Родительское собрание
методическая разработка (3 класс) на тему

Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в  начальной школе.

«Психологические особенности и механизмы развития ребенка      младшего школьного возраста».  

Тема выступления: Причины детской агрессивности. Как вести себя с агрессивным ребенком?

Дата проведения собрания:  март 2015 года.

План-конспект выступления:  

Цель собрания:

  1. Обсудить с родителями причины детской агрессивности, ее влияние на поведение ребенка.
  2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения собрания:  беседа.

Вопросы для обсуждения / предлагаются родителям заранее/:

  1. Причины детской агрессивности.
  2. Родительская власть и ее влияние на личность ребенка.
  3. Способы преодоления детской агрессивности.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.
  2. Классный час « Я – личность, 10 моих «Я».
  3. Выставка рисунков «Мои чувства и эмоции».
  4. Анализ работы психолога и социального педагога по данной проблеме.
  5. Памятки для родителей.

Анкета для родителей № 1.

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких случаях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?  
  4. Какие методы и приемы вы используете для преодоления агрессивности ребенка?

Анкета для родителей № 2.

    Из перечисленных ниже качеств отметьте те, которые наиболее выражены у ребенка и пронумеруйте их по степени проявления в поведении вашего ребенка.

Доброта

Сочувствие

Покладистость

Терпение

Сопереживание

Безразличие

Упрямство

Агрессивность

Нетерпимость

Эгоизм

Анкета для учащихся.

Чаще всего я радуюсь, когда …

Чаще всего я смеюсь, когда …

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …

Чаще всего я плачу, когда …

Чаще всего я злюсь, когда …

Чаще всего я обижаюсь, когда…

Мне хорошо, когда меня …

Мне плохо, когда меня …

Тест для учащихся.

   Перед вами 10 выражений, характеризующих человека. Выберите те качества, которые , по вашему мнению,  могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я – добрый                                        Я – злой

Я – терпеливый                                Я – хороший друг

Я – нетерпеливый                            Я – умный

Я – упрямый                                     Я – помощник

Я – равнодушный                            Я – обидчивый

Памятки для родителей по предупреждению и снижению детской агрессивности.

Памятка № 1.

  1. Сохраняйте в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении  мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете себе делать сами.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению  к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Памятка № 2.

   Уважаемые мамы и папы!

   Внимательно прочтите  эти рекомендации! Для этого возьмите ручку и вычеркните те пункты, которые  не касаются вашей семьи. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над  тем, что еще можно изменить. Пока  еще не поздно!  

Агрессивность у ребенка проявляется, если:

- ребенка бьют

- над ребенком издеваются

- над ребенком зло шутят

- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда

- родители заведомо лгут

- родители пьют и скандалят

- родители воспитывают ребенка двойной моралью

- родители нетребовательны и  неавторитетны для  своего ребенка

- родители не умеют любить одинаково всех своих детей

- ребенку не доверяют

- родители настраивают ребенка друг против друга

- родители очень мало общаются сов своим ребенком

- вход в дом закрыт для друзей ребенка

- родители живут только своей жизнью

- ребенок чувствует, что его  не любят.

                                         

Ход  собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

 Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание хотелось бы посвятить проблеме детской агрессивности. Выбор такой темы не случаен. Сегодня мы  сталкиваемся с  разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экрана телевизора, со страниц газет и журналов.

    Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые,  но и малыши.  Агрессивными могут быть не только дети из трудных семей, но и вполне благополучных. С чем это связано? Как бороться с проявлениями детской агрессивности?

         

         2. Обсуждение анкет учащихся.

    Анализ анкет показывает, что часто младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и  в собственной семье, то ребенок будет стараться проявлять те качества, которые  в нем подчеркивают родители.

   Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже  нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

    Проанализировав причины проявления негативных эмоций и чувств детей, можно сделать выводы, что эти проявления в первую очередь связаны с семейной атмосферой.

    Ссоры родителей, особенно происходящие на глазах  у детей, моральное и физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость в общении, желание постоянно видеть друг в друге только плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессивности, в которой ребенок формируется и получает уроки «мастерства».

    Одним из главных условий предотвращения агрессивности в поведении детей является требовательность  родителей по отношению к себе и  по отношению  к  собственному ребенку. По настоящему требовательный к себе родитель никогда не позволит себе требовать от ребенка то,  что и самим не заложено.  Требовательный к себе взрослый способен анализировать методы своего воспитания, корректировать их с учетом различных ситуаций.

    Однако, важно помнить, что требовательность – это не тирания. Требовательность должна быть настойчивой, но  разумной и  доброжелате-льной.  

 

  Часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, не проявляя при этом дружелюбия и  поддержки. Но также не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.  Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

   Требовательность оправдана только тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого послушного. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень послушный будет выражать его открыто.  Требования к младшим школьникам  лучше выражать в увлекательной игровой форме.

   В своих методах воспитания, в предъявлении требований к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье появляются тайны друг от друга, уходит доверие взрослых  и детей друг к другу, это дает возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, обманывать,  становится неуправляемым.  Если ребенку все это удается в течении длительного времени, а потом вдруг оказывается под запретом, это как раз  и приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

   Итак, агрессивность – это предрасположенность ребенка к поведению, целью которого является причинение вреда окружающим, либо подобное эмоциональное состояние (гнев, злость ).

    Истинная агрессивность как прямое стремление причинить окружающим боль и вред – самый редкий вариант развития ребенка младшего школьного возраста. Чаще речь идет о так называемой защитной агрессии, которая возникает как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей ребенка. Таким способом ребенок сигнализирует о внутреннем неблагополучии, о потребности в помощи и внимании взрослых.

   Имеются исследования, свидетельствующие о том, что в семьях, где практикуется жестокое отношение к детям, физические наказания,  вырастают жестокие дети. Многие родители считают, что, унижая самолюбие ребенка, можно сформировать такие качества, как умение постоять за себя, доказать свою состоятельность и т.п.

   Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких, но и повышенная опека могут нанести вред ребенку.  Протестные реакции ребенка могут быть ответом на поведение родителей, которые жестко контролируют круг общения ребенка, решают за него  все возникающие проблемы, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывают им свой образ мыслей и схему действий.

   Следует отметить повышенную внушаемость ребенка, особенно младшего школьника: все, что ему говорят, что он наблюдает, видит и слышит, воспринимается очень эмоционально и прочно входит в его натуру. Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами порождает в нем представления о своей неполноценности и ненужности, побуждает его к ухудшению успеваемости, к агрессивному поведению  как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.

   Работа по профилактике агрессивности в младшем школьном возрасте должна быть построена с учетом возможных причин данных нарушений поведения.  При этом необходимо учитывать следующие рекомендации:

- не надо сразу ругать и наказывать ребенка за агрессивные поступки, обзывать его плохим ребенком, тираном и т.п.; надо показать, что вы очень расстроены, сказать, что вы не ожидали от него  такого поведения;

- ребенок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы все равно его любите, хотите вместе с ним решить эту проблему;

- с целью профилактики агрессивного поведения можно использовать совместное прочтение специальных сказочных историй, в которых демонстрируются альтернативные агрессии формы поведения, с их обсуждением;

- ложь, воровство и агрессивность как формы эмоциональных нарушений в большинстве случаев являются признаками семейного неблагополучия, искаженного родительского  отношения к ребенку, поэтому часто бывает необходима помощь  школьного психолога и социального педагога.

3. Выступление  психолога или социального педагога.

     Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой , сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.

   Как уже было сказано, агрессия – враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав  и интересов.

    Не всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребенок склонен действовать исподтишка: щипать, толкать других детей, когда этого не видит взрослый. В этом случае мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии. Словесные виды агрессии тоже могут быть неявными  

(сравните грубые, нецензурные слова и ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие);  не говоря уже о злых мыслях и  чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.

   

    Выделяются следующие типы агрессивности у детей.

    Гиперактивно-агрессивный ребенок.

    Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

   Для них необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.

   Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

   Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

   Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

   Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

   Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

   Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

   Агрессивно-боязливый ребенок.

   Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».

   Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте опасную ситуацию  и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

   Агрессивно-бесчувственный ребенок.

   Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию  к другим нарушена.  Причины могут крыться в неблагоприятных  условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка,  а также в в чертах эмоциональной черствости, повышенной аффективной возбудимости, которые передаются от родителей или близких.

   Такой ребенок часто раздражатся или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

   Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

   Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, «отрабатывать» свое агрессивное поведение – «А теперь пойди извинись», «погладь по голове», «пожми руку», «предложи обиженному поиграть» .

4. Итог собрания.

    Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызывала раздумья, желание построить в случае необходимости взаимоотношения в семье по-новому.

- учитесь слушать и слышать своего ребенка;

- постарайтесь делать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение;

- не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции;

- принимайте и любите его таким, каков он есть;

- послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно;

- к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

5. Решение собрания.

   А) наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различных ситуациях;

  Б) делать установку на положительные эмоции;

  В) использовать полученные рекомендации для профилактики или преодоления детской агрессивности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...