"Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Скиндирёва Мария Ивановна

Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ученик – это не сосуд,  

который надо заполнить, а

факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

     Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

       Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.

       Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

      Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.  

Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

       Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. А.В.Сластенин отмечает, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.

       Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

        Работая в школе воспитателем группы продлённого дня, для развития познавательной активности младших школьников я применяю различные методы. В свою работу я включаю: игры, игровые упражнения, разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, информационное лото, прохождение лабиринтов, виртуальные экскурсии, путешествие в страну сказок, тренинги для развития интеллектуально – творческих способностей детей в условиях ГПД. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя  ГПД добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

         И здесь на помощь мне приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти. Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведённые физиологами и психологами исследования доказывают, что ребёнок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности. В игре ребёнок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь столько и ошибайся). Ведь это не урок, где всё правильно или неправильно, где нельзя говорить»не знаю».

          Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

          Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. В игре они готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально.

          Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс я включаю также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немало важно в условиях длительного пребывания ребёнка в школе. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Так как это разрушило бы его сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен чётко осознавать. На формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в группе продлённого дня более интересным и содержательным. Причём, мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят. Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей  ГПД  возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

         В группе продлённого дня  организованной формой активного отдыха является прогулка. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов. В своей работе я использую следующие виды прогулок:

         спортивная прогулка – дети играют в спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол;

         прогулка – наблюдение – целенаправленное наблюдение младших школьников за сезонными наблюдениями в природе, особенностями растительного и животного мира (на пришкольной территории, ближайшем сквере, парке);

         прогулка - задание – содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продлённого дня;

         прогулка-экскурсия – ознакомление школьников с историей своего города, района;

         прогулка-поход– за час-полтора настоящий поход не провести, но можно создать ситуации, где было бы много перемещений на местности, испытаний навыков ориентирования (игра-поиск);

         прогулка-творчество – её задача - вызвать у детей эмоциональный подъём и организовать их творческую деятельность (в общении с природой);

         прогулка – развлечение - на этих прогулках можно попеть, пошутить, повеселиться (разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов).

         Прогулки дают ребёнку определённый социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или экраном телевизора. Ребёнок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по- своему. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продлённого дня, даёт возможность ребёнку почувствовать себя участником жизни.

        Нельзя забывать и о клубе по интересам. В ГПД я час-полтора ежедневно выделяю для занятий по интересам. Это время, как правило, отводится для работы кружков. Кружок -самая распространённая форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. В группах продлённого дня для начальных классов чаще всего организуются кружки: «Умелые руки», мягкой игрушки, занимательной математики, юных натуралистов и т.д.

        Самый главный, определяющий принцип работы клуба – добровольность. Поле общих познавательных интересов детей в клубе значительно расширяется, и это естественно ведёт к обогащению их взаимоотношений. В клубе со временем стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики убеждаются, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются большими специалистами, например, по части собак, хорошо мастерят, знают морские узлы, да и вообще весёлые люди. А слабоуспевающие в учебной деятельности дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения. Клуб предлагает и более разнообразные методы организации занятий: беседы- споры, игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры. Клуб побуждает воспитателя не замыкаться в своей школе, а устанавливать связи с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотекой.

       На протяжении всей своей работы я, как воспитатель ГПД, тесно сотрудничаю с Дворцом детского творчества, который находится в шаговой доступности. Ребята посещают с удовольствием «Экологический» кружок, где изучают экологическую культуру. «Экология,- сказал один из школьников,- это, когда люди улыбаются…» А если это так, то подарить людям улыбку – это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. Программа дополнительного образования детей «Юный эколог» ориентирована на формирование у младших школьников познавательной активности через постоянное и систематическое изучение живой природы.

       Несколько лет подряд мои воспитанники, как девочки, так и мальчики, с интересом занимаются в кружке «Волшебный мир тряпичной куклы» в ДДТ. На занятиях в творческой мастерской ребята знакомятся с русскими обрядами, традициями тряпичной куклы. Через реконструкцию куклы дети учатся кроить, шить, вышивать, при этом развивают мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение. Окунаясь в мир прошлого, школьники также развивают свою познавательную деятельность.

       Нельзя не сказать и о других дополнительных кружках, которые любят посещать мои воспитанники из ГПД. Это и кружок «Выжигания», «Рукоделия».

       В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний. Умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

        Учитывая психологические особенности школьников младшего возраста необходимо отметить, что возрастные особенности не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина. Каждый проект – маленький шажок, капля в том море жизненного опыта, которое формулирует личность.

       Таким образом, развитие познавательной активности школьников – одно из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

«Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время».

Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельност...

Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.

Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...

Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.

Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...

Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...