Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лепка из пластилина"
рабочая программа (1 класс) на тему

Ерофеева Светлана Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Лепка –это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. Кроме того, лепка -это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия.

      Лепка -самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле. Внеурочная деятельность –это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников –понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Главное при этом –осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

      Цель программы:  раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественной лепкой.

      Основная задача обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, с рельефными изображениями и лепкой по мотивам народных игрушек, побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению. 

      I. Основные методы и технологии

 Методы работы можно объединить по следующим признакам:

словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый чаще всего на занятиях по закреплению или при выполнении творческих работ).

наглядные

-демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем, таблиц.

практические

-различные упражнения в приобретении умений, показ последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д.

Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть).

Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология. В процессе обучения используются такие педагогические технологии, как: игровая, здоровьесберегающая, проектная. Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:

*Содержательные задачи решаются методом освоения материала "от простого к сложному" в соответствии с возрастными возможностями детей.

*Учебный курс опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками создавать настоящие картины. В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература.

*Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений;

*Учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

*Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами. Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.

      II..  Результаты освоения программы

1. Личностные универсальные учебные действия:

-формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, стремиться к совершенствованию собственной поделки;

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

-способность справляться с жизненными задачами;

-планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;

-контролировать своё время и управлять им;

-решать задачи; принимать решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

-формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;

-владение различными техниками работы с материалами;

-приобретение практических навыков различного вида мастерства.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение устанавливать рабочие отношения, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов;  

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

5. Предметные результаты:

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-итоговое занятие;

-самоанализ;

-опрос;

-презентация творческих работ.

    С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности применяется мониторинг участия детей в выставках, викторинах, соревнованиях.

           III. Содержание программы "Лепка"

1. Игрушки и звери (12 часов)

    Вводное занятие «Введение в курс «Лепка»: инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка. Мышка. Ежик. Бабочки. Гусеница на листике. Зайчик.  Поросенок. Кошка. Петух. Лягушка. Тюлень. Божья коровка .                      

2. Новогоднее настроение (5 часов)

    Ветка рябины. Новогодний талисман.  Новогодняя ветка ели . Дед мороз с мешком. Снеговик.

3. Украшения и подарки. (7 часов)

    Плюшевый  мишка.  "Валентинка". Медальоны. Самолет для папы. Роза. Ветка мимозы. Печенье и пряники.

4. Космический  и подводный мир. (3 часа)

   Космонавт. Ракета в космосе. Подводный мир.

 5. Пластилиновые сказки. (3 часа)

     Курочка Ряба. Репка. Муравей.

6. Рельефная композиция (3 часа)

    Пасхальное яйцо. Лето" Ромашка". Выставка работ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "ЛЕПКА" (33 часа)

1 класс   

Дата

Тема

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оборудование

Предметные

Метапредметные

Личностные

Игрушки и звери ( 14 ч. )

1

Вводное занятие «Введение в курс «Лепка»: инструктаж по ТБ. С чего начать?

Рыбка.

Историческая справ-ка о пластилине. Его виды свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие техник работ с пластилином.

Приобретение базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, стека, нож и т.д.), знакомство с историей данного вида декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

 Анализ свойств используемых в работе материалов и их применение

Учатся анализировать изделия, определять основные формы Основные формы “шар”“овал”, “диск”, “оттягивание частей”  из пластилина;

Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах.

 Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Регулятивные:

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, формулировать и удерживать учебную задачу,

 применять установленные правила,

контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности

Познавательные:

поиск и выделение информации, исполь-зовать общие приёмы решения задач,

самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: уметь просить о  помощи,

обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

ставить вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности,

слушать собеседника, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка. Адаптация поведения в детском коллективе, здоровьесбере-гающее поведение, осознание ответственности. Устойчивое следование

в поведении социальным нормам.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, пластилин, картинки

2

Мышка.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета.

Лепка из целого куска

3

Ежик.

4

Бабочки.

Понятие симметрия. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  

5

Гусеница на листике.

Понятие контраст. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе.  

6

Зайчик.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета.

Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

7

Поросенок.

8

Кошка.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, иллюстративный материал

9

Петух.

10

Овечка.

11

Лягушка.

12

Тюлень.

13

Божья коровка.

Лепка из целого куска

Новогоднее настроение (4 ч. )

14

Ветка рябины.

15

Новогодний талисман.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, открытки

16

Новогодняя ветка ели

17

Дед мороз с мешком.

18

Снеговик.

Украшения и подарки (8 часов)

19

Плюшевый мишка.

Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.

Создание знакомого образа, с опорой на иллюстрации. Реализация выразительного, яркого образа

Формирование композиционных навыков.

Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах.

 Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, книги со сказками

20

Моя любимая игрушка. Лепка по памяти.

21

Валентинка.

22

Медальоны.

23

Самолет для папы.

24

Роза.

25

Ветка мимозы.

26

Печенье и пряники.

Космический  и подводный  мир (3 часа)

27

Подводный мир.

Доски для лепки, стеки, клеенки, демонстрацион-ный материал

28

Космонавт.

29

Ракета в космосе.

Пластилиновая сказка (3 часа)

Репка.

Курочка "Ряба".

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания.

 Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, демонстрационный материал

Репка.

30

Путешествие муравья.

Рельефная композиция (3 часа)

31

Пасхальное яйцо.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Формирование композиционных навыков.

Формирование умения представлять, фантазировать.

доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки,

32

Открытка к 9 мая.

33

Лето "Ромашка".

Наглядная демонстрация готовых изделий.

Работы  ребят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я леплю из пластилина»

Программа курса внеурочной деятельности «Я леплю из пластилина» предназначена для обучающихся 2 классов МБОУ «СШ № 21». “Я леплю из пластилина” реализует художественно – эстетическое  напра...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...