Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему

Проскурина Инна Ивановна 2

Изучение жанров устного народного творчества, бытующие в  Старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.      Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.

     Сегодня уже понимают все, что возродить некогда великое Российское государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Поэтому я считаю, что тема моей работы очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_shubenicheva_mbou_gimnaziya_18.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Природу Старооскольского края сохранят дети»

Номинация: Краеведение

Тема: Фольклор на Белгородчине:
Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово
Старооскольского района

Шубеничева Диана Руслановна,  

4 «В» класс, МБОУ Гимназия №18

Научный руководитель

 Проскурина Инна Ивановна

г. Старый Оскол  2014

                                 

Введение

     Четвертый год я посещаю музыкальную  школу. Учусь на фольклорном и хореографическом отделениях. Большее предпочтение я отдаю фольклору. На уроке народного творчества нам рассказывали историю возникновения фольклора. Мне стало очень интересно, насколько это направление культуры любят на Белгородчине ?

     Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.

     Сегодня уже понимают все, что возродить некогда великое Российское государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Поэтому я считаю, что тема моей работы очень актуальна.

Моя  гипотеза сводится к предположению значимости фольклора у современных учеников начальной школы.

Цель  работы – изучение жанров устного народного творчества, бытующие в  старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.

Задачи:

- изучить научные разработки об устном народном творчестве русского народа и в частности жителей Староосколья;

- собрать материал по устному народному творчеству у старожилов села Обуховка и соседнего села  Незнамово.

- представить буклет с творчеством сел Обуховка и Незнамово

Предмет исследования -  жанры, бытующие в старооскольских сёлах: сказки, пословицы, поговорки, заговоры, частушки.

Объект исследования – жители сел Обуховка,  Незнамов

Методы исследования: изучение научно-познавательной литературы, материалов Интернета, наблюдение,  социологический опрос.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, на уроках краеведения, при проведении классных часов.

В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной  работы.

Литературный обзор:

  1. Беликова Т.П., Емельянова М.И.  Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура.   Старый Оскол; «ТНТ», 2003.

  1. Кравцов Н.И., Лазутин Г.С.  Русское устное народное творчество.   М.; 1983.

  1. Путилов Б.Н. Фольклор и культура.  СПб.; Наука, 1994.


                                 

Основная часть

  1. История развития фольклора на Белгородчине

        Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились  инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных промыслов и ремёсел.

Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века. Однако широкая музыкальная общественность и видные деятели культуры и искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 году на открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Представлял Белгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села Обуховка.

         Традиционный фольклор в современных условиях в крае сохранился по-разному. Неодинакова картина бытования даже одного или нескольких жанров фольклора в различных старооскольских сёлах и деревнях.

2.1 Сказки

       Составной частью фольклора, которая известна даже детям, это: сказки в оскольском  крае укладываются в общепринятую классификацию:

                                          -волшебные,

                                           -бытовые ,

                                          -поучительные

      Старожилы выделяют более всего распространённые детские сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко» и другие. Все сказки имеют большое воспитательное воздействие на детей и многие имеют познавательное значение. Так, из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» дети узнают, что масло делают из молока, молоко даёт корова, корову нужно кормить травой, траву косить, косу точить.

       В пример волшебных сказок можно привести сказку, записанную в селе Незнамово от Базаровой Анны Ивановны «Девушка – колосок», которая волнует своей жизненной правдой. В сказке рассказывается о том, как враги отобрали у матери дочку и увезли с собой в дальние края. Девушка сильно тосковала о матери. Однажды ей почудилось, что мать зовёт её, и девушка сбежала из плена. Бежит она на родину по полю, а враги её догоняют. Упала девушка на землю и взмолилась: «Матушка – землица, укрой меня!» Земля помогла и превратила девушку в ржаной стебель. Враги не нашли Машу. А ржаной колосок нашла её матушка. Узнала она в том колоске свою дочь, срезала стебель, принесла домой, положила на божницу и хранила его всю жизнь.

      В селе Анпиловка записана сказка «Набитый дурак», в Сорокино – «Каша из топора», в Незнамово – «Знахарь». Почти все эти сказки представляют собой местные варианты известных русских народных сказок. В основе их сюжетов лежат смешные бытовые ситуации. Удивляет говор сказки, т.к. жители сел Обуховка и Незнамово в большей степени выходцы Украины, то и акцент  имеет более украинский акцент.

2.2 Предания и легенды

       Распространёнными  в Старооскольском районе жанрами устного народного творчества являются предания и легенды. В народе эти жанры называют «былями» и «бывальщинами». Предание – рассказ об отдалённом прошлом с использованием вымысла или фантастики.

     Известна легенда с. Обуховка о том, почему в селе не сохраняются храмы. Храмов с начала 17 века в Обуховке было три и все они сгорели.  Это несчастье села списывают на то, что, якобы в петровские времена именно в это село ссылали всех  людей, причастных к колдовству.  В 2009 году  в дом-музей В.Я. Ерошенко  приезжал старооскольский краевед В.Никулов. Ему был задан вопрос об этом. Но учёный пояснил, что ни в одном документе он не встречал упоминания о ссылке в тот край колдунов и ведьм.  Но народ убеждён в обратном.

      Ещё в этом селе известна легенда о происхождении родников в некоторых огородах жителей. Эту легенду мне рассказала Романченко Е.М.  «Когда-то был на улице хороший колодец, но его долгое время жители, которые пользовались водой, не чистили, и колодец затянулся песком. Однажды две женщины обратились к мужчинам, живущим на улице Заречной,  с просьбой почистить колодец. Откликнулись на просьбу не все. После того, как колодец был очищен и  в нём появилась вода,  в огородах тех людей, которые участвовали в расчистке колодца, забили родники

2.3 Пословицы и поговорки

      Из многих жанров устного народного творчества особенно часто в наше время используются пословицы и поговорки. В Обуховке с 17 века живут выходцы из Украины, поэтому в разговоре местных жителей часто можно услышать украинские поговорки и пословицы, которые произносятся на украинском языке. Я их приведу в переводе на русский язык: «Твоим же салом, тебя по мусалам»

Пословицы и поговорки  выполняют в нашей речи важнейшую роль: делают речь более точной, убедительной, образной, яркой и выразительной.

2.4 Поверья

      Активно бытуют в оскольском крае и другие малые фольклорные жанры, такие, как поверья. Большое  число поверий связано с бытом  народа: «Разбить кувшин – к благополучию, бутылку – к беде», «Хлеб на весу резать – голод кликать», «Соль просыпалась – быть ссоре», «Сидеть на углу стола – в девках остаться».

     Мне очень интересно наблюдать за суеверными людьми.  Знаю семью, в которой никто не ходит в магазин вечером, потому что деньги под вечер отдавать никому нельзя.  Хозяева продают куриные яйца. Если вдруг покупатель пришёл после шести вечера, то деньги он должен положить на пол, а уж с пола их поднимет хозяйка.

2.5 Заговоры

      Однажды, когда я гостила у тети в с. Обуховка, в первый день нового года  я увидела женщину в огороде, которая вырыла в снегу ямку и стала лить в неё из ковша воду, произнося при этом какие-то слова. Я спросила её о том, что это значило.  Нина Петровна, так зовут эту женщину, сказала, что в определённый день зимы надо делать заговор на хороший урожай в новом году. Действительно у неё всегда отменный урожай овощей, тогда как у соседей  всё растёт плохо. А ведь почва одинаковая, песчаная. Так я узнала, что среди местного населения распространены заговоры.

       Перечислять я их не буду, подчеркну лишь  функции заговоров чисто практические: магической силой слова добиться желаемой цели.  Тексты заговоров изменять нельзя, потому что ослабнет их магическая сила, так считают те, кто пользуется ими.

2.6 Частушки

        Активно развивающимся, живым и очень популярным фольклорным жанром в Староосколье являются частушки. Нет, наверное, человека, который бы не любил этот вид коротких песенок, от которых веет народным юмором. Частушки – это малый жанр народной поэзии. Без них не обходится ни один народный праздник, ни одно гуляние. Частушки входят в репертуар всех народных  ансамблей. Эти маленькие песенки обычно состоят из четырёх строчек, редко – из шести или восьми.

Например, в Незнамово пели:

Незнакомец  с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.

Городищенцы вторили:

По селу идет Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы

 В Обуховке можно услышать такие частушки:

Постой, Ваня, погоди,
Почем стоят пироги –
В Обуховке на лотке,
На железном листке?

                         

                           Практическая часть

Мне стало интересно, знают ли мои одноклассники,  что такое фольклор и насколько им интересное данное направление искусства, употребляется ли  фольклор в их семьях.

Я провела опрос:

1.Что такое фольклор?

2.Какие жанры фольклора вы используете в речи?

3.Какие праздники, связанные с фольклором вы знаете?

По результатам анкетирования учеников 4 В, мною сделан вывод: учащиеся класса слышали о фольклоре, но не часто употребляют в своей речи потешки, лишь 5 человек слышали сказки старооскольские, 15 человек слышали и пели старооскольские частушки.

В гимназии и в школе искусств,проводятся праздники, и даже праздничные недели, такие как Масленица, колядки, Святочные посиделки, праздник Ивана Купала и пр.

Заключение

Фольклор с глубокой древности сопровождает жизнь человечества. А.М. Горький очень правильно сказал, что «подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».  В Оскольском крае многие жанры устного народного творчества почти не изучены.  Постепенно уходят из жизни люди, которые могли бы познакомить нас с богатством местного фольклора: с легендами, преданиями, поверьями, поговорками и пословицами, песнями. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно. Автору литературного текста не обязательно непосредственно общаться с читателем, произведение же фольклора исполняется при наличии слушателей и с каждым пересказом вольно или невольно меняется.

Моя гипотеза подтвердилась, что народное творчество имеет очень древние корни. Но и сейчас, в 21 веке,  оно не устарело, а продолжает жить, радовать нас. Произведения фольклора являются важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.

                                    Литература и источники.

  1. Беликова Т.П., Емельянова М.И.  Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура.   Старый Оскол; «ТНТ», 2003.

  1. Кравцов Н.И., Лазутин Г.С.  Русское устное народное творчество.   М.; 1983.

  1. Путилов Б.Н. Фольклор и культура.  СПб.; Наука, 1994.

  1. http://www.belkult.ru

  1. http://www.bgiki.ru

  1. Интервью  Беч Н.Н.

  1. Интервью  Зайцевой О.Т.

  1. Интервью  Певневой Н.П.

  1. Интервью  Поповой В.П.

  1. Интервью Романченко Е.И.

  1. Интервью Шаповаловой М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве.

«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве....

внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).

внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Устное народное творчество-фольклор.

Фольклор (в первом значении) - народное творчество. Различают словесный, музыкальный  и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор- совокупность обячаев, обрядов, песен и других явлени...