Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)
методическая разработка по теме

Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon alehina_t.i._zhivye_kartinki_proshlogo.zip714 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Владимировская школа»

«ЖИВЫЕ  КАРТИНКИ  ПРОШЛОГО»

(Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия Старооскольского края)

Классный час для обучающихся начальных классов

 

                 Алехина Татьяна Ивановна,

Белгородская область,

Старооскольский район, село Владимировка,

МБОУ «Основная общеобразовательная

Владимировская школа»,

учитель начальных классов

Владимировка

2011

ТЕМА: «Живые картинки прошлого

КЛАСС: 1 – 4 классы  

ЦЕЛЬ: прививать  интерес к истории и традициям родного края; способствовать пропаганде и возрождению жанров русского фольклора и формированию на их основе духовно-нравственных качеств обучающихся; осуществлять неразрывную связь поколений.

ЗАДАЧИ: стимулировать  интерес к  изучению духовного наследия и культурных традиций родного края; предоставить возможность каждому ребенку прикоснуться к  художественному творчеству родного края, в котором отражается духовная красота и сила народа.

ТИП ЗАНЯТИЯ: фольклорный калейдоскоп на основе традиционной культуры и духовного наследия Старооскольского края.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет начальных классов.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 – 45 минут.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 1) МТО: компьютер, мультимедийный проектор. 2) МО: план – конспект, приложение, описание медиапродукта.

3) Оборудование: оформление класса в стиле русской избы, выставка детских работ (поделки, рисунки).

СТРУКТУРА: вступление (5 минут), театрализованное представление (35 минут), заключение (3 минуты), рефлексия (2 минуты).

   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ведущие (2 человека) в парадной форме; хозяин, хозяйка, гости одетые в народные костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

   Вступление

Учитель: (Слайд №1)Добрый день, дорогие гости, ребята! Мы рады видеть всех, кто пришел к нам на праздник. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого - с вашего дома, с вашей улицы. (Слайд №2) Вместе  с ними для вас открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Вы знаете о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Назовите имя святого, который  является заступником земли Белгородской? (Святитель Иоасаф)  Что вы знаете о святителе Иоасафе? (Следуют ответы детей) (Слайд №3).

В часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Сейчас вот в этой комнате, оформленной в стиле русской избы, мы представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

Ведущий. Прошлое народа, история его культуры, традиций всегда помогает человеку лучше понять самого себя, свои духовные корни и свое предназначение на земле. Не зря говорится, что, не зная прошлого – нельзя понять настоящее и предугадать будущее. Обряды и праздники выступают средством передачи исторического опыта и духовных ценностей поколений. У нас есть возможность возродить забытое. И сегодняшняя наша встреча поможет нам воссоздать некоторые картинки далекого прошлого и прикоснуться к творчеству наших предков.

Ведущий. Начало зимы. Окончены полевые работы. С красивыми обрядами собран последний сноп. Украшенный лентами, он торжественно внесён в дом и поставлен перед иконами (входит хозяйка избы со снопом и ставит его в определенное место), где будет стоять до весны, а в великоденный четверг, перед Пасхой, будет скормлен скоту. Начиналось время посиделок, вечерин, бесед (назывались они по-разному). Устраивались они всю зиму с Филиппьева дня до Масляной недели. На посиделках девушки и парни не просто отдыхали: девушки вышивали, из глины игрушки лепили, парни из чурок вырезали ложки, да плошки. За работой то песню затянут, то шуткой перекинутся, то хоровод заведут и работа веселее.

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы?

          - Кому из святых принадлежат слова, обращённые к людям: «Радость моя, не время нам унывать!»? (Серафиму Саровскому) (Слайд №4)

             - Что связывает святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Серафима Саровского с нами, людьми живущими в XXI веке (Их заступничество проявляется и сейчас, они пример для подражания…)

       А теперь перенесемся в прошлое, в быт православной Старооскольской семьи, в русскую избу (хату – так называли избу в нашем крае). (На сцену под музыку песни «Перевоз Дуня держала» заходят гости в русских народных костюмах, их встречает хозяин с хозяйкой; гости осматривают избу)

Хозяин (кланяясь). Пожалуйте, гости дорогие! (Слайд № 5)

Хозяйка (кланяясь). Пожалуйте! Располагайтесь!

Ведущий: Со стародавних времен в Оскольском крае установились строгие общерусские  традиции в использовании внутреннего пространства избы (хаты). Каждый угол, каждое место в избе  имели свое определенное назначение в соответствии с рациональным использованием сравнительно небольшой ее площади. Повсюду примерно 1/4 , 1/5 часть избы занимала русская печь. По диагонали от печи находился передний («красный») угол, где висели иконы, и стоял обеденный стол со встроенным ящиком, куда клали хлеб, солонку, ложки, нож, миски.

Ведущий. А теперь поговорим о  народных костюмах. (Слайд №6) При всем многообразии художественного строя русскому народному костюму свойственна праздничная декоративность – обилие всевозможных украшений.

На огромной территории Европейской России сложилось два основных вида женского костюма: южнорусский и северорусский. (Демонстрация народных костюмов Старооскольского края и элементов одежды) (Слайды №7 -9)

Театрализованное представление

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

        Всем ли места хватило?

Первый гость. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Гости (вместе). В тесноте, да не в обиде.

Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какие фольклорные жанры, наиболее распространенные в нашем крае,  вы знаете? (Ответы детей) (Слайд №10)

Ведущий. Духовные стихи – самый неизученный в Старооскольском крае фольклорный жанр. Известный исследователь русской духовной культуры Г.П.Федотов духовные стихи определил так: «Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты». (Слайд №11) Старожилы сел Старооскольского района называют духовные стихи «песнями», «старинами», «псалмами», «молитвами».

(Исполняется отрывок из «Песни о маме», обращенный к живой матери, что объясняется олицетворение ее с идеалом Богородицы)

Если мать еще живая,

Счастлив ты, что на земле

            Есть кому, переживая,

            Помолиться о тебе.

            Когда был еще младенцем,

            И она в тиши ночной,

            Словно ангел у постели,

            Охраняла мой покой.

Ведущий. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Известный композитор и музыкальный критик А.Н.Серов говорил о русской песне так: «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа».

- Какие виды русских народных песен, распространенных в нашей местности вы знаете? Колыбельные, былины,  обрядовые и др.) (Слайд №12)

Пятый гость.        Где песня поется, там весело живется.

    (Исполняется русская народная песня «Порушка-Параня»)

Ох, ты, Порушка-Паранья,

Ты за что любишь Ивана?

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

Бородушка кучерява.

Кудри вьются до лица,

            Люблю Ваню-молодца.

Шестой гость. Пусть веселье течет рекою бурною,

Пусть песни звучат силой дивною,

Чтоб за сотни верст слышно было бы.

Русская песня дух бодрит,

С хорошей песней и труд спорится.

(Исполняется народная  хороводно-игровая песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок»)

В середине круга находится девушка. Хоровод ходит и поет:

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли приговаривали,

Чеботами приколачивали:

«Ты удайся, удайся. Ленок,

Ты удайся, мой беленький!

Не крутись ты, мой миленький!»

Ведущий. Такие вечера были заполнены работой, весельем и наполнены добротой. Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Впрочем, каждый из вас сейчас сам возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем. Ведь народ  высоко ценит силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. Богата и разнообразна палитра устного народного творчества и в Оскольском крае. (Все участники праздника по очереди называют пословицы).

 Жизнь дана на добрые дела.

Милостивому человеку и Бог подаёт.

Добрым путём Бог правит.

Нам добро, никому зло – то законное житьё.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

За добро плати добром.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт..

Доброе дело питает и разум и тело.

От добрых гостей ждут добрых вестей.

Ведущий. У русского народа есть много веселых игр. С древнейших времен во множестве бытовали в Староосколье игровые песни. Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Игры с песнями (или без них) молодежь в Староосколье использовала  на «сборках»: посиделках, гулянках. Зимой – в избах, а летом – на улице. Многие игры были известны на обширной территории России.

Сейчас мы поиграем  в игру «Клубочек». Пока музыка играет надо передать клубочек соседу. Музыка кончается – передавать нельзя. Тот, у кого клубочек останется, должен выполнить задание (например, назвать пословицу).

Первый гость.        Испокон веку на Руси

Живет народ приветливый,

Хранит сказы старинные,

Игры – забавы разные.

(Ведущие проводят с участниками и зрителями народную игру «Капуста»)  (Приложение 2)                        

Ведущий. Ну, какое же веселье без задорных частушек? (Слайд №13) Частушка – самая гибкая и подвижная форма народного песенного творчества. Она немедленно откликается на все значительные проявления современной жизни. Все, чем живет народ, от крупнейших исторических событий до глубоких личных чувств, как в зеркале, отражается в частушке.

- Какие виды частушек вы знаете, и какие из них присущи жителям нашей местности? («Матаня», «Семеновна», «Страдания» и т.д.)

Ребята и девчата мастера были до частушек, сочиняли иногда тут же на ходу, на злобу дня.

Третий гость.         Эй, девчонки – хохотушки,

        Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

(Исполняются частушки)

  1. Я гармошку на окошко,

Гармониста на кровать.

Давай, мама, одеяла

Гармониста одевать.

  1. Не то я не так играю,

Не то ты не так поешь.

Раз-два, ой-ей,

Я матаню выбью.

Вот тебе заваличка,

Ну, выбивай, Матанечка.

  1. Ой, подружка, выходи,

А я уже вышла.

Давай, подруга, поиграем,

Чтобы было слышно.

  1. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать.

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

  1. Мы пропели вам частушки,

Выбили дробинки.

Притупились наши ноги,

Стерлися ботинки.

Ведущий. Слайд №14) По определению Кравцова Н.И. и Лазутина С.Г. термин «Загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда произошло слово «загадки». По убеждению автора знаменитого сборника «Загадки русского народа» Д.Н. Садовникова, жизнь, быт и мировоззрение крестьянина отразились в загадках  своеобразно, отлично от других жанров устного  творчества.

        Есть загадки в нашем крае,

        До того мудреные –

Кто загадку отгадает,

Попадет в ученые.

Четвертый гость. Сочинит загадку тот,

Разгадает этот,

А загадка все живет

Со своим секретом.

Да и сложены они

Так хитро и гладко.

Ну, смекалкою блесни,

Вот она загадка.

( Ведущие загадывают загадки и демонстрируют картинки-отгадки)

Пятый гость. Играть – не устать,

Не ушло бы дело!

Ведущий. Гостю почет – хозяевам честь!

Гость доволен – хозяин рад!

             Гости. Делу время, потехе – час!

Завтра ждет всех день забот,

На прощанье хоровод.

Ведущий. Издревле известны хороводы, в них – хореография и драматическое действо, песенное и танцевальное творчество. Быстрые хороводы распространены преимущественно в областях, граничащих с Украиной и Белоруссией, - Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской. Выражение играть карагод (хоровод) не случайно. На Белгородчине, как свидетельствуют фольклористы, всегда говорили «играть» песни независимо от их жанра. Основной композиционной формой народной хореографии Старооскольского района является движение по кругу, а также манера, пластика движения рук, всего корпуса.

(Хоровод «Вишня») (Приложение №3)

Заключение

Ведущий. Знайте, что с великой охотой

Рады мы всегда приветствовать вас.

А сейчас торопят нас заботы –

Говорят не зря – «Потехе час».

Мы не скажем: «Скатертью дорога!»,

Пожелаем «Доброго пути!»,

Чтоб в сердцах своих могли вы долго

Радость доброй встречи пронести!

Ведущий. Не обходите наш родной порог,

Коль мимо будет пролегать дорога!

В добрый путь, да к нам почаще будь.

Гости. Традиции души народной

Ты обязательно цени.

Былины, сказки, песни

Сложились в народной любви.

Они сквозь века к нам недаром

Пришли и свой смысл донесли,

Чтоб мудростью старости в малых

Они, как могли, проросли.

Рефлексия

Учитель. Наш праздник подошел к концу. В этом классе, оформленном в стиле русской избы, мы говорили о традициях, быте и духовных ценностях жителей нашего края. И, конечно, это пространство наполнилось нечто большим, чем просто  старинные предметы. Чем? Как вы думаете? (Добротой, милосердием, трудолюбием, памятью, фольклором,  весельем, традициями, задором,  любовью и т.д.)

Дорогие ребята! Чтите народную культуру, помните и уважайте традиции своих предков. Народное творчество даст вам возможность творить жизнь во всех ее проявлениях и формах: и материальных, и духовных. Желаю каждому из вас «Быть  не только сыном своего отца, но и своего народа» (Слайд №15).

Литература

1. Беликова, Т.П., Емельянова, М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. – 336.: 47 с. ил.

2. Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород 2000

3. Федотов, Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. – М.. 1991

Приложение №1

Фото 1. Классная комната, оформленная в стиле русской избы

Фото 2. Шефы обучающихся 3 класса во время оформления классной комнаты

                   

Приложение №2

Игра «Капуста»

На земле (зимой – в избе на полу) рисуется круг. В середине круга все игроки складывают «капусту» - свои шапки, пояса, платки, варежки. Затем игроки становятся за кругом, а выбранный «хозяин» садится рядом с «капустой» и, изображая движениями рук воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тяшу,

Мелки колышки тяшу,

Огород свой гаражу,

        Чтоб капусту не украли,        

В огород не прибегали

Волк и лисица

Бобер и куница,

Заинька усатый,

Медведь полосатый.

После этих слов все игроки быстро заскакивают в «огород», хватают «капусту» и убегают. «Хозяин» старается «воров» отогнать. Кого «хозяин» коснется рукой в «огороде», тот игрок выбывает из игры. Побеждает самый юркий и ловкий, который больше всех набрал «капусты».

Приложение №3

Хоровод для девушек «Вишня»

В центре хоровода, который двигается «по солнцу», ходит девушка – «вишня» с палкой в руке и постукивает ею по земле, при этом называет имя участницы большого хоровода. Та девушка, чье имя названо, выходит в центр к «вишне», берется рукой за палку и идет по кругу за «вишней», делая при этом свободной рукой плавные движения вниз и вверх. Постепенно вокруг «вишни» образовывается малый хоровод (подобие символа дерева и веток). Девушка - «вишня» во время игры поет:

Вишенку я брала, брала зеленую,

Семеюшка мала, семеюшка мала.

Пристань, пристань, маша,

Пристань, дорогая.

Семеюшка мала, семеюшка мала.

Пристань, пристань, Даша,

Пристань, дорогая и т.д.

Когда девушек становится определенное количество, весь хоровод запевает:

Вишня моя зеленая,

Вишня моя кудрявая!

Ой, созрела вишня,

Ой, созрела вишня,

Ой, поспела красная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....

Викторина "Традиции жителей Кубани"

Цель: -Развивать  интерес  к  глубинному  нравственному  наследию,  эстетическому        богатству   культуры  Куба...

Обычаи и традиции жителей Краснодарского края

Урок-исценировка по кубановедению...

Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района

Изучение жанров устного народного творчества, бытующие в  Старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.      Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали на...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

История развития образования в Старооскольском районе

В этой статье Старооскольцы могут прочесть правдивую историю о развитии образования в Старооскольском крае.Развитие торговли и ремесла вызвало потребность в грамотных людях. Сначала "грамотеев&qu...