Статья: Исследовательская работа на уроках курса «Окружающий мир»
статья на тему

Гришина Светлана Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на уроках курса «Окружающий мир»

Гришина Светлана Владимировна., учитель нач. кл., МБОУ СОШ№17, г.Коломна

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

        В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  • Обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • Развитие творческой исследовательской активности детей;
  • Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • Ознакомление с научной картиной мира;
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать каких-либо делах , не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Проект даёт им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребёнку готовить защиту свое работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, интернетом, что в наше время очень важно. По собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Поэтому в своей работе я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное  и полезное русло. Ребёнок, чувствуя свою значимость  вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети долны получить положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет, журналов.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся, значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях, вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Литература.

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. С. Л. Белых. Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18.
  2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе. Е. М. Карпов . Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6
  3. Методические рекомендации по программе «Я познаю мир».
  4. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: "Про кошек и собак"

Тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них н...

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"...

Исследовательская работа на уроках окружающего мира в 3 классе

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в условиях реализации ФГОС, является направляемая и организуемая учителем самостоятельная работа, способствующая ...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир»

Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов....

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...