План по самообразованию
материал на тему

Салахутдинова Галина Григорьевна

Тема самообразования:

«Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями  здоровья через знакомство с окружающим миром».

Цель: адаптация и социализация воспитанников с умственной отсталостью  к жизни в современном обществе.

Создание оптимальных условий для осуществления комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_salahutdinova_g.g.docx60.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА

САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя начальных классов

Салахутдиновой Галины Григорьевны

                                             г. Нижнекамск

Общие сведения:

Ф.И.О.         Салахутдинова Галина Григорьевна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место работы: Государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение «Нижнекамская школа № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образование:Высшее, Елабужский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация «учитель начальных классов» 1990 год; Набережно-Челнинский ГПИ, факультет непрерывного педагогического образования по специальности «Олигофренопедагогика» 2006 год

Дата поступления на работу:Учитель начальных классов с 1984 года

Стаж педагогической работы:32 год

Имеющаяся квалификационная категория – высшая; по должности «учитель»; дата присвоения (приказ) - Приказ МО и Н РТ  № 6440/12от 11декабря 2012 года сроком до 2017 года

Аттестацию прошла11декабря 2012

Педагогическое кредо:Дающий - приобретает!”


Сведения о повышении квалификации

-Курсы  по проблеме: «Теоретико-методологические основы работы с детьми, страдающими аутизмом», 36 часов, с 22 по 24 ноября 2007 г., г. Казань, Институт развития образования Республики Татарстан, справка№738 ;

-Курсы по проблеме «Воспитание и развитие личности в системе коррекционных учреждений детских домов и школ интернатов» 108 часов, с 12 по 30 мая 2008 г., Казань, Институт развития образования Республики Татарстан, свидетельство №1432;

-Курсы по теме: «Психолого – педагогические аспекты управления учебно- воспитательным процессом в С(К)ОШ VIII вида», 72 часа, с 6 по 13 октября 2008 г, г.Набережные Челны, Институт непрерывного педагогического образования, удостоверение №353;

- Курсы аттестационных экспертов по проблеме: «Экспертиза и оценка деятельности педагога при аттестации на квалификационную категорию», 40 часов, с 15 октября по 21 октября 2009 г.Набережные Челны, Институт непрерывного педагогического образования, справка №1523;

-Курсы по теме: «Основы управления специальным образованием», 36 часов, с 4 января по 8 января 2010 г., г.Набережные Челны, Институт непрерывного педагогического образования, №245;Профессиональная переподготовка на базе ФГБОУ ВПО “Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов”, 108 часов. По дополнительной профессиональной образовательной программе”Повышение прфессиональной компетенции педагогов коррекционных учреждений  вида в условиях совершенствования содержания коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях”. Удостоверение №126 от 12 февраля 2014 года. 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Набережночелнинский государственный педагогический университет “ “Институт дополнительного профессионального образования” по дополнительной профессиональной программе “Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО и профессионального стандарта”, в объеме 64 часов,с 10 мая 2017 по 20 мая 2017г. Удостоверение о повышении квалификации №160400007131.

AMTEC KAZAN образовательный центр высоких медицинских технологий сертификат участника Симуляционного тренинга «Оказание первой помощи», г.Набережные Челны, 2017г.

-ЕГЭ, ЕРЭ (№ справки, от какого числа, кем проведено)_компьютерное тестирование по аттестации работников образования Республики Татарстан, справка №475 от 13.12.2007г. проведено Главной аттестационной  комиссией Министерства образования Республики Татарстан Результаты тестирования от 16 марта 2012 года -90 баллов


Тема самообразования:

«Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями  здоровья через знакомство с окружающим миром».

Цель: адаптация и социализация воспитанников с умственной отсталостью  к жизни в современном обществе.

Создание оптимальных условий для осуществления комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Задачи:

- применять адекватные методы обучения и воспитания, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей инвалидов, содействовать формированию классного коллектива;

- продолжить работу по созданию  необходимых  условий для психофизического развития, направленных на предотвращение возникновения нарушений здоровья,  утомления и нервно-психических расстройств детей – инвалидов и их родителей;

-добиваться смягчения имеющихся недостатков в развитии умственно отсталого ребёнка путём проведения системы коррекционно-воспитательных  мероприятий в урочное и во внеурочное время;

-повысить общий уровень организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства детей  с отклонениями в развитии;

-оказать помощь родителям в  повышении знаний об индивидуальных особенностях развития детей, сформировать  установку к  положительным формам общения со своим ребенком.

                           План работы по самообразованию

Содержание работы

1. Диагностический

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4. Курсы повышения квалификации учителей.

5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

2. Прогностический

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей предметников школы.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме (интернет ресурсы).

3.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3. Практический

1. Провести открытые уроки на школьном уровне.

2. Участие в  конкурсах, конференциях.

3. Посещение уроков у учителей школы.

4. Посещение семинаров.

5. Самоанализ и самооценка своих уроков.

6. Применение  современных   методов  и приёмов  активизации познавательной деятельности  обучающихся на уроках.

4. Обобщающий

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2. Выступление на заседаниях ШМО учителей начальных классов по теме самообразования.

3.Участие в конкурсах, выступления на конференциях.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Оформление результатов работы.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Отчёт по теме самообразования:

«Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями  здоровья через знакомство с окружающим миром».

Салахутдинова Галина Григорьевна,

 учитель начальных классов

         


  Основная  учебно-воспитательная задача  – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах.  Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей.

Основными эффективными формами работы с детьми уроки, классные часы, праздники, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся.  Функции организатора и координатора мероприятий осуществлялись учителем.

Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. Ребята стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.

Общественную активность ребят можно считать средней. Хорошо выполняли свои поручения Шамяков Ринат и Маслов Костя.

Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы работы как сбор макулатуры, субботники, посещения кинотеатра.

Были проведены творческие конкурсы по изготовлению поделок, подарков и открыток (выставка - «Дары осени», конкурс «Мамино сердце», конкурсы прикладного творчества «Украшаем елочку», «Только для мамочки»,  которые были оценены сертификатами и дипломами.

 Кропотливая  работа способствовала расширению знаний учеников, создавала атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствовала созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей. Осознав через совместный труд, родители смогли понять, что постоянный контакт с учителем и с детьми помогает им в воспитании детей..

В классных мероприятиях : «День матери», «Новогодний праздник», «Праздник урожая», «8 марта», дети участвовали вместе с родителями. Это способствовало формированию у учащихся уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры учащихся.

Общие дела и интересы объединяли детей и родителей, помогали им найти общий язык общения, положительно воздействовали на формирование личности ребёнка.

В 2016 – 2017 учебном году  проведено 5 родительских собраний, 4 заседания родительского комитета, 1 педагогический совет при директоре, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания: «Организация учебно-воспитательного процесса. Безопасность детей в школе и вне школы», «Права и обязанности детей. Права и обязанности родителей», «Профилактика экстремизма в молодежной среде», «Итоговое родительское собрание. Предварительный сбор сведений о летнем отдыхе детей».

В состав родительского комитета входили: Башкеев С.А., Патрикеева Э.К. Родители помогали в организации учебного процесса, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями.

Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей и опекунов.  

Перспективными целями учебно-воспитательной работы в классе являются:Формирование единого дружного детского коллектива.

А учитель? Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ- компетентен во многих вопросах.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

 Сейчас уже неоспорим факт применения ИКТ на уроках. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.  Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования. Ну, а что даёт мне,учителю применение ИКТ-технологий?

Я могу зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещать материалы на сайтах.  Имею возможность получать сертификаты о публикации, которые необходимы при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах.

На мой взгляд, в школы приводят своих детей новое поколениеродителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Учитель должен соответствовать требованиям и запросам времени.

В настоящее время проявляется большой интерес к образовательным блогам, т.к. в них размещаются педагогический опыт, идеи, размышления, инновационные приемы, методы, способствующие достижению целей уроков или занятий.

По своему функциональному применению, реализуемый в педагогической деятельности блог, относится к категории  личных профессиональных блогов. Это некий "монолог на тему", прерываемый и направляемый комментариями, вопросами, рекомендациями блоггеров.

В процессе ведения блога можно:

  • получить навыки в работе с персональным компьютером, освоить новые компьютерные программы, непрерывно совершенствовать свои знания в области ИКТ и делиться ими с учениками;
  • расширить кругозор;
  • участвовать в диалоге с представителями учительских сообществ, получить нужную информацию, помощь или поддержку, а также, услышать компетентное мнение по интересующему  вопросу, комментировать достижения коллег из разных уголков России, а также делиться  с ними результатами своего труда;
  • систематизировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, саморазвития.

Таким образом, у меня, формируются и развиваются профессиональные компетенции, растёт педагогическое мастерство и творчество.

Размещать свой методический материал можно и на известных педагогических сайтах, где кроме общения яполучаю  и сертификаты  о публикациях.

Становясь активным интернет - пользователем я приобретаю новых друзей, нахожу поддержку и помощь в решении проблем и сама могу оказать помощь другим педагогам.

Есть ли у меня моя формула педагогического мастерства? Есть. Я всё время учусь…

Участие в сетевых конкурсах, конференциях

- конкурс- «Классный руководитель года- 2007» Нижнекамского муниципального района;

- Всероссийский конкурс,2011г. Фестиваль педагогических идей, конкурс «Презентация к уроку»;

- Всероссийский конкурс,2012г. Фестиваль педагогических идей, конкурс «Презентация к уроку»;

- Лауреат Всероссийского профессионального конкурса  фотоотчетов «Профессия педагога» Серия ДЛ-2187\2014

- Номинация «Профессия специалиста сферы образования»;

- участник открытого Международного конкурса педагогических проектов «Золотой пеликан-2015»;

- лауреат открытого Международного конкурса педагогических проектов «Золотой пеликан-2015» 

 -участник городского конкурса декоративно-прикладного искусства «Рождество дарит людям волшебство»2016;

- лауреат в открытом муниципальном  конкурсе-выставке «Твори! Выдумывай! Пробуй!» награждается учащаяся  4б Белоус Валерия и руководитель Салахутдинова Г.Г. Приказ №292 от 10.06.2016

-участник IV Республиканский  конкурс рисунков “На страже Отечества»,2016;

-участник открытого Всероссийского конкурса на лучшую научно-популярную статью по педагогике и психологии «Вектор образования-2017»;

- участник открытого  международного конкурса  творческих работ «Умелые руки-2017»; 

-участник  Открытого  Всероссийского дистанционного  конкурса «Экскурсия – форма обучения 2017»; 

- участник  открытого регионального конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Рукотворный мир» 2017;

- участник Международной Эксперентально-творческой группы педагогов ЦПТ имени К.Д.Ушинского,2017г.

-участник конкурса на соискание гранта «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья» для педагогов государственных бюджетных общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Татарстан, 2017.

Авторская программа (название, рецензенты, где и кем утверждена)_Образовательнаяпрограмма « Обучению  счету детей с глубокой умственной отсталостью». Рецензенты: Центр педагогической поддержки управления образования, методист Центра педагогической поддержки управления образования – Э.Н.Латфуллина, Доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. Шолохова, кандидат психологических наук Н.Ю. Борякова

Авторская программа по разделу «Живой мир» для учащихся 0 и 1-4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида, 2017г. Рецензенты: кандидат  психологических  наук, доцент кафедры Социально-гуманитарных наук Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета Профессор Российской Академии Естествознания Комарова Л.Ю.  

Перечень публикаций.

  • Деловая игра  «Семейная академия». Размещение публикации статьи на сайте Российского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).
  • Размещение публикации  «На ферме» интегрированный  урок развития речи, логопедии, рисования на сайте Российского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов

Перечень открытых уроков

2012 год - «Новый год на пороге», 1 класс Интегрированный урок развития речи, счета и ручного труда  для педагогов коррекционных образовательных  учреждений, проведенном  на базе С(К)ОШ №23 VIII вида г. Нижнекамска.

2012 год - открытый интегрированный урок развития речи + логопедии + рисования «На ферме» на региональном семинаре  для заместителей директоров и педагогов коррекционных образовательных учреждений VIII вида  «Создание коррекционно - развивающей среды в процессе учебно - воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми учащимися», сертификат участника , г. Нижнекамск, 2012 г;

2014 год-Российский фестиваль педагогических идей «1сентября».Урок грамоты”Звук и буква Кк”

2015 год-“Признаки весны”,3класс Интегрированный урок развития речи+логопедия+рисование на региональном семинаре для педагогов коррекционных образовательных учреждений по теме “Методы и приемы формирования речевых навыков у учащихся с ОВЗ”, проведенном на базе С(К)ОШ №23 VIII вида г. Нижнекамска.

Участие учеников в сетевых конкурсах и проектах.

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Пятый международный конкурс Детских рисунков (для детей инвалидов) «В гостях у сказки».

Международный

15.02.2012-15.05.2012

Диплом за активное участие в пятом международном конкурсе детских рисунков.

Всероссийский конкурс прикладного творчества «Цирк приехал!»

Федеральный

Диплом победителя 2 степени,

20.05.2014

Долгова Екатерина ученица 2 класса, Диплом победителя 2 степени №D0573-0355650

Всероссийский конкурс сочинений «Письмо в будущее».

Федеральный

Диплом победителя 2 степени

22.12.2014

Золотков Денис ученик 5 класса, Диплом победителя 2 степени №D0668-0441863


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Отчёт по теме самообразования:

«Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями  здоровья через знакомство с окружающим миром».

Салахутдинова Галина Григорьевна,

                                                       учитель начальных классов 


Отчет по самообразованию

 учителя начальных классов

Салахутдиновой Галины Григорьевны

за 2016-2017 учебный год

План

  1. Выявленные проблемы в учении.
  2. Изучение передового опыта.
  3. Использование передового опыта в практике.
  4. Результаты проведения  уроков с применением
  5. Планирование работы в процессе последующего обучения.      
  6.  Библиография

1. Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским

обществом переживает период обновления. Действует Приоритетный

национальный проект в области «Образование». Разработан Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно необходимо поставить  задачи по формированию этих качеств, и в первую очередь у учеников  начальной  школы.

С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.

По итогам анализа затруднений при выполнении  работ по предметам математике и русскому языку выявлены основные проблемы в учении:

- отсутствует мотивация (детям не нравится выполнять рутинные однотипные задания, направленные на отработку умений и навыков)

- нет заинтересованности в результате (в оценке работы)

2. При решении проблемы заинтересованности учащихся необходимо изучать и использовать передовой и собственный опыт,  и дальнейшее распространение его в педагогической среде.

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие со школьниками невозможно без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация, могут быть абсолютно разными.

Различные школы современной психологии дают различные определения мотивации.

В. И. Ковалёв  полагает, что мотивация есть совокупность мотивов поведения и деятельности. Разработанная в трудах известных отечественных психологов концепция личности и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности.

А. А. Реан под мотивом понимает внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка.

Классический закон Йеркса-Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.

Мотивы можно классифицировать следующим образом:

  • внутренние (познавательная потребность);
  • внешние (социальный престиж);
  • положительные (мотивы успеха, достижения);
  • отрицательные (мотивы избегания, защиты).

Исследования (А.А. Реан, 1990) показали, что от силы и структуры мотивации в очень значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.

Одним из важных типов мотивации является мотивация успеха. Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов.

Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень активности такой личности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Эти люди отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени.

Такие учащиеся предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчётливо. Обычно такие качества обеспечивают успех.

Привлекательность задачи для таких учащихся возрастает пропорционально её сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязчивых извне обстоятельств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остаётся, тем не менее, на прежнем уровне.

Большая социальная значимость познавательной деятельности школьника возникает в том случае, когда мотив является внутренней потребностью ученика.

Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а помогать, как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь. Система образования сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя единственно знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим – ученикам, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создаёт как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.

Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.

В таком случае и для  учителя оказывается важным то, что ему нет необходимости следовать отработанной методике своей педагогической деятельности, а нужно постоянно совершенствовать свои наработки, иначе начнёт теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.

Можно сделать следующий вывод: максимальный учёт истинных, а не мнимых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Что открывает для учителя огромные возможности как в создании стойкой мотивации к изучению предмета, так и в воспитании социально-адаптивной личности.

3. Всё сказанное выше необходимо применить в обучении детей с ОВЗ.

Основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Содержание учебного материала традиционной программы по математике для общеобразовательных учреждений, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей  с ограниченными возможностями здоровья  непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе.

Занимаясь изучением данной темы, мной был сделан доклад на МО учителей нач.школы по теме «Знание математики и практика применения  математических знаний для учащихся с ОВЗ»

4. Перед собой я поставила цель: ребёнок должен стать активным субъектом процесса собственного учения. С сентября 2014 года начала вводить уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков,  когда каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности по теме и активности на уроке, то есть рейтинг.

Проведение уроков с применением Рейтинговой системы уже дало  некоторые результаты:

- дети ставят перед собой цели по достижению высокого уровня

-  повысилось  качество обучения в классе

Предлагаю пример того, как на отдельно взятом уроке проводится текущий (поурочный контроль) и реализовывается задача достижения осознанности каждым ребёнком своего уровня знаний, а так же  активизируется стремление повысить его. Например, урок математики

Виды работ, оценённые в баллах:

Предлагаемые виды работ

Количество баллов

Устный счёт

2-3 балла

Математический  диктант

4 балла

Решение задачи

3 балла

Ответы с места

по 1 баллу

Задания на уроке выполняются и  контролируются с применением самопроверки, взаимопроверки, тестов с обратной связью, которые используются мною в различных  педагогических технологиях.  Данные приёмы – дают  возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля.

Позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляют возможность обучающимся быстро узнать свои результаты. Ученикам нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. К тому же реализуется принцип 100-процентной обратной связи в  классах с любой наполняемостью.

Ученики сами ведут подсчёты баллов и выводят свой уровень знаний по таблице:

Сумма баллов

Уровень

Оценка

10 б. и выше

высокий

«5»

7 б. – 9 б.

средний

«4»

4 б.  - 6 б.

низкий

«3»

0 б.  - 3  б.

Неусвоение     программы

Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится
на полном доверии к ученикам. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. Отрабатываются  те задания, которые вызывали затруднение. Отметку  выставляю  после доработки допущенных ошибок. Главный критерий оценки – качество работы ребёнка над собой.

Копии тетрадных листов  проведения  уроков с применением Рейтинговой системы

Оценка и отметка  фиксируют достижения ученика на каждом уроке. Отслеживание роста образования и образованности каждого ученика и класса в целом, регистрируются в классном журнале ежедневно в виде отметок по пятибальной шкале. Такая работа  позволяет отслеживать динамику школьной успешности.

Целесообразно отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности. Для этого планирую создать листы  контроля, таблицы подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов. Эта регистрация будет  осуществляться  в виде общего экрана достижений в Технологических картах  Промежуточного контроля – в конце четверти, изучения темы, раздела

При правильном определении целей и способов проверки достижений, Технологические карты дадут всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

Естественно, самой важной задачей при применении элементов рейтинговой системы на уроке остаётся задача достижения осознанности каждым ребёнком своего уровня знаний и стремления повысить его. И тут открывается большое поле деятельности для  учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся, а пассивного ребёнка учить быть завтра выше, чем сегодня.


Библиография

  • Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
  • Алексеев, Н. Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // 7-ые юношеские чтения им. В. И. Вернадского: Сб. методических материалов. – М., 2000.
  • Григорьян, И. С. Исследовательская работа учащихся в средней школе
  • // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа № 10/2006.
  • Леонтович, А. В.  Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, № 10, 1999.
  • Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности  учащихся: Методический сборник. – М., 2001.
  • Прокофьева, Л. Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова, М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Майка Г. А. Технология проблемного обучения младших школьников на уроках русского языка. Ульяновск  2013г. Проектная работа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

План по самообразованию

План по самообразованию учителя начальной школы...

План по самообразованию

Материал  содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...

План по самообразованию учителя начальных классов

Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...