«Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературное чтение для 2 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

литературного чтения, данного во 2 классе

МБОУ СОШ №3 г. Болхова

студентки 3 курса группы «Б»

специальности Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Гудковой Дарьей Васильевной

Дата:

ФИО учителя: Гудкова Дарья Васильевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «А»

Тема: «Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с произведениями устного народного творчества и образом животных (коровы) в них.

Задачи:

Образовательные задачи: познакомится и проанализировать русскую народную песню «Коровушка»; повторить жанры русского народного творчества.

Развивающие задачи: развивать навыки работать с текстом; расширять словарный запас; развивать внимание, память, умение работать в парах, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к животным; воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Материалы и оборудование: презентация, рабочие листы, песня «Коровушка».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

#1052;отивационно – ориентировочный этап.

#1055;риветствие.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Дарья Васильевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

#1055;сихологический настрой.

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы правильно читать.

#1055;роверка готовности к уроку.

- Но прежде чем начать урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Пропись, ручка и тетрадки?

-Договоримся, что работать сегодня мы будем на рабочих листах.

#1047;акрепление опорных знаний.

-Перед тем, как начать наш урок, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках.

-Ребята, что такое фольклор?

-А какие жанры фольклора вы знаете?

-Что такое загадка? Какие загадки вы знаете?

#1056;абота с эпиграфом.

-Каждый урок литературного чтения открывает вам дверцу в хранилище русской литературы. Что ждет нас сегодня за этой дверью?

-Эпиграфом к уроку будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Ребята, как вы понимаете это высказывание?

-Молодцы ребята.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

-Фольклор – устное народное творчество.

-Пословицы, считалки, поговорки, загадки, небылицы, потешки, колыбельные песни, скороговорки.

-Загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.

-Без рук, без топорёнка построена избенка.

-Высказывание обозначает то, что мы должны хорошо заботиться о своих животных.

#1055;оисковый этап.

#1056;ечевая разминка.

-На уроке литературного чтения нам приходится много читать и говорить.

-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Ма – ма – ма – наконец пришла зима

Су – су – су – стало холодно в лесу

Са – са – са – под кустом сидит лиса

Ву – ву – ву – в лесу видели сову

Ри – ри – ри – а на ветках снегири

Ой – ой – ой – зайке холодно зимой

-Прочитайте чистоговорку шепотом, медленно.

-А теперь прочитайте громко и быстро.

-Молодцы ребята, мы подготовили наш речевой аппарат и можем продолжать нашу работу.

#1054;пределение темы задач. Постановка учебных задач.

-Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации.

-Что вы заметили?

-Верно, среди иллюстраций есть и произведение, с которым мы еще не знакомы, на иллюстрации, которой изображена корова.

-Как вы думаете о ком мы будем читать сегодня произведение?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Правильно. Тема нашего урока: «Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка».

-Давайте в своих рабочих листах запишите тему нашего урока.

-А какие задачи мы поставим на урок?

-Молодцы ребята, мы можем начинать наш урок.

Выполняют речевую разминку.

-Мы заметили произведение, с которым еще не знакомы.

-Мы сегодня будем читать о корове.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Коровушка».

В рабочих листах записывают тему урока.

-Познакомится с произведением «Коровушка».

-Познакомится с героями произведения.

#1055;рактический этап.

#1060;ронтальный опрос.

-Ребята, внимательно посмотрите на текст «Коровушка».

-Как вы думаете, кто автор произведения «Коровушка»?

-А к какому виду жанра относится произведение?

-Правильно, это песня.

-А что такое песня?

-«Коровушка» - это русская народная песня. Она хранит в себе мудрость и передавалась из уст в уста, т.е. от человека к человеку, от бабушки к матери, от матери к младенцу.

#1055;рослушивание песни.

-«Коровушка» - русская народная песня. Раз это песня, то у нее должна быть музыка.

-Давайте послушаем ее.

-Обратите внимание на свои чувства, которые вы испытываете, когда будете слушать песню.

(прослушивание песни)

-Какие чувства вы испытывали при прослушивании песни?

-Хорошо ребята.

#1056;абота с текстом «Коровушка».

-Ребята, а можно ли песню прочитать как стихотворение?

-Сядьте правильно и послушайте произведение.

-Ребята, кто главные герои произведения?

-А теперь, прочитайте самостоятельно стихотворение и подчеркните незнакомые слова.

Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна
пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.

-Какие незнакомые слова вы подчеркнули?

-Как вы думаете, что такое пойло?

-Пойло – это питательное питьё для скота, обычно с добавлением отрубей, муки и т.п.

-Чтобы лучше запомнить это слово, запишем слова и их значение в рабочие листы.

#1060;изкультминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Сели- встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

И за парту вновь садитесь.

#1056;абота над выразительным чтением произведения «Коровушка»

-Ребята, а теперь прочитаем стихотворение вслух.

-Помните, что, когда мы читаем, мы показываем интонацией свое отношение к прочитанному.

-Как хозяйка называет коровушку?

-А как она относится к коровушке?

-Что дала хозяйка коровушке?

-Правильно. Потому что количество молока зависит от корма, чем лучше хозяйка будет кормить коровушку, тем больше она даст ей молока.

#1056;абота с пословицами в парах.

-Русский народ сложил не только песни про коровушку, но и пословицы.

-Ребята, а что такое пословицы?

-Составление пословиц поможет показать вам свою смекалку, умение анализировать и работать в парах

-У вас на рабочих листах написаны части пословиц. Ваша задача соединить из частей, целые пословицы.

Корова на дворе — так и еда на столе.

Корми с осени коров сытнее, весна будет прибыльнее.

Была бы коровушка, будет и молочко.

Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход.

Коровы с поля — пастуху воля.

-Проверим, какие пословицы у вас получились.

-Прочитайте получившиеся пословицы.

-Как вы понимаете смысл данных пословиц?

#1058;ворческое задание.

-Ребята, придумайте рассказ из 5 предложений на тему «Моя коровушка» и запишите его в свои рабочие листы.

-Давайте послушаем, какие рассказы вы придумали.

-Молодцы ребята.

-Автором произведения «Коровушка» является народ.

-Произведение является песней.

-Песня – это небольшое стихотворное произведение.

Слушают песню «коровушка»

-При прослушивании песни мы испытывали нежность, спокойствие.

-Произведение «Коровушка» можно прочитать, как стихотворение.

-Главным героем произведения является коровушка.

Обучающиеся читают произведение про себя и подчеркивают незнакомые слова.

-Мы подчеркнули слово пойло.

-Пойло – это питательное питьё для скота, обычно с добавлением отрубей, муки и т.п.

Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем.

-Хозяйка называет коровушку – буренушка.

-Хозяйка с любовью относится к коровушке.

-Хозяйка дала коровушке крапиву и пойло.

-Пословица – это краткое мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл.

Составляют пословицы.

Объясняют смысл пословиц.

корова дает два важных продукта питания - молоко и мясо

На рабочих листах составляют рассказа про коровушку, состоящий из 5 предложений.

#1056;ефлексивно – оценочный этап.

#1055;одведение итогов урока.

-Вот и подходит к концу наш урок.
-Давайте вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились?

-Что нового вы сегодня узнали?

#1056;ефлексия.

-Ребята, у каждого из вас на рабочем листе есть лесенка успеха. Отметьте, на какой из ступеньках пьедестала вы находитесь после сегодняшнего урока. Чем выше ступенька, тем лучше вы оцениваете себя. 3 ступенька – если вам еще нужна помощь в освоении этой темы. 2 ступенька – если вам нужно еще повторить. 1 ступенька – если вы все поняли и уверены в своих знаниях.

#1044;омашнее задание.

-Мы сегодня познакомились с произведением «Коровушка».

-Мы узнали, что песни передавались из уст в уста.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Русское народное творчество. Фольклор. Игра-викторина

Данный конспект занятия я предлагаю для внеклассной работы....

Открытый урок во 2 классе. Литературное чтение. Отражение образов животных в устном народном творчестве

От начала времен человек существует рядом с животным миром. И не случайно на первых наскальных рисунках в пещерах Ласко и Альтамира изображены именно животные - древние спутники человека. Животное угр...

Технологическая карта урока литературного чтения "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)" (2 класс)

Тема урока "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)"Цель урока:...