Рабочая программа По факультативу Проектная деятельность
рабочая программа (4 класс) на тему

Афанасьева Галина Витальевна

Программа факультатива "Проектная деятельность в начальных классах"

Скачать:


Предварительный просмотр:


МБОУ «Кумьинская основная общеобразовательная школа»

Килемарского района, р.Марий Эл

Рабочая программа

факультатива

«Проектная деятельность

в начальных классах»

на 2015-2016 учебный год

Учителя: Афанасьева Г.В.

Милиненкова Е.В


Пояснительная записка.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий.

В первом классе происходит подготовка к её осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Поэтому основными задачами проектного образования младших школьников являются:

- По содержанию: формирование наглядно – образного представления о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий;

- По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.

Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников. Творческий проект является итоговой учебно-трудовой работой учащихся, активизирующей их деятельность.

Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что – то создать, поднять свой имидж.

Программа факультатива разработана в соответствии с требования

ми Федерального государственного образовательного стандарта началь-

ного общего образования (стандарты второго поколения), предназначена

для организации внеурочной деятельности младших школьников по науч-

но-познавательному направлению и направлена на формирование готовно-

сти и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотива

ции к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель работы над творческими проектами:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1.      Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.      Формирование коммуникативной компетентности  в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;

 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;

 формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор   информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными        пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

выставки творческих работ учащихся;

презентации проектов

праздники

Технология выполнения творческих проектов.

1. Исследовательский (подготовительный) этап – осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию выполнения и оценивания. На этом этапе учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта. На этом этапе учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Ребята выявляют форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. На основе проведенного анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Одновременно раскрываются правила безопасности при работе.

2. Технологический этап – учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки деталей и самоконтроль своей деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

3. Заключительный этап – на этом этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, контроль и испытание изделия, защита проекта. Учитель помогает обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствии с заранее утвержденным вариантом. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы, делают самооценку проекта. Соотношение этапов проектной деятельности и применяемых методов обучения.

Этапы проектной деятельности

Ведущие методы обучения

1. Исследовательский этап

  • Вербальные методы
  • Демонстрация
  • Информационная поддержка
  • Мозговой штурм
  • Исторический метод
  • Морфологический анализ
  • Алгоритмический метод
  • Метод временных отношений
  • Метод внезапных запрещений
  • Метод скоростного эскизирования
  • Метод информационной недостаточности
  • Метод информационной насыщенности
  • Практический показ

2. Технологический этап

  • Упражнение
  • Метод графической коммуникации
  • Информационная поддержка
  • Вербальные методы

3. Заключительный этап

  • Сравнительный анализ
  • Информационная поддержка экономического обоснования
  • Защита и оценка проекта
  • Самопрезентация
  • Конкурсы творческих проектов

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1-2

Наша школа

2

3-4

Наша безопасность

2

5-7

Краски осени

3

8-9

План классного уголка

2

10-11

Наш дом

2

12-13

Наши имена

2

14-15

Ёлочки

2

16-18

Птицы зимой

3

19-21

Праздники в России

3

22-23

Сувенир в подарок

2

24-25

Люби книгу

2

26-28

Кто такой Петрушка?

3

29-30

Откуда пришли комнатные растения.

2

31-33

Школьные праздники.

3

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1-2

Наша безопасность

2

3-4

Краски осени.

2

5-7

Путешествие в страну Здоровья.

3

8-10

Значение снежного покрова для растений и животных

3

11-13

Где живет Дед Мороз?

3

14-21

Какая она баба яга?

8

22-24

Разговор о маме.

3

25-26

Путешествие в страну Загадок.

2

27-29

Путешествие в космос

3

30-32

Человек и природа.

3

33-35

Праздники в России.

3

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1-2

Наша безопасность.

2

3-6

Мой родной край. Знакомыенезнакомцы.

4

7-10

На лесной поляне.

4

11-18

Народные сказки.

8

19-21

В гостях у ребят Мойдадыр.

3

22-27

Исследовательский проект «Вулкан»

6

28-31

Освоение воздушного пространства человеком.

4

32-35

Мой родной край.

4

Календарно-тематическое планирование 4класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1-3

Школа пешехода.

3

4-7

Моя Родина.

4

8-13

Почему вымерли динозавры?

6

14-19

Зимушка-зима.

6

20-23

Почему снег чёрный?

4

24-29

Охрана природы.

6

30-35

До свидания, начальная школа!

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по курсу Проектная деятельность

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность " 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса...

Рабочая программа курса по проектной деятельности " Всё узнаю. всё смогу!" для начального общего образования 2 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361468","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 107px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа курса по проектной дея...