Исследовательская работа на уроках окружающего мира в 3 классе
тест по окружающему миру (3 класс) на тему

Хворост Алла Валентиновна

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в условиях реализации ФГОС, является направляемая и организуемая учителем самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_issledovatelskii_podkhod_na_urokakh_okr._mira.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Хворост Алла Валентиновна

                                    учитель начальных классов

                    МБОУ ООШ № 3

г. Гуково, Ростовской области

  квалификационная категория –

   высшая

                              стаж работы – 20 лет


Исследовательский подход при изучении окружающего мира в 3 классе

     В методике изучения окружающего мира в начальных классах исследовательский подход занимает значительное место. Он представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность обучающихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.  Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдение, опыты, практическая работа,  самонаблюдения и т.д.

     И если в 1-2 классах в курсе «Окружающий мир» большое внимание уделяется наблюдениям и опытам, то в учебном материале 3 класса, в котором рассматривается строение и функционирование тела человека, возрастает роль самонаблюдений. Именно самонаблюдения позволяют обучающимся понять суть происходящих в организме процессов, установить взаимосвязи между строением, свойствами и функциями отдельных органов и установить правила здорового образа жизни.

     Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в условиях реализации ФГОС, является направляемая и организуемая учителем самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

     Наблюдение как метод изучения природы, окружающего мира известен ещё давно. Ещё в предисловии к первому русскому учебнику естествознания В.Ф. Зуева автор предлагал изучать предметы природы через наблюдения за ними. В утверждении этого метода в школьном естествознании немало сделано такими методистами, как К.П. Ягодовский, П.А. Завитаев, З.А.  Клепинина, Г.И. Аквилева, А.А. Плешаков и др.

     Под наблюдением как методом изучения окружающего мира понимают специально организованное целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений, предполагающее установление их признаков и взаимосвязей. В случае непосредственного изучения младшими школьниками организма человека, т.е. своего собственного организма, уместно говорить о самонаблюдениях, или аутонаблюдениях. Объектом самонаблюдения  могут быть кожа, глаза, волосы, зубы, деятельность мышц, функционирование кровеносной системы, органов чувств и т.д. Ученик осваивает новую позицию – он не просто зритель, слушатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересованность процессом познания: он выдвигает гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию.

    Выделяется несколько видов самонаблюдений:

  1. Предваряющие изучение нового материала об организме человека. Цель таких самонаблюдений – накопление фактов о конкретном органе или процессе.
  2. Происходящие в процессе изучения нового материала. Цель – уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик об отдельных органах.
  3. Завершающие процесс изучения нового материала. Цель – закрепить приобретённые знания, умения, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

     В начальной школе применяются качественные и количественные самонаблюдения. Качественные проводятся без специальных приборов, их основу составляет анализ результатов чувственного восприятия. Количественные самонаблюдения в начальной школе менее распространены. Их проводят с помощью приборов с целью получения более точных характеристик протекающих процессов.

     Проиллюстрируем методику организации самонаблюдений с позиции  реализации исследовательского подхода при изучении учебного материала на примере фрагментов уроков 3-го класса дисциплины «Окружающий мир» (программа А.А. Плешакова).

Тема урока «Опора тела и движение»

     Основное содержание урока: скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

     Подготовка к этому уроку начинается на предыдущем, когда учитель, знакомя обучающихся с традиционной рубрикой учебника «На следующем уроке…», говорит, что речь пойдёт  о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными, и о том, что нужно делать, чтобы быть такими. Но сначала выполни задания.

Фрагмент 1. Самонаблюдение.

  1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей?
  2.  Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всегда ли ты выполняешь эти правила дама, в классе?
  3.  Приготовься рассказать о том, каким физическим трудом ты занимаешься, какое место в твоём режиме отведено физической культуре, спорту? Приготовься показать на рисунке упражнения, которые ты делаешь во время утренней зарядки.

     Это «введение в тему» - прекрасная возможность работы над собой как для обучающихся так и для учителя: мы можем знать правила, но вот выполняем ли мы их сами, а если выполняем, то систематически ли?

     Учителя начальных классов знают, как часто приходится говорить детям о правильной посадке за столом, о правильном наклоне головы. Несоблюдение этих элементарных правил ведёт к заболеваниям (сколиоз, близорукость). Когда ученик начинает сопоставлять известные ему правила (практика) с полученными документальными подтверждениями (теория), происходит то желаемое слияние, когда сам школьник начинает контролировать своё поведение, свой режим дня, свою осанку.

      То же и с третьим заданием: мало просто знать, что физическая культура – благо. Важно выработать у растущего человека установку на необходимость ежедневных занятий, дать знания, научить ребёнка самого создавать гимнастический комплекс, пусть даже самый простой.

    Фрагмент 2. Скелет и мышцы.

    Объяснение идёт с построением схемы-опоры:

                                                               1.Опора

Скелет человека                                            Мышцы – Обеспечение движения

                                                               2. Защита

        

             

        

        

     Здесь приведены названия костей и мышц, которые могут быть известны из повседневной жизни. Использование их на уроке зависит как от уровня общей подготовленности класса, так и интеллектуального уровня большей части детей. Учитель сам определяет степень сложности изучаемого материала.

     Фрагмент 2. Утренняя зарядка.

      Как правильно выполнять комплекс утренней зарядки?

      В помощь ученикам учитель готовит «Памятку». На уроке этот материал может быть приурочен к физкультминутке.

  1. Зарядку делай ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Движения выполняй в следующем порядке: голова, шея, верхние конечности, туловище, нижние конечности.
  3. Начинай зарядку с лёгких разминочных упражнений, ходьбы.
  4. Нагрузку увеличивай постепенно.
  5. Во время зарядки можно использовать разнообразные упражнения: наклоны, повороты, вращения туловища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, подскоки, бег.
  6. Комплекс включает 5-8 упражнений, которые повторяются 4-6-8 раз.

Фрагмент 3. Осанка.

Практическая работа.

  1. Проверь свою осанку.
  1. В положении стоя: встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
  2. В положении сидя: спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
  1. Правильно держи голову.

Между большим и указательным пальцами – прямой угол. Большой палец поставьте на ложбинку шеи, а указательный – под нижнюю губу.

Тема урока «Надёжная защита организма».

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования у обучающихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.
  2. Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические  навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Ход урока.

     Поскольку интегративная технология деятельностного подхода предполагает самоопределение к деятельности, в начале урока детям предлагается обсудить ситуацию: что произойдёт, если по какой-либо причине (сильный ожог, обморожение) у человека будет повреждена большая часть кожи?

     Обмен мнениями позволяет подвести обучающихся к мысли о жизненной важности кожи и постановке учебной задачи: разобраться, что же такое кожа? Почему она так важна для человека и животных?

     После актуализации знаний и выдвижения гипотез для решения этой задачи, обучающиеся, с помощью учителя определяют вопросы, на которые в ходе поисковой деятельности они смогут найти ответы:

- Как устроена кожа? Какая она?

- Какое значение имеет кожа?

      Для открытия нового знания определяется метод решения поставленных вопросов, в качестве которого на данном уроке предлагается организация индивидуальных самонаблюдений.

     Дети получают возможность самостоятельно, с помощью простейшего приспособления для самонаблюдений – лупы, исследовать кожу на руках и описать её свойства, используя слова для справок, по следующему плану:

  1. Какого она цвета?
  2. Какая она на ощупь?
  3. Имеет ли рисунок?
  4. Что происходит с кожей, если её оттянуть, а потом отпустить; сжать и отпустить?

     В этом случае осуществляется анализирующее восприятие, а слова для справок позволяют детям более точно характеризовать свойства кожи. Но, чтобы не упрощать задачу, в список включаются «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят. В качестве варианта даётся перечень слов, в котором обучающиеся подчеркнут необходимые, например: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.

     В данном случае при проведении самонаблюдений используется технология с совместно-разделённой формой организации учебной деятельности учителя и самих детей.

     После определения и обсуждения уникальности свойств кожи обучающимся предлагается, также с помощью самонаблюдения, выяснить, каково строение кожи, и подумать, с какими её свойствами это связано. Работа осуществляется индивидуально или в малых группах. Детям выдаются чёрные шерстяные тряпочки для обнаружений на тыльной стороне ладони отмерших клеток; лупа для рассматривания пор, волосков, кровеносных сосудов; пергаментная бумага для обнаружения выделения жира на коже лба или носа.

      Результаты самонаблюдений фиксируются на доске и в тетрадях на печатной основе в виде схемы по строению кожи, которая впоследствии позволит установить взаимосвязи между строением и функциями кожи.

     

        

защитная                выделительная                       регуляция тепла

   

        дыхательная                         осязательная

     Самонаблюдение  можно организовать и на этапе первичного закрепления изучаемого материала. Например, предложить детям, подержав пальцы рук в тёплом мыльном растворе, рассмотреть, что произойдёт с кожей, и объяснить, используя полученные ранее знания, почему происходит её сморщивание.

     В заключение отметим, что на всех этапах представленного урока при организации самонаблюдения выполнялись следующие методические условия:

  1. Самонаблюдение как способ реализации исследовательского подхода в изучении организма человека обеспечивало стимуляцию у обучающихся учебно-познавательных действий.
  2. В соответствии с целью наблюдений для исследования вопроса осуществлялось намеренное сосредоточение внимания учеников и создавались условия для самостоятельного решения ими поставленной задачи.
  3. Анализирующее восприятие в процессе самонаблюдения обеспечивало изучение не только внешних свойств исследуемого органа, но и установление взаимосвязей между его свойствами, строением и функциями.

      В целом самонаблюдение можно рассматривать как действенный способ реализации исследовательского при изучении материала об организме человека в курсе «Окружающий мир». Организация самонаблюдений позволяет обучающимся исследовать мир не со стороны, а как бы изнутри, осознавая при этом самих себя частью этого мира.

                                       Литература

  1. О.Н. Пономарёва. Уроки здоровья \\ Начальная школа.1994. № 10
  2. Л.А. Боровская. Исследовательский подход при изучении    окружающего мира в 4 классе \\ Начальная школа плюс до и после. 2004. № 5
  3. А.А. Плешаков.  Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение,  2010г.

Мышцы головы (мимические и жевательные)

Скелет головы (череп)

Мышцы туловища (груди, живота – «брюшной пресс», спины)

Скелет туловища (грудь, рёбра, позвоночник)

Мышцы верхних конечностей («бицепс» - двуглавая, «трицепс» - трёхглавая)

Скелет пояса верхних конечностей (ключицы, лопатки)

Мышцы нижних конечностей («икроножные» мышцы)

Скелет верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть)

Скелет пояса нижних конечностей (тазовые кости)

Скелет нижних конечностей (бедро, кости голени, стопа)

Строение кожи

Кровеносные сосуды

Волосы и ногти

Жир

Поры

Клетки

Функции кожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: "Про кошек и собак"

Тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них н...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира" 2 класс Автор: Хошева Т.В.

Мы провели исследовательскую работу,чтобы ответить на простой,казалось бы, вопрос:что такое снег?...

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"

В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

Исследовательская работа на уроках окружающего мира

Исследовательская работа на уроках окружающего мира в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Лаб-диск и цифрового микроскопа...