Методы и способы формирования читательской грамотности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и способы формирования читательской грамотности

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований государственного образовательного стандарта [1, c. 19].

На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  • осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.

Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Потому на сегодняшний день ставится очень значительная задача ‒ развитие читательской компетентности учащихся [3, c. 476].

Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;

Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в группах), учиться общаться («чувство локтя») [2].

Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания. Использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений [2].

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  2. Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie-chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 17.08.2017).
  3. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.

В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начал...