«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве.
классный час по теме

Филенкова Людмила Михайловна

«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prelest_russkogo_folklora.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Беседа об устном народном творчестве

Для проведения этого классного часа желательно оформить класс, с в стиле русского фольклора пусть ребята нарисуют иллюстрации к сказкам, былинам, можно развесить репродукции картин русских художников, сделать стенд е книгами сказок, поговорок, сборников русских песен. В ходе беседы уместно послушать магнитофонные записи русских песен, частушек. Можно изготовить плакаты с цитатами замечательных русских писателей:

«Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!»

 (А. С. Пушкин).

«Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». (Н.А. Добролюбов).

«Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много!» (Л.Н. Толстой).

Педагог. Дорогие друзья, предметом нашей сегодняшней беседы будет русский фольклор, его виды, разнообразие. Разумеется, в течение часа мы можем только едва прикоснуться к русскому фольклорному творчеству, но во многих из вас появится желание узнать побольше об этом удивительном и прекрасном творческом жанре...

Скажите, пожалуйста, ребята, а какие жанры фольклора вам известны? (Былины, сказки, сказы, прибаутки, игры, гадания, причитанья, легенды, песни, обряды, героические эпические произведения, мифы, пословицы, поговорки, колыбельные песни.)

Послушайте, пожалуйста, небольшую старинную колыбельную песню. (Включается магнитофонная запись.)

Пошел котик в лесок.        Пошел котик в Торжок,

Нашел котик поясок:         Купил себе пирожок.

Чем люлечку подцепить     Идет котик по лавочке.

Да Ванюшку положить.       Ведет киску за лапочку.

Ваня будет спать.            Ходят вместе они -

Котик Ванечку качать.       А ты, маленький, усни...

А котик его качать            Сон да Дреёма,

Да сереньким величать.     Усыпи мое дитя!

Как вы думаете, каким образом передавали — письменно или устно?

 Фольклор возник тогда, когда человечество не имело письменности.

А теперь припомним, какие бывают народные песни? (Колыбельные, свадебные, плачи, игровые, календарные о временах года.)

А вот интересный факт. Все вы наверняка знаете (или слышали) песню «Во поле береза стояла...» Скажите, пожалуйста, сколько в песне куплетов? (Ребята называют максимально пять куплетов, заканчивая словами: «а четвертую -балалайку».)

На самом деле, ребята, в этой песне — более 20 куплетов и поется в ней не только о березке, а и о любимом человеке, и о человеке другом — ненавистном.

(Далее можно послушать на магнитофоне, а еще лучше спеть всем вместе русские песни.)

Ребята! Устное народное творчество важно для нас тем, что оно представляет собой своеобразный исторический документ, раскрывает философию народа, его веру в победу добра над злом, веру в справедливость. Как вы думаете, что характерно для народного творчества? (Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм, яркость сюжетов.)

Замечательные русские писатели, художники, композиторы черпали вдохновение в родниках народного творчества. Чайковский, Мусоргский, Бородин, Даргомыжский, Стравинский -  вот далеко не полный перечень композиторов, использовавших народные мотивы в своем творчестве.

(Можно послушать фрагменты из музыкальных произведений названных композиторов.)

Римский-Корсаков написал необыкновенно поэтичную оперу про новгородского гусляра Садко и его прекрасную Любаву. Послушайте несколько фрагментов из этой оперы. (Арии индийского, варяжского гостей, песни Садко...)

Подумайте, друзья, а как вы понимаете слово «былина»?.. Совершенно верно, у слова этого один корень со словом «быль» — описанные события происходили когда-то на самом деле и дошли до нас, разумеется, в сильно переработанном виде, но сохранив основу события. Кстати, сами сказители в старину называли былины другим словом, не менее красивым — старины. Не правда ли, очень поэтично?

Скажите, ребята, а какие черты характера свойственны героям былин?

(До проведения беседы можно рекомендовать ребятам прочесть несколько былин по выбору.)

Конечно,   герой   былин        это   русский   богатырь,   воплотивший   в   себе   лучшие человеческие качества: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине. Как вы думаете, кого можно назвать таким героем?.. Совершенно верно, это Илья Муромец. Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с захватчиком Идолищем, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С Ильей Муромцем всегда действуют добрый и смелый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич.

 Все они - защитники Древнерусского государства.

Если вы вспомните название картины и имя художника, изобразившего богатырей, - будете совсем молодцы! Картину «Богатырская застава» создал Виктор Михайлович Васнецов. Этот художник вообще любил былинные и сказочные сюжеты. Послушайте, как  волшебно  звучат  названия  его  картин:   «Витязь  на распутье».  «Ковер-самолет». «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка»...

Одна из лучших русских былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Послушайте фрагмент из нее:

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал Разбойник по-звериному -

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались.

От него, от посвиста соловьего.

А что есть-то людушек — гак все мертвы лежат.

А Вдадимир-князь-от столько киевский

Куньей шубонькой он укрывается.

Аи тут старой-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня.

Аи он вез-то соловья да во чисто поло,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Гебе полно-тко вдовить да жен молодыих.

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

Ну, друзья,  поговорили мы с вами о былинах, теперь пора вспомнить и такое замечательное явление русского фольклора, как пословицы и поговорки. Давайтека

  вспомним известные вам пословицы и поговорки! (Ребята называют.)

Об этом написал Владимир Иванович Даль — глубочайший знаток и ценитель русского языка, собравший и издавший целых два тома русских пословиц и поговорок:

«Пословица   - коротенькая притча;  сама же она говорит,  что голая речь  не пословица. Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности...

При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а

вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души;

это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье. Сборник же пословиц -

свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания.

радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати;

это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый...»

Замечательно сказано, точно и очень образно, не так ли? Лучше,  кажется,  и  не скажешь.

А   знаете  ли   вы,  друзья,  что  есть  много  пословиц  про  сами  пословицы?  Вот, послушайте:

«Пословица — всем делам помощница». «Без пословицы не проживешь». «Русская пословица ко всему пригодится». А теперь давайте немного поиграем. Я буду начинать пословицу, а вы попробуйте ее закончить:

Повторенье... (мать ученья).

Любишь кататься... (люби и саночки возить).

Сделал дело (гуляй смело).

Большому кораблю... (большое плаванье).

Не спеши языком... (торопись валом).

Делу время... (потехе час).

Кто много говорит... (тот мало делает).

Кто хочет много знать, тому надо... (меньше спать).

Тот никогда не ошибается, кто... (ничего не делает).

Молодцы, а теперь          другая игра. Я вам прочту пословицу, которая в то же

время будет и загадкой, а вы скажете, о каком человеке идет речь, какие недостатки характера критикуются.

Язык без костей        что хочет, то и лопочет. (Болтовня.) Ел да устал, спал да

намаялся. (Лень.)

Мое горе        стрела во мне, чужое горе        стрела во пне. (Эгоизм.)

А теперь вопросы па смекалку и знание крылатых выражений:

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)

Ну,  раз уж мы начали разгадывать, то давайте вспомним и о русских загадках.
Многие из них сочетают свойства и пословицы, и загадки. «Ничего не болит, а
все стонет», -это говорится о притворщике или попрошайке. «Иная вода стоит
крови»,        так говорится о слезе.

Но мы сейчас попытаемся угадать веселые русские загадки. Ну-ка, посмотрим, кто из вас самый сообразительный! Итак, начали!

Меж двух светил        У двух матерей

Я в горнице один!        По пяти сыновей.

(Нос между глаз.)        Одно имя всем!

(Пальцы.)

Стоят два кода. На кольях бочка. На бочке кочка. А на кочке дремучий лес. (Человек.)

В брюхе        баня, В носу        решето. На голове

пупок. Всего одна рука. И та      па спине. (Чайник.)

Одну меня не едят, А без меня мало съедят. (Соль.)

С загадками у вас просто замечательно, а теперь задание потруднее. Проверим, как у вас языки подвешены... Помогут нам в этом скороговорки -  это тоже часть русского фольклора — важная и веселая.

Сначала произносим скороговорки медленно и отчетливо, потом постепенно
ускоряем до максимального темпа. Главное        научиться произносить

скороговорку на одном дыхании. Начали:

Стоит поп на копне. Колпак на попе. Копна под попом, Поп под колпаком.

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать,

Перевыколоколовать...

Пришел Прокоп, кипит укроп, Ушел Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп. Так и без Прокопа кипит укроп...

Нашего пономаря никто не перепономарит, А наш пономарь всех перепономарит...

Пат голова вашего голову Головой перегол овит, перевы гол овит!.. Ну, молодцы, вы меня сегодня порадовали. Это очень важно — понимать фольклорное

своеобразие родной страны, прелесть ее обычаев, порядков, языка. Невозможно жить в родной стране и не петь ее песен, не читать ее сказок, не любить родного языка, носителя великой русской культуры. В дальнейших наших встречах мы продолжим знакомство с великим и могучим русским языком, нашей народной культурой.

 Молодцы, вы меня сегодня порадовали. Это очень важно        - понимать фольклорное

своеобразие родной страны, прелесть ее обычаев, порядков, языка. Невозможно жить в родной стране и не петь ее песен, не читать ее скачок, не любить родного языка, носителя великой русской культуры. В дальнейших наших встречах мы продолжим знакомство с великим и могучим русским языком, нашей народной культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).

внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....

Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района

Изучение жанров устного народного творчества, бытующие в  Старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.      Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали на...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Устное народное творчество-фольклор.

Фольклор (в первом значении) - народное творчество. Различают словесный, музыкальный  и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор- совокупность обячаев, обрядов, песен и других явлени...