Внеурочное занятие "От чего зависит настроение"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Легостаева Александра Петровна

Внеурочное занятие по этике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: «От чего зависит настроение».

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: игра-тренинг.

Цель: создание доверительной обстановки, позволяющей ученикам проявлять свои чувства и говорить о них.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «настроение», с правилами создания и сохранения хорошего настроения и правильного выхода из негативного эмоционального состояния; расширить представление о том, что влияет на настроение человека.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, умение доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь и диалогическую, расширять словарный запас, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, рассуждать и обобщать.

Воспитательные: воспитывать позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, бережное отношение к своему здоровью, умение сочувствовать другим.

Здоровьесберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на занятии; организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Ожидаемые результаты: выявление, как менялось и изменилось эмоциональное состояние учеников во время занятия.

Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость; формировать способность к самооценке и саморегулированию.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии; овладевать умениями выполнять действия в устной речи; формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД: формировать умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию изучаемых объектов; строить небольшие высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: совершенствовать умения работать в парах; понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них; выражать свою точку зрения;

толерантно относиться к другому мнению.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация; материалы для опытов: три стакана с водой; блестки; черная краска; черный мешочек; солнышки, тучки (на пару); картинки детских лиц и бумажные воздушные шарики, клей, салфетка (на каждого ребёнка).

Методы, формы и средства: познавательная игра, беседа, создание проблемной ситуации, наглядность, активизирующие вопросы, наблюдение (моделирование, сравнение, анализ, классификация), самоконтроль, самооценка, коррекция, рефлексия, индивидуальная, коллективная работа и в паре, фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, решение репродуктивных заданий.

Ход занятия:

1. ОГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СЛАЙД 1,2

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!

2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛАЙД 3

  • Посмотрите на слайд.
  • Что вы видите?
  • Чем ЛИЦА отличаются друг от друга?
  • От чего это зависит? (от настроения)

А что такое настроение? Где оно живёт?

Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

СЛАЙД 4

Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:

1. Что такое настроение?
2. Каким оно бывает?
3. От чего зависит настроение?
4. Как его исправить?

Поиск ответов на поставленные вопросы:

1) так что же такое настроение?

СЛАЙД 5

 После ответов детей на доске толкование слова из толкового словаря Ожегова:

“Настроение – это внутреннее душевное состояние человека”.

- А какое сейчас у вас настроение? На какое время года, природное явление, погоду похоже ваше сегодняшнее настроение. (Учитель обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей)

Игра «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?» (По кругу передаётся листочек с началом предложения: «Моё настроение похоже на …») (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2) Каким оно бывает? 

СЛАЙД 6

 (после ответов детей выставляю на доску карточки слов в 2 группы и предлагаю прочитать):

  • Почему я разделила их на 2 группы? Какая из них вам больше нравится?
  • Обратите внимание на лица гостей и друг друга:

На какие лица вам приятно смотреть, хочется смотреть? Почему? 

Физминутка:

Говорят, у людей с разным настроением даже походка разная. Попробуем изобразить.

3) От чего зависит настроение?

СЛАЙД 7

Выделим факторы влияющие на настроение. Начнем с утра… Мы проснулись и увидели за окном…

СЛАЙД 8

Какое у вас будет настроение, если за окном такое?

СЛАЙД 9

А какие эмоции вызывает эта погода?

СЛАЙД 10

А теперь, что вы будете чувствовать? Расскажите о своих ощущениях.

СЛАЙД 11

Вывод: на настроение влияет погода.

Закройте глаза и попробуйте представить весь свой день и всех, с кем вы общаетесь. (Дети называют.)

Видите, как много. Это и ваши домашние, близкие, учителя в школе, школьный персонал,  посторонние люди на улице,  ваши сверстники во дворе, в классе.

- Как вы думаете, зависит ли ваше настроение и от них тоже? В чем?

Да, на настроение влияет та форма, и тон общения с кем как-то соприкасаемся в разговоре, игре, общем деле.

Вывод: на настроение влияет тональность общения.

Чтение стихотворения «Тройка»

Идёи из школы Лида.

Ничто-то ей не мило.

«В чём дело?»- мы спросили.

«Я «тройку»получила…»

Бежит Никитин Ромка,

Из глаз его лучи.

«Ура!»-кричит он громко

-Я «тройку» получил!»

От чего еще зависит настроение?

– Правильно, от различных событий. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть события вашей жизни. Если оно является условием хорошего настроения, то вы должны 3 раза хлопнуть. Если это плохо влияет на настроение, то 3 раза топнуть.

1. Получить хорошую отметку.

2. Не выучить урок.

3. Поссориться с другом (подругой).

4. Порвать книгу.

5. Помочь старому человеку.

6. Выиграть в партию в шашки.

7. Обидеть бабушку.

8. Играть в любимую игру.

9. Получить подарок.

Вывод: настроение зависит от различных событий.

-В свободное время вы смотрите кино, мультфильмы, читаете, слушаете музыку. Влияет ли это на ваше настроение? Как?

Вывод: искусство влияет на настроение.

Работа с текстом

Учитель читает ученикам начало рассказа “Добси грустит”.

На краю луга среди диких цветов есть норка. В норке живет маленький зайчонок по имени Добси. Добси – особенный зайчонок. Дело в том, что он умеет думать. Но самое удивительное у Добси – это его мысли. Мысли Добси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Добси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Добси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и когда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Но иногда Добси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Добси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Добси называет их гадкими. Когда у Добси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Добси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет...

Добси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать: когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно – Добси не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет...

После чтения рассказа учитель берет три стакана с водой и говорит:

- Когда Добси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и “чистые” (показывает стакан с чистой водой).

- Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

- Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (разводит черную краску в третий стакан).

Обсуждение.

  • Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у зайчонка Добси? Когда?
  • Что вы чувствовали при этом?
  • О чем вы думали?
  • Как вы выходили из грустного состояния?
  • Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
  • Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

Вывод: от нас самих зависит настроение.

4) Способы улучшения настроения.

Практическая работа в парах

«Правило-секрет»:

– От чего же еще зависит настроение? (настроение зависит от наших мыслей: МЫСЛИ). Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем!

СЛАЙД 12

– Посмотрите на слайд. Что вы видите?

– Ребята, разбейте эти мысли на две группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

1. «Такие мысли мне мешают». 2. «Такие мысли мне помогают»

«–» Я плохой, я не умею, у меня не получится, я не справился, меня обидели, я боюсь.

«+» Я справлюсь, у меня получится, я научусь, всё будет хорошо, я не буду бояться.

– Да, ребята, на самом деле наше настроение зависит от наших мыслей, мысли могут управлять нашими эмоциями.

– А, если нам грустно, как ещё можно поднять себе настроение? (Послушать музыку, посмотреть интересную передачу, заняться любимым дело)

Договоритесь, кто из вас будет НАКЛЕИВАТЬ мысли хорошего настроения, а кто плохого.

Мысли хорошего настроение ОФОРМИТЕ на солнышках, мысли плохого – на тучках.

– Прочитайте, что у вас получились? Хорошие мысли оставим на партах, а плохие соберем в черный мешок и завяжем туго – туго, чтобы они к нам не возвращались.

Вот мы и освободили солнышко от туч. Он радуется вмести с нами и посылает нам свои Лучики. Это частички тепла, света и доброты.

Мы узнали, как самим избавиться от плохого настроения.

  • А когда у вашего друга грустное настроение?

«Подарок другу»:

– А еще можно дарить и воздушные подарки, не менее ценные и приятные. Внимательно следите за кончиком моего носа и попытайтесь угадать, какой предмет я «нарисую». (Учитель «вырисовывает» кончиком носа цветок.)

– Что получилось? Подарите с такой своему однокласснику такой же цветочек. Ему будет приятно.

– Я смотрю, что вы сейчас улыбаетесь. Мы убедились в том, что маленькие подарочки
приятно получать не только тому, кто далеко, но и тому, кто находится сейчас рядом с
нами. А еще можно незаметно положить другу на парту или в учебник такой же
цветочек, конфетку, открыточку или наклейку, пока он не видит. Зато, когда он
неожиданно обнаружит подарок, это станет для него сюрпризом.

  • А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза?

– А можете ли вы утешить маму, когда заметите вдруг, что в ее глазах блеснули слезинки?

– Как вы поступите?

5. Рефлексия

А) «Воздушный шарик настроения»

Учащиеся ВЫБИРАЮТ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК СВОЕГО НАСТРОЕНИЯ и наклеивают на голубой лист ватмана.

"Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.

– Как вы думаете, какого цвета грусть и тревога, радость и веселье, восхищение и восторг, задумчивость.

СЛАЙД 13

Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

Цвет - Эмоциональное состояние

Розовый - Восторг

Оранжевый - Радость, веселье

Желтый - Светлое, приятное настроение

Зеленый - Спокойное, уравновешенное состояние

Синий - Грустное настроение

Фиолетовый - Тревожное, напряженное состояние

Черный - Упадок сил, уныние

Белый - Равнодушие (трудно сказать).

– Посмотрите! У нас получился весёлая воздушная картина настроения.

Б) Стихотворение  Л.Охотницкой “Жизнь прекрасна”(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Возьмите это стихотворение домой, дайте прочитать родным, а ещё лучше – повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!

В) А сейчас подумайте, чего бы вам прямо сейчас очень хотелось для улучшения настроения. Помните в сказке “Золушка” принц сказал: “я не волшебник, а только учусь”. Я тоже не волшебница, но мне кажется, я немножко угадала ваши желания и приготовила вам маленький сюрприз.

Б)самостоятельное чтение (а затем вслух) сказки-притчи:

Как-то раз встретились два Настроения – Весёлое и Грустное.

 – Почему все люди вокруг радуются тебе и всегда ждут с нетерпением, а меня  никто не любит, все боятся и даже опасаются? – спросило Грустное Настроение.

 – Потому что я уважаю людей, приношу им радость, делаю их весёлыми и счастливыми. А ты заставляешь всех плакать, огорчаться, печалиться. Я живу для людей, а ты – только для себя,  – уверенно ответило Весёлое Настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 «Моё настроение похоже на тёплое весеннее утро».

«Моё настроение похоже на серую маленькую тучку на голубом небе».

«Моё настроение похоже на летнюю цветочную полянку».

«Моё настроение похоже на радугу после тёплого летнего дождя».

«Моё настроение похоже на белую пушистую снежинку».

«Моё настроение похоже на осенний яркий ковёр из листьев».

«Моё настроение похоже на мелкий грибной дождик летним утром».

«Моё настроение похоже на осенний листопад».

«Моё настроение похоже на серебристый снежок в солнечный зимний день».

«Моё настроение похоже на пасмурный зимний день».

«Моё настроение похоже на летнее яркое солнышко».

«Моё настроение похоже на холодный ливень»

«Моё настроение похоже на прохладный летний ветерок».

«Моё настроение похоже на гром среди ясного неба».

«Моё настроение похоже на морской ветерок».

«Моё настроение похоже на холодную льдинку».

«Моё настроение похоже на весенний тёплый ручеёк».

«Моё настроение похоже на морозное тихое утро».

«Моё настроение похоже на летнюю росу на зелёном листочке».

«Моё настроение похоже на серую грозовую тучку»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я плохой

Я не буду бояться.

У меня не получится

Всё будет хорошо

Я боюсь

У меня получится

Я не справился

Я научусь

Меня обидели

Я справлюсь

Я не умею

Я верю

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Жизнь прекрасна!

           

  А жизнь прекрасна, несмотря

  На чьи-то злые речи.    

Пусть что угодно говорят –

Мир светел и беспечен.

Прекрасны яблоня в саду

И солнце в небе ясном,

Четыре времени в году –

И все они прекрасны.

    Прекрасны травы и цветы,

    И люди с тёплым взглядом,  

    Прекрасны светлые мечты,  

    Печалиться не надо.

Поверим в счастье и в добро,

И жизнь нас не обманет,

Плохое всё уже прошло,

Всё лучшее - настанет.

Л.Охотницкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина- это определённый поря...

От чего зависит качество образования в начальной школе?

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "От чего зависит урожай зерновых?"

Данная презентация знакомит детей с главными зерновыми культурами: пшеница, овёс, рожь, кукуруза. Дети смогут увидеть  продукты, которые  делают из зерна. В презентации представлены иллюстра...

От чего зависит наше настроение?

Исследовательская работа...

"От чего зависит настроение"

Тема. От чего зависит настроение? (познавательная беседа)Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека; овладение детьми моральными нормами поведения....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "От чего зависит скорость растворения таблетки"

Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.·         Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).·...

Занятие внеурочной деятельности "От чего зависит твое здоровье"

В ходе игры-путешествия закрепляются  и систематизируются знания обучающихся о здоровом образе жизни....