Проектно-исследовательская работа "Откуда в хлебе дырочки"
проект (4 класс) на тему

Проектно- исследовательская работа "Откуда в хлебе дырочки" выполнена учеником 4 класса Хабибуллиным Камилем.

Ученик в доступной форме объясняет причину появления пузырей в тесте и возникновения дырочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_v_hlebe_dyrochki_2.docx775.62 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Первые шаги в науку»

                             

 

         Почему в хлебе есть дырочки?

Хабибуллин Камиль,

 ученик 4 А класса

МБОУ «Рыбно-Слободская

 средняя общеобразовательная школа №2.

Шакурова Н.Б.

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории,

baynur2@rambler.ru

тел.89179084820

Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается  в  два раза.

Мне стало  интересно узнать, что  это – дрожжи и как они работают.

Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба.

Задачи:

1.Выяснить всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки;

2.Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки;

3.Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.

4.Провести анкетирование среди учащихся.

Гипотеза: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.

Объект исследования: хлеб                                                                                                                    Предмет исследования:  дырочки в хлебе.                                                                                                

Методы исследования: сбор информации из разных источников, анкетирование, экспериментирование, сравнение, опрос,  обобщение, экскурсия.

Место исследования: дом, класс, хлебзавод.

История появления хлеба.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.                                                                                      Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.                                                                                                            Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.                                                                                                           Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб с броженого теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Гипотеза:

В классе провели расследование, в ходе которого мы выяснили, что

мучное изделие, в котором больше дырочек, вкуснее.

Мы рассматривали и пробовали хлеб, печенье и пирожное. Пытались считать дырочки. Результаты приведены в таблице ниже:

№п\п

        Наименование изделия

Количество дырочек

плотность

Вкус

1.

Хлеб

много

пышная

Вкусный

2

Печенье

нет

Плотная, дырочек нет

сладкий

3.

Пирожное

Есть, мало

Рыхлое,мягкое

Очень сладкий

Вывод: В куске хлеба дырочки мы  сосчитать не смогли. Их там больше чем в остальных изделиях.

Эти изделия все вкусные. Мы их любим, но сладкие продукты надоедают, их не всегда хочется есть. А хлеб вкуснее всех, особенно после тренировок. Жуешь, разжевываешь –он вкуснее и вкуснее. Не зря говорят : «Хлеб всему голова».

После проделанной работы мы захотели узнать, а как образуются дырочки в хлебе?

Практическая часть

Опыт 1:

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

C:\Users\Нурия\Desktop\камиль\SDC12595.jpg

Опыт 2:

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положил по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахару. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и заставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивает объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры. C:\Users\Нурия\Desktop\камиль\SDC12591.jpg

Опыт 3.

 Мы с мамой  решили провести еще один опыт и испечь 3 маленьких каравая.

Для эксперимента нам понадобились : мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи.

1 образец

2образец

3образец

Время выдержки

5 минут

1 час

3 часа

Внешний вид теста

Низкое ,не поднялось

поднялось

Пышное

больше всего

Внешний вид изделия

Не красивая лепешка (плоская)

Красивый

Высокий,

пышный

Вкус

Не вкусно

Вкусно

Очень

 вкусно  

Из таблицы видно, что из теста первого образца, получился невкусный хлеб, с некрасивым видом, а из теста последующих образцов их качество улучшалось и вид стал аппетитным.

Я с мамой сходил в хлебопекарню, разговаривали с технологом. Она нам рассказала и показала как пекут хлеб у них. Технолог подтвердил наши результаты.

Результат исследования

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее. В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

Дрожжи попадают в тесто. Грибки сразу принимаются за дело.

Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит.

В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Использованная литература:

1.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.

2.Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 ,640с.

3.W.W.W. o-xlebe.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Исследовательская работа на тему "Откуда в хлебе дырочки"

Исследовательская работа на тему: "Откуда в хлебе дырочки?"...

Исследовательская работа "Почему в хлебе дырочки?"

Актуальность исследовательской работы: Чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Исследовательский проект на тему: «Откуда в хлебе дырочки?»

Вот он Хлебушек душистый,  Вот он теплый, золотистый.   В каждый дом, на каждый стол,  Он пожаловал, пришел.В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное   тепло. Скольк...