Родительское собрание "Переходим в пятый класс"
материал (4 класс) на тему

Коннова Светлана Владимировна

В данной разработке содержится материал для проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

«Переходим в пятый класс».

Слайд 1.  

    Очень важный период школьной жизни- переход из начальной в среднюю школу.

Слайд 2.   Четвероклассники –  выпускники  начальной школы.  

    К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий

  Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться:  он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Слайд 3.    

Общие умения важные  для успешного обучения.

  • – слушать учителя;
  • – выделять главную мысль сообщения;
  • – связно пересказывать содержание текста;
  • – отвечать на вопросы к тексту;
  • – ставить вопросы к тексту;
  • – делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  • – письменно выражать свою мысль;
  • – привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
  • – адекватно оценивать результаты собственной работы

Слайд 4.   Пятиклассники должны

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Слайд 5.   Критерии готовности к обучению в средней школе

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
  • качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками

      Переходя в пятый класс, многие учащиеся полны решимости учиться, готовы свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие, наоборот.  Происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания.

Слайд 6. Время кризиса.

Переход в среднюю школу совпадает с началом физиологических изменений в  организме ребенка

  •   Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочется спать
  •  Появляется рассеянность, ослабление памяти,  внимания.
  •     Успеваемость у некоторых падает; многие начинают тяготиться  учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.
  •    Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать.
  •    Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;
  •    Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;
  • Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”;
  • Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми;

Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

  Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.    

  • Для адаптации ребенку в такой ситуации  требуется больше времени.

Период адаптации в среднем длится 2-4 недели после начала учебы, есть дети, у которых период адаптации длится 2-3 месяца и даже больше.

В этот период важно создать спокойную, щадящую обстановку, поддержку со стороны родителей, режим дня.

Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно.

Преодоление трудностей адаптации.

Слайд 7. Таблица.

    Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

   Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

   Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

  Около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

   Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

  Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

   У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.

   У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

 

Слайд 8. Изменения в школьной жизни пятиклассника. 

Вот факторы, которые влияют на процесс адаптации пятиклассников:

- кабинетная система

Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

- много учителей

Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.

  • Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.

Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких "мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…

Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.

- новые виды домашних заданий

- увеличения числа предметов

Слайд 9. Сравнительная таблица.

Рассмотреть.

Слайд 10. Изменения в 5 классе.

Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.

Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.

Итак, обобщим сказанное.

Слайд 11. Возникающие проблемы.

  •   очень много разных учителей;
  •   непривычное расписание;
  •   много новых кабинетов;
  •   новые дети в классе;
  •   новый классный руководитель;
  •   проблемы со старшеклассниками;
  •   возросший темп работы;
  •   возросший объем работ в классе и д/з;
  •   рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных

  педагогов;

  •   ослабление или отсутствие контроля;
  •   необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному  

 темпу, особенностям речи учителей; 

  •   несамостоятельность в работе с текстами;
  •   низкий уровень развития речи;
  •   слабое развитие навыков самостоятельной работы.

Слайд 12. Признаки успешной адаптации.

  •   удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  •   ребенок легко справляется с программой;
  •   степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,  готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  •   удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и  учителем.

Слайд 13. Признаки дезадаптации.

(Эти признаки у ребёнка должны насторожить родителей).

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • Нежелания выполнять домашние задания
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой
  • Беспокойный сон
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Слайд 14. Возможные реакции.

Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников

Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение)

Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе

Слайд 15. Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться
  •  Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом
  •  Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю
  •  Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня
  •  Помогите ребенку выучить имена новых учителей
  •  Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю
  •  Приучайте его к самостоятельности постепенно

Слайд 16. Чем можно помочь?

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность

   общения ребят после школы

  •   Недопустимость физических мер воздействия, запугивания,  

   критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей    

  (бабушек, дедушек, сверстников)

  •   Исключение таких мер наказания, как

   физические и психические наказания, (лишение удовольствий)

  •   Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному    

   обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо  

  труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если

  чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и  

  жестокость

  •   Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и

  организация обоснованного контроля за его учебной    

   деятельностью.

  •   Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное

   стимулирование достижений ребенка

  •  Основными помощниками родителей в сложных ситуациях

  являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать

  благоприятный климат в семье для ребенка

Слайд 17. Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников.

  • Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок
  • Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами
  • Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения

  Всем вам известно, что большую роль в развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки?

  Верно, родительские установки – это словесные обращения, просьбы, оценка поступков ребёнка. Родительские установки могут носить как отрицательный, так и положительный характер.

Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. Предлагаю негативные установки изменить в позитивные, развивающие у ребёнка веру в себя, в свои силы.

Родительские установки:

- Уйди с глаз моих, не хочу с тобой разговаривать. (Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе).

 - Ничего не бойся, никому не уступай, давай сдачу. (Держи себя в руках, относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе) .

- Когда же ты научишься? (Я помогу тебе) .

 - Что бы ты без меня делал? (Что бы мы без тебя делали)

 - Ну для чего ты родился? (Какое счастье, что ты у нас есть)

 - Если будешь, так поступать, с тобой никто не захочет дружить. (Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе) .

    Как видите, не все так просто. Уважаемые родители, помните о том, что нельзя давать детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную. Именно от вас, в большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, школа может только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей и вас ждет успех.

Слайд 18. Родительские установки.

Ребёнок учиться тому,

          Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

          От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

Слайд 19. И помните!

Всё начинается с любви:

 И озаренье, и работа,

 Глаза цветов, глаза ребёнка –

 Всё начинается с любви…

                      Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как без потерь перейти в пятый класс"

Советы родителям детей, заканчивающих начальную школу....

Родительское собрание "Впереди пятый класс"

1 часть. Беседа на родительском собрании в конце 4 года обучения.2 часть. Презентация о навыках, которые должны быть у выпускников 4 класса....

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Родительское собрание «Впереди – пятый класс»

Цели: ознакомить родителей с возможными трудностями, воззникающими у детей при переходе в 5 класс; расскрыть особенности обучения в пятом классе....

Презентация к родительскому собранию "В пятый класс как в первый раз"

Переход  из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом. Длительность периода - первое полугодие....

Родительское собрание "Впереди - пятый класс".

Цель:  - ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс;- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы....