Дополнительное образование. Работа кружка "Юный конструктор"
статья (4 класс) на тему

Развитие научно-технического мышления в системе дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nauchno-tehnicheskogo_myshleniya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Доклад

учителя начальных классов МБОУ «Пестяковская СШ»

Маловой Елены Александровны

«Развитие научно-творческого мышления как приоритетное направление дополнительного образования детей»

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а  большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

 Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В связи с вышесказанным возникла необходимость организации в школе  кружков научно-технической направленности. Один из них – «Юный конструктор». Актуальность  работы кружка «Юный конструктор»  заключается в том, что она направлена на формирование творческой личности, живущей в современном мире.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Поэтому большая часть времени на занятиях кружка отводилась самостоятельной работе по изготовлению моделей (слайды 2-6).  

Различают два вида конструирования: техническое и художественное. Занимаясь техническим конструированием, кружковцы, ученики 4 класса, изготовляли модели по чертежам, техническим рисункам, эскизам.  Знакомились с правилами и приемами монтажа изделий из наборов конструктора (слайды 7-9).  Причём работали с металлическим конструктором и конструктором ЛЕГО.  Также ученики  знакомились с новыми  словами  и терминами: конструктор, конструкторское бюро, эскиз, чертёж, технический рисунок, макет, модель, материал, инструмент, шаблон и т.д.  Конструкторское бюро занимается разработкой новой продукции, вот ребята и должны были создавать новые изделия. Одно из них – поздравительная открытка (слайд10). Установили, что форма поздравительной открытки может быть разной, из каких материалов её можно изготовить, какого размера она может быть, с какой стороны открываться и т. д. Вот результат проделанной работы. Дети действительно творили. Не ни одной одинаковой открытки.

Ещё один наглядный пример детского творчества (слайд 11). Художественное конструирование  из шаров-паутинок. Шары из ниток смотрятся очень привлекательно, не требуют особых навыков. Из нескольких таких шаров можно сделать всевозможные игрушки: снеговиков, птичек, рыбок. В общем, всё, на что хватит фантазии.  Готовясь к занятию, я изготовила из такого шара новогоднюю игрушку – украсила её стразами, ленточками. Но ребята проявили творчество.   Вот такие игрушки получились у них.

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности и продуктам индивидуально творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы (сопереживание, одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).

Главным условием, необходимым для успешного развития творческого мышления,  является подача материала таким образом, чтобы активизировать образно-эмоциональное восприятие мира и эмоциональное наблюдение. Чем эмоциональнее отклик учащихся, тем больше работа воображения, а, следовательно, и мышления. Но чтобы этот отклик был эмоциональным, необходима большая подготовительная работа: подборка интересной информации, иллюстраций. Как это происходило, покажу на примере. Отправляясь куда-то в путешествие, стараемся привезти  какой-то сувенир, например, магнитик (слайд 12). А можем ли мы своими руками изготовить магнитик? Какой материал нам потребуется?  Называется такой материал - полимерная глина. Дети заинтригованы, никогда раньше с такой глиной они не встречались. Учитель показал иллюстрации изделий из полимерной глины. Всё, глаза у детей загорелись, работа началась. Это занятие так увлекло ребят, что они предложили ещё одно занятие посвятить лепке из этой глины. Только запекать эти изделия пришлось учителю. Когда ребята увидели, что магниты стали твердыми, ещё больше удивились. Магниты дети поместили на классную доску, а на  следующий день  забрали  домой.

 А сколько фантазии проявили ребята при работе с бросовым материалом (слайд 13). Из коробки, в которой принесли новогодние гостинцы, кружковцы изготовили красивую вазу, макет телевизора, машину. Работа оказалась такой увлекательной, что на следующем занятии ребята продолжили работу с бросовым материалом. Принесли баночки, бутылки, коробки, крышки. И опять не было ни одной одинаковой работы.

Развивая  творческие  способности детей, педагог  активно  применяет методы  стимулирования  творческой  активности. Многие  работы, выполненные на кружке, были представлены на школьных и районных  конкурсах (слайд 14). Изделия из шаров-паутинок  и модулей участвовали в конкурсе  новогодних поделок. Ребята получили дипломы победителей и небольшие подарки. На конкурс «Чудеса осени» выставлены поделки из природного материала (из овощей и фруктов), «Зелёная планета 2017» - лотосы и лилии (слайд 15), «Светлый праздник» - пасхальное блюдо (слайд 16).   Сколько радости было в глазах детей, когда они получали награды за свои работы.

    Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог  должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Несмотря на большое количество методик, к сожалению, нет единой системы, поэтапно развивающей творческое мышление, но, как показывают многие исследования, этот процесс можно активизировать и даже, при строгом соблюдении условий,  сделать более продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Конспект дополнительного объединения по теме:«Работа с конструктором ПервоРобот(ЛЕГО). Программирование»

Конспект занятия дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича Методическая разработка "Спинер с резиномотором"из конструктора " Fun Block"

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича методическая разработка "Спинер с резиномотором из конструктора " Fun Block" для учащихся 1- 4 классов

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...