюры;

4 этап:  анализ работы над проектом, оценка деятельности.

Проблема

Небрежное отношение детей к хлебу в  школьной столовой.

Отсутствие понимания ценности хлеба в жизни человека.

Как хлеб попадает к нам на стол?

Сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить хлеб?

Содержание проекта.

1 этап – Сбор информации.

  1. ИСТОРИЯ ХЛЕБА

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала люди ели эти зёрна сырыми, потом стали растирать их между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким мучнисто-зерновым, как каша. Нечто похожее и сегодня едят племена Азии и Африки.

Большой скачок в использовании зерна произошёл с овладением человеком огня. Он стал поджаривать зерна, перед тем как смешивать их с водой. Получавшаяся каша была более вкусной, чем ранее. Следующий этап: выпекание на горячих камнях, костре или между каменными дисками пресных лепёшек из густой зерновой каши. Получавшиеся у наших предков подгорелые твёрдые лепешки не очень-то были похожи на хлеб, но именно это стало началом хлебопечения. Древние египтяне совершили эпохальное открытие – разрыхление теста брожением (работа хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий).

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.

Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия.

  1. СОСТАВ ХЛЕБА

Печёный хлеб – продукт получаемый выпечкой разрыхлённого закваской или дрожжами теста, приготовленного из всех видов ржаной и пшеничной муки. Он является одним из основных источников углеводов и растительного белка.

Вкус выпеченного хлеба зависит от наличия органических кислот. Эти кислоты образуются в процессе брожения молочнокислых бактерий.

За счёт хлебных изделий человек полностью покрывает потребность в железе, получает значительную дозу марганца и фосфора. Хлеб богат витамином Е, В6.

В хлеб иногда добавляют  отруби. Отруби способны принести нашему здоровью неоценимую пользу, т.к. именно в них содержится большое количество витаминов и белков.  Благодаря отрубям укрепляется иммунитет, выводятся аллергены и токсины.

Состав хлеба:

Мука   пшеничная или ржаная

Соль

Дрожжи

Вода  питьевая

Сахар -песок

Масло подсолнечное

   маргарин (сдобный хлеб)

Отруби

    Иногда «Улучшители» для большего хранения хлеба

  1. БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

Стихотворение Колударовой Любови «О хлебе».

Как стали люди к хлебу относиться!
Ты помнишь голод  страшный в дни войны?
Тогда  и черствому кусочку хлеба
Не просто рад был - не было цены.


Тогда в блокадном, хмуром  Ленинграде
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.

И комбайнер, что хлеб наш убирает,
И мукомол, и пекарь скажет вам,
Что дорог он трудом. А вы  порою
Бросаете небрежно хлеб к  ногам.


Его теперь в достатке в магазине
И, слава Богу, сыты наши дети.
Но если все же лишнее купили-
Отдайте птицам крошки хлеба эти.

У войны свой хлеб. Хлеб суровый, разбавленный травами – лебедой, крапивою, картошкой, соломой, древесными опилками. Чтоб спастись  от смерти, делали хлеб из того, что мало пригодно в пищу.

В сентябре 1941 г Ленинград оказался в блокаде, означавшей голод и жестокие лишения. С 20 ноября  по 25 декабря  1941 г хлебная норма составляла 250 грамм хлеба для рабочих и 125 грамм для остальных жителей города, что  сегодня подтверждают сохранившиеся продовольственные карточки тех лет. На каждой надпись: « При утере карточка не возобновляется». Она была дороже денег, картин великих живописцев и других шедевров искусства.

Рецепт блокадного хлеба ноября 41-го

57% — обойная мука
20 — 30% — овсяная мука
10% — подсолнечный жмых
3% — соль
2 — 3% — солод

  1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Учащимся начальных классов гимназии была предложена анкета. В опросе приняли участие 32 человека.

Вопрос 1. Как часто вы употребляете в пищу хлеб?

Каждый день – 26 человек, 2-3 раза в неделю – 4 человека, не ем хлеба – 2 человека.

Вопрос 2. Остаётся ли хлеб после приёма пищи?

Да – 23 человека, нет -7 человек.

Вопрос 3. Что вы делаете с остатками хлеба?

Выбрасываем – 13 человек, крошу птицам – 7 человек, используем в приготовлении блюд – 3 человека.

Вопрос 4. Как вы поступаете с чёрствым хлебом?

Выбрасываем -  21 человек, отдаём птицам – 8 человек, используем в приготовлении других блюд – 3.

Вывод не утешителен. Большая часть опрошенных относится к хлебу без должного почтения и уважения.

  1. Этап - практическая работа.
  1. ПОЛНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛЕБА

Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания.  В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека.

Одним из способов полного использования хлеба является приготовление бутербродов.  Я решила приготовить забавные бутерброды… 

  1. Бутерброд «Свинка»

Ингредиенты:

  • Хлеб
  • Маслины
  • Ветчина
  • Огурец
  • Зеленый лук
  1. Бутерброд «Собачка»

Ингредиенты:

  • Хлеб
  • Маслины
  • Сыр
  • Копченая колбаса
  • Листья салата
  • Огурец
  • Укроп
  1. Бутерброд «Божья коровка»

Ингредиенты:

  • Хлеб
  • Маслины
  • Сыр
  • Копченая колбаса
  • Листья салата
  • Ветчина
  1. Бутерброд «Киска»

Ингредиенты:

  • Хлеб
  • Помидор
  • Сыр
  • Болгарский перец
  • Зеленый лук
  • Ветчина
  • Огурец

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХРАНЕНИЮ ХЛЕБА

  1. Хлеб следует приносить из магазина в полиэтиленовом пакете, отдельно от других продуктов.
  2. Старайтесь не брать хлеб про запас, т.к. он часто плесневеет, не только из-за неправильного хранения, но и в результате использования заражённой грибками муки.
  3. Полиэтиленовый пакет, в котором хранился хлеб, вторично использовать нельзя.
  4. Помни простое правило: чёрный и белый хлеб хранить вместе нельзя. Это способствует быстрому росту картофельной палочки, бича всех хлебниц.
  5. Не реже одного раза в неделю мыть хлебницу. Хлебницы  лучше всего мыть слабым раствором уксуса, после чего ополоснуть с моющим средством и обязательно основательно высушить.
  6. Хлеб сохранит свежесть, если положить  яблоко, кусочек очищенного картофеля или немного соли хлебницу. Но не забывай их менять.
  7. Чтобы хлеб не плесневел, на небольшой ватный тампон наносят 5-10 капель йодной настойки и кладут этот тампон в небольшой аптечный пузырек, который сверху затыкают чистым кусочком ваты. Пузырек кладут вместе с хлебом в полиэтиленовый пакет и плотно завязывают. Пары йода, просочившиеся через вату, создают в пакете неблагоприятные для плесени условия, и в то же время вкус хлеба совсем не страдает от малой порции йода.
  1. САМООЦЕНКА ПРОЕКТА

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода!

Работая над проектом я решила следующие задачи:

  • узнала историю  возникновения хлеба, способы его приготовления в разные времена;
  • рассмотрела отношение к хлебу во время блокады Ленинграда;
  • провела социологический опрос среди учащихся начальных классов об отношении к хлебу и проанализировала результаты опроса;
  • в рамках вопроса полного использования хлеба, приготовила забавные бутерброды ;
  • составила рекомендации по хранению хлеба в домашних условиях.

Я считаю, что мы должны уважать хлеб - главное богатство нашей страны. Должны знать, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем больше мы  будем знать о хлебе, тем дороже он будет для нас.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677  Хлеб . История
  2. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
  3. ru.wikipedia.orgХлеб 
  4. http://www.nkj.ru/news/22365/ Наука и жизнь – «Сто двадцать пять блокадных грамм».
  5. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Домашние условия хранения хлеба"

Исследовательская работа эколого - биологического направления....

Исследовательская работа. Урок одного слова. Хлеб

Умение использовать навыки звуко-буквенного анализа, воспитание бережного отношения к хлебу, формирование уважения к труду хлеборубов, развитие познавательных интересов учащихся....

Исследовательский проект " Как растет хлеб"

Исследовательский проект " Как растет хлеб"...

Проектно-исследовательская работа "Откуда в хлебе дырочки"

Проектно- исследовательская работа "Откуда в хлебе дырочки" выполнена учеником 4 класса Хабибуллиным Камилем.Ученик в доступной форме объясняет причину появления пузырей в тесте и возникновения дыроче...

«Методическая разработка исследовательского проекта «Хлеб - святыня русской земли»»

В данной методической разработке  представлен опыт моей работы   по реализации  проектной деятельности по теме  «Хлеб – святыня русской земли»....

Детский исследовательский проект "Хлеб -всему голова!"

Актуальность: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – вс...