Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему:
    Русское народное творчество. Фольклор. Игра-викторина

    Пономарева Оксана Валерьевна

    Данный конспект занятия я предлагаю для внеклассной работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon folklor_igra.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра-викторина "Устное народное творчество. Фольклор "

                                                                                               Учитель, воспитатель ГСПР

                                                                                               Пономарева Оксана Валерьевна

                                                                                               ГБОУ Школа № 281 г. Москвы

    Разделы: Внеклассная работа

    Цели:

    • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
    • Развивать образную память, творческое мышление;
    • Развивать способности владения точным выразительным языком;
    • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

    Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

    При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

    Ход занятия

    Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать, 
    Мы пришли повеселиться, поиграть,
    Вместе с вами хором песенки попеть, 
    На забавы, на потехи посмотреть.

    Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

    Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

    Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

    -Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

    1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

    2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

    4. Сколь ни езди , ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

    5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

    6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

    7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

    8. Через нас проходит в грудь
    И обратный держит путь
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем. (воздух)

    9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

    10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

    11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

    12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

    Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

    Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

    Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

    Конкурс 2. "Усек с полуслова".

    Продолжить следующие пословицы и поговорки.

    Баба с возу: кобыле легче;

    На Бога надейся: сам не плошай;

    Каков поп: такой приход;

    Один в поле:не воин;

    Дома и стены:помогают;

    Дом вести:не рукавом трясти;

    По одёжке встречают:по уму провожают;

    С миру по нитке: голому рубашка;

    Не красна изба углами:красна пирогами;

    Поздно встанешь:мало сделаешь;

    Книгу читать: как на крыльях летать;

    Мир освещается солнцем:а человек знанием.

    Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

    Подбери пословицу к тексту.

    Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

    В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

    Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

    Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

    Конкурс 4 "Бой скороговорок".

    Дальше бой скороговорок разрешите нам начать, 
    Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
    Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет, 
    Тот очко своей команде непременно принесет. 
    Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
    Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

    • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
    • Сшила Саша Сашке шляпу;
    • Пекарь Петр пек пироги;
    • Хвала халве;
    • Варвара варила, варила, да не выварила;
    • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

    Выходит бабушка - рассказушка:
    Сказка мудростью богата, 
    Скажем сказке: "Приходи!"
    Это присказка, ребята, 
    Сказка будет впереди.

    Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

    Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

    Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

    "Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

    "Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

    "Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

    "А лиса сидит и приговаривает :"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

    "Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

    "Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

    "Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

    "Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

    Конкурс 6 "Сочини сказку".

    Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

    Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

    Весна - красна, на чем пришла?
    На сохе, бороне, на кобыле - вороне. 
    Ой вы, жаворонки жавороночки, 
    Летите в поле, несите здоровье
    Первое - коровье, второе - овечье,
    Третье - человечье!

    Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

    Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

    Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

    Какая команда вспомнит больше считалок.

    Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

    Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

    - Узнали ли вы что- то новое?

    - Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

    Итоги, награждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

    ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

    Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

    Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

    Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

    Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

    Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

    Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

    внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).

    внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....