Информационный проект "Диафильм. Картинки из прошлого"
проект (4 класс) по теме

Малкина Ирина Викторовна

Проект  о диафильмах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

Проект в номинации № 10  «Первые шаги»

 

Тема проекта:

«ДИАФИЛЬМ. КАРТИНКИ ИЗ ПРОШЛОГО»

Автор проекта:

Белоненко Дарья Александровна

Класс 4 б  

Научный руководитель проекта:

Малкина Ирина Викторовна

 Место работы: СОШ п. Верхнеказымский

Должность: учитель начальных классов

 

2015-2016 учебный год

 

Введение

Что такое диафильм?

Диафильм в прошлом

Создатели диафильма

Как создать диафильм своими руками

Заключение

Использованные источники информации

Актуальность

Что такое диафильм в наше время знает не каждый. Это совершенно не удивительно. Наше поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня проще купить DVD-диск или же скачать фильм из интернета, нежели прочитать книгу.  Но детство наших родителей было совершенно другим. Они ещё помнят то волшебное чувство, когда гасится свет, а на стене оживают сказки и истории. У меня есть младший брат, мама часто просит занять его чем-то интересным. Он еще маленький, поэтому, когда я ему читаю, он отвлекается, когда рисую для него картинки, он их рвёт. Вот я и подумала, что можно сделать историю в картинках, которую нельзя испортить. Так пришла мысль сделать диафильм своими руками.

Цель проекта: рассказать о том, что такое диафильм, создать диафильм своими руками.

Задачи:

  1. Собрать информацию о том, что такое диафильм, какие бывают диафильмы,

что используют для просмотра диафильмов, как их создавали раньше.

  1. Подобрать подходящую сказку
  2. Нарисовать иллюстрации к сказке
  3. Смонтировать сказку в программе Microsoft  Office PowerPoint

Что такое диафильм?

Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них.  Диафильм (от греч. dia – через + фильм) - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром обычно находится текст к нему. Так, последовательно переходя от картинки к картинке, зрители смотрят и читают сказку. Пленка диафильма очень узкая (ее ширина всего 35 миллиметров) и кадры на ней плохо видны невооруженным глазом.  

Диафильмы смотрели, конечно, не вручную, а с помощью специальных аппаратов. Они называются диапроекторы. В энциклопедии я нашла, что ФИЛЬМОСКОП (от английского film - пленка и скоп), оптический прибор для рассматривания на просвет кадров диафильма. Иногда фильмоскопом называют простейшие диапроекторы. ДИАПРОЕКТОР (от греч. dia через + лат. projector выбрасывающий вперед) – оптико-механический прибор для демонстрации диапозитивов и диафильмов с увеличением.

Пленку диафильма вставляли в специальную рамку. С помощью колесика сбоку пленку можно прокручивать хоть вперед, хоть назад. Еще в диапозитиве есть специальная яркая лампа и линза спереди, которая увеличивает изображение на пленке. Если направить диапроектор на белую стену, то изображение будет уже большим. Его размер можно настроить - хоть на всю стену!

А если стенка цветная, то на нее для просмотра диафильмов вешали простыню. При свете изображение на стене совсем бледное или даже вовсе не видно. Поэтому диафильм можно смотреть только в темноте.  

Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров, в которых превышают 100 шт., это, как правило, двухсерийные диафильмы на одной плёнке.

Диафильм в прошлом

Я была очень удивлена, когда узнала, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари,  относятся к первой половине XVI столетия. К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, чтобы рассказать о чём-то или развлечь. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство диафильмов  посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы.  В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: "Багаж" и "Пожар" (по С. Маршаку), "Девочка-ревушка" (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам ("Новый Гулливер" 1940 г., "Броненосец "Потемкин", "Летят журавли" и проч.). В студии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия "Диафильм" выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ.

Создатели диафильма

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Некоторые умельцы умудряются сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.

Как создать диафильм своими руками

В наше время создать диафильм гораздо проще, ведь существует компьютер. Теперь, когда я знаю примерную технологию изготовления диафильма, я и сама смогу создать историю на экране.

Я решила, что кадры  буду рисовать на бумаге, потом я их оцифрую (сфотографирую или отсканирую) и с помощью программы Microsoft  Office PowerPoint создам диафильм. Так как работа предстояла не из лёгких, то сказку я выбрала самую простую – «Репку». Сказка короткая, её легко разбить на кадры и придумать к ним текст, который я помню с детства. Самая большая трудность возникла, когда я поняла, что герои на картинке должны получаться  похожие на себя с предыдущего кадра. Здесь меня выручила копировальная бумага.

Когда все иллюстрации были готовы, текст к ним придуман, настало время для оцифровки моего диафильма. Эта работа мне понравилась больше всего, потому что заняла не так много времени.

Когда работа была закончена, мы устроили семейный просмотр. Моей семье, особенно младшему брату, очень понравилось такое времяпровождение.

Заключение

К сожалению, сейчас большинство родителей слишком заняты, чтобы читать своим любимым малышам книги на ночь - проще и быстрее включить мультфильм и оставить ребенка один на один с происходящим на экране, а в это время заняться своими делами. А про существование диафильмов и вообще многие забыли, считая их пережитком прошлого. А ведь это полезное и интересное   времяпрепровождение! На каждом кадре можно задерживаться так долго, как того хочется, можно в любой момент вернуться назад, можно вместе обсудить увиденное-услышанное и придумать что-то свое... Диафильм дарит удивительную возможность - почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно самому читать и домысливать.  

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть on-line  на тематических сайтах. Я всем советую окунуться в этот удивительный мир волшебства.

 

 Использованные источники информации

  1. wikipedi.org
  2. alldayplus.ru
  3. diafilmy.su
  4. dic.academic.ru
  5. bayun.ru
  6. classes.ru
  7. diclist.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ» Проект в номинации № 10 «Первые шаги» Тема проекта: Автор проекта: Белоненко Дарья Александровна Класс: 4 Б Научный руководитель проекта: Малкина Ирина Викторовна Место работы: СОШ п. Верхнеказымский Должность: учитель начальных классов 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Цель проекта : рассказать о том, что такое диафильм, создать диафильм своими руками. Задачи : Собрать информацию о том, что такое диафильм, какие бывают диафильмы, что используют для просмотра диафильмов, как их создавали раньше. Подобрать подходящую сказку Нарисовать иллюстрации к сказке Смонтировать сказку в программе Microsoft Office PowerPoint

Слайд 3

Диафильм (от греч. dia – через + фильм) - пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.

Слайд 4

Устройства для просмотра диафильмов

Слайд 5

Фильмоскоп и диапроектор

Слайд 6

Вместо экрана использовали стену или белую простыню

Слайд 7

Озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью текста диктора и музыки

Слайд 8

Диафильм состоял из 38-56 кадров. В некоторых количество кадров превышало 100 шт. Это двухсерийные диафильмы на одной плёнке.

Слайд 9

Самые ранние устройства, волшебные фонари, относятся к первой половине 16 столетия

Слайд 10

Диапроекторы из прошлого

Слайд 11

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека

Слайд 12

Профессии, связанные с созданием диафильмов Автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор

Слайд 13

Сказка «Репка» - любимая сказка детства

Слайд 14

Раскадровка, выполнение эскизов

Слайд 15

Оформление цветом, оцифровка

Слайд 16

Семейный просмотр

Слайд 17

Оцифрованные диафильмы можно смотреть на компьютере, в смартфоне или прямо по телевизору

Слайд 18

Сайты, на которых можно скачать диафильмы или смотреть on-line diafilmy.su allfochildren.ru hobobo.ru raskazki.ru – озвученные диафильмы diafilmonline.ru diafilm-nsk.ru

Слайд 20

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

Слайд 21

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ!

Слайд 22

Стал дед тянуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может .

Слайд 23

Позвал дед бабку. Стали тянуть вместе. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Слайд 24

Позвали дед с бабкой внучку. Прибежала внучка. Стали тянуть вместе. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут. Вытянуть не могут.

Слайд 25

Пришлось звать на помощь Жучку. Прибежала Жучка. Стали тянуть вместе. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут. Вытянуть не могут .

Слайд 26

Тут решила Жучка позвать на помощь кошку. Пришла кошка. Стали тянуть вместе. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут –потянут, вытянуть не могут.

Слайд 27

Некого больше на помощь звать. Тут мимо бежала мышка. Решили её позвать. Взялись дружно мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Дёрнули что есть силы да и вытащили репку!

Слайд 28

Радуются дед с бабкой – хорошую репу вырастили. Будет теперь угощение на славу!

Слайд 29

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)

Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. С...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"

В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конкурсная работа "Живые картинки прошлого"

Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия...

Технологическая карта урока литературного чтения«Сравниваем прошлое и настоящее» (УМК ПНШ , 4 класс)

Тема урока «Сравниваем прошлое и настоящее» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Формирование умений сравнивать прошлое и настоящее в произведениях литерат...

Карта урока по окружающему миру "Путешествие в прошлое" 1 класс

Карта урока по окружающему миру "Путешествие в прошлое" 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «Прошлое и будущее. Дни недели» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока:формирование представления о последовательности дней недели, различать прошлое, настоящее и будущее. Задачи урока  Дидактические: 1) формировать представление о времени и его составляю...