Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - армавирец"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253.5 КБ |
![]() | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Я - армавирец» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных и методических документов:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. приказа от 29 декабря2014г. № 1654);
-примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобрены 8 апреля 2015г. № 1/5) Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию: методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного основного общего образования, разработанных Российской академией образования ( письмо Минобрнаукиот 7 августа 2015 года №08-1228);
-письма министерства образования и науки Краснодарского края от 30. 09. 2015 № 47-15091-15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(далее-СанПин);
- на основе авторской программы учебного курса «Я – армавирец» учителя высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 8 г. Армавира Царьковой И.В.
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 2 ч в неделю, всего 270 часов: 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина города Армавира с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к городу, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи
Образовательные:
- знакомство с историей создания города и его наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся 7-10 лет.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения.
Занятия курса проводятся как в форме аудиторных учебных часов и внеаудиторных часов.
Аудиторные и внеаудиторные занятия в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач и личностных потребностей детей.
Методы обучения.
Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-армавирец»» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я - армавирец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
2. Таблица распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
аудит | внеауд | ||
1 год обучения | |||
Моя школа | 12 | 7 | |
Мой город. | 13 | 26 | |
Я и моя семья | 8 | - | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 35 | 31 | |
2 год обучения | |||
1 | Флора и фауна Армавира | 11 | 19 |
2 | Экологические проблемы. | 5 | 12 |
3 | Почётные люди города | 8 | 11 |
4 | Итогово-проектная деятельность | 2 | - |
Итог | 26 | 42 | |
3 год обучения | |||
Традиции Армавира | 12 | 6 | |
Архитектура Армавира | 12 | 17 | |
Экономика Армавира | 8 | 11 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 34 | 34 | |
4 год обучения | |||
История Армавира | 9 | 5 | |
Археология | 6 | 8 | |
Устные источники | 8 | 7 | |
Письменные источники | 7 | 6 | |
Школьный музей | 5 | 5 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 37 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся |
1. Моя школа 19 | ||||
Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 2 | Рассказ о школе. Правила поведения в школе. | ||
Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 2 | Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. | ||
Школа –дом знаний. Ориентирование. | 2 | Правила поведения в школе | ||
Экскурсия по школе. | 2 | Знакомство с учебными помещениями. | ||
Мой класс в школе. | 2 | Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения. | ||
Школьные поручения. | 2 | Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. | ||
Библиотека-дом книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Библиотека- дом книг . Экскурсия в библиотеку Куприна | 2 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Кто чем занят в школе. | 2 | Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры | ||
Ими гордится школа | 2 | Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми | ||
2. Мой город 39 | ||||
2.1 Мой дом. Мой двор, моя улица. | 1 | Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица» | ||
2.2. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Беседа. Конкурс рисунков | ||
2.3 Экскурсия по улицам | 1 | Беседа, рассказ об истории названия улиц. | ||
2.11. Армавир на карте. Деление города на микрорайоны. | 1 | Ориентирование по карте, просмотр презентации. | ||
2.12. Экскурсия по микрорайону «Мясокомбинат». | 1 | Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. | ||
2.8.Достопримечательности города. Экскурсия. | 3 | Встречи с интересными людьми. | ||
2.4. Правила безопасного поведения на улице. | 2 | Проектная деятельность: «Новый дорожный знак» | ||
2.5. Правила поведения на проезжей части. | 1 | Умение правильно переходить проезжую часть. | ||
2.6. Правила поведения в общественных местах Экскурсия в драматический театр. | 3 | Беседа. Формирование культуры поведения | ||
Удивительный Армавир. Имя города. Возраст города. Символы Армавира: герб, флаг, гимн. | 2 | Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». | ||
2.9. Первые жители Армавира Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. | |
2.13 . Два вокзала нашего города. Профессия-железнодорожник. | 1 | Беседа | ||
2.14 Экскурсия на вокзал Армавир 1. | 2 | Правила поведения у железной дороги. | ||
2.15 Общественный транспорт | 1 | Знакомство с историей появления городского транспорта. | ||
2.16. Экскурсия в троллейбусный парк. | 2 | Сформировать представления о различных сторонах жизни города, населения. | ||
2.17 Проблемы моего города. | 2 | Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности. | ||
2.18. Экскурсия «Экологический патруль». | 3 | Экскурсии вида «Экологический патруль» на территорию совхоза «Декоративные культуры», сквера «Пушкина». | ||
2.19 Люди моего города | 2 | Встречи с родителями, рассказ о их профессиях, Выставка рисунков о профессиях родителей. | ||
2.20. Экскурсия на предприятия города. | 4 | Посещение предприятий города «Армхлеб», кондитерская фобрика «Людмила» | ||
Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 2 | |||
Я и моя семья 4 | ||||
3.1. Моя семья | 2 | |||
3.2. Мои обязанности в семье | 2 | Проектная деятельность «Мои обязанности» | ||
3.3. Традиции в моей семье | 2 | Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. | ||
3.4. Итогово-проектная деятельность «Моя семья» | 2 | Защита семейных проектов. | ||
Итого за год | 35 | 31 |
2 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1.Растительный и животный мир. 35 | ||||
1.1 Нормы и правила поведения в природе. Растительность парков, скверов. Птицы в городе. | 3 | 5 | Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. | |
1.2 Окрестности Армавира. Армавир на карте. Рельеф. | 4 | 3 | Ориентирование по карте. Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. | |
1.3 Река Кубань. Значение реки для растений, животных и человека. | 7 | 3 | Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? | |
1.4 Цветники нашего города. Цветы дикорастущие и культурные. Первоцветы. | 5 | 3 | Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. | |
1.5 Мы- защитники природы. | 2 | Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани» | ||
2.Экологические проблемы 14 | ||||
2.1 Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Загрязнение окружающей среды. | 5 | 5 | Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. | |
2.2. Растения, занесённые в Красную книгу. | 4 | 2 | Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины. | |
3. Люди моего города 19 | ||||
3.1 Население Армавира | 3 | Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. | ||
3.2 Встреча с интересными людьми. | 3 | 3 | Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города» | |
3.3 Это – мой город! Защита фантастических проектов. | 4 | Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего» | ||
3.3. Моя будущая профессия. | 2 | 4 | Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем» |
3 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1. Архитектура Армавира 30 ч | ||||
1.1. Площади и памятники Армавира | 2 | 4 | Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. | |
1.2 Фонтаны нашего города | 3 | 2 | Зачем городу фонтаны? Творческая работа: Макет фонтана. | |
1.3 Старейшие дома нашего города. Новостройки. | 1 | 4 | Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. | |
1.4 Культурные центры | 1 | 6 | Можно ли назвать Армавир культурным городом? Кинотеатры, театр, библиотеки, храмы. | |
1.5 Спорт в моём городе. | 2 | 2 | Экскурсия на спортивные объекты города. | |
1.6 Охрана архитектурных памятников. | 3 | Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы» | ||
2. Традиции нашего города. | ||||
2.1 День рождения города. Праздничный салют | 2 | Зачем городу день рождения? Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». | ||
Мой город в годы войны | 2 | Познакомить детей с событиями ВОВ. Рассказать о героях | ||
2.2 День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. | 3 | 3 | Просмотр документального фильма. Обсуждение. Конкурс рисунков. Возложение цветов к вечному огню. | |
2.3 Ярмарка | 2 | 4 | Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Посещение ансамбля казачьей песни. Встреча с казаками. | |
2.4 Кто отвечает за порядок в городе? | 2 | 1 | Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
3. Экономика Армавира | ||||
3.1 Ведущие предприятия города. | 1 | 4 | Поиск информации по доступным источникам. Экскурсия. | |
3.2 Торговые центры. Правила поведения в магазине, на рынке | 2 | 3 | Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. | |
3.3 Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… | 2 | 5 | Будущее города – его дети. Экскурсия в д/с № 25., ДДЮТ. Конкурс рисунков «Вместе поможем детям» | |
3.4. Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » | 2 | Выбор темы проекта. Защита проекта |
4 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
Письменные источники 13 ч | ||||
Письменные источники-знания о прошлом. | 1 | 3 | Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. | |
История рождения моего города в архивных документах | 3 | Посещение краеведческого музея | ||
Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. | 4 | Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов | ||
История моей семьи в архивных документах. | 2 | Защита проекта | ||
2. Устные источники 15 ч | ||||
Язык -древнейшая форма общения людей | 3 | 1 | Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. | |
Устное народное творчество : песни, предания , праздники. | 2 | 3 | Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. | |
Моя колыбельная песня | 1 | 2 | О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. | |
Работа над проектом : Мои родственники и история города | 2 | 1 | Составление эссе , записанного со слов старейших родственников. | |
Археология | ||||
1-3 | Поселения и погребения. | 5 | 3 | Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея |
4 | Интересные находки | 2 | Рассказ археолога. Презентация. | |
5-6 | Охрана памятников. | 3 | Экскурсия по памятным местам нашего города | |
7-8 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 1 | 2 | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода. |
4. История моего города 14ч | ||||
1-2 | Армавир до революции | 1 | 3 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. |
3-4 | Армавир и революция | 2 | Виртуальная экскурсия | |
5-6 | Армавир в годы ВОВ | 4 | 2 | Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. |
7-8 | Проектная работа : Моя семья в годы ВОВ | 2 | Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. | |
5. Работа школьного музея 10 ч | ||||
1 | Экспонаты музея. | 2 | 3 | Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей. |
2-4 | Школа экскурсовода. Конкурсная работа: «Я-экскурсовод» | 4 | 2 | Изучение экспонатов, составление плана экскурсии. Конкурс «Лучший экскурсовод школьного музея» |
3. Содержание программы.
1 КЛАСС (66 ч)
Моя школа (19 ч) Рассказ о школе. Правила поведения в школе. Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. Ориентирование Правила поведения в школе. Беседа. Знакомство с учебными помещениями. Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения.Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Каталог. Экскурсия в библиотеку Куприна. Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры. Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми.
Мой город. «Что? Где? Почему?»(39 ч) Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица». Беседа, рассказ об истории названия улиц. Проектная деятельность: «Новый дорожный знак». Умение правильно переходить проезжую часть. Формирование культуры поведения. Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». Встречи с интересными людьми. Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности.
Я и моя семья (8 ч) Проектная деятельность «Мои обязанности» Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. Защита семейных проектов.
2 КЛАСС (68 Ч)
Растительный и животный мир.(35 ч). Нормы и правила поведения в природе.
Растительность парков, скверов. Птицы в городе. Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. Ориентирование по карте.
Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. Река Кубань. Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? Цветники нашего города. Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани»
Экологические проблемы.(14 ч) Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины.
Люди моего города (19ч) Сколько в нашем городе живёт людей? Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего». Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города». Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем».
3 класс (68 ч)
Архитектура Армавира (30 ч) Топонимика улиц и города Армавира Площади и памятники. Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. Старейшие дома нашего города. Новостройки. Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. Экскурсия на спортивные объекты города. Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы».
Традиции нашего города. (19ч) Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Просмотр документального фильма. Обсуждение. Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов.
Экономика Армавира (19 ч) Ведущие предприятия города. Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. Будущее города – его дети. Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » Выбор темы проекта. Защита проекта.
4 класс (68ч)
Письменные источники (13 ч) Письменные источники-знания о прошлом Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. Посещение краеведческого музея. Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов. Защита проекта.
Устные источники (15 ч) Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. Устное народное творчество : песни, предания , праздники. Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. Составление эссе , записанного
со слов старейших родственников.
Археология 16 (ч) Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея Рассказ археолога. Экскурсия по памятным местам нашего города. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода.
История моего города (14) Армавир до революции. Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей.
- Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- интерес к историческому поиску.
Метапредметные результаты:
- инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход решения проблемы, способность к дивергентному мышлению; навыки сотрудничества.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать знания в повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение.
Метапредметные результаты:
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
- Формы и виды контроля
- Проектная деятельность.
- Выпуск правоведческих листовок и буклетов.
- Выставки работ в классе.
- Методические рекомендации
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В первом классе ребенок знакомится с понятиями дружба, класс, правилами поведения в общественных местах. У него формируются представления о различных сторонах жизни города.
Особенность изучаемого курса состоит в использовании такой формы обучения, как экскурсии, так как объекты и явления природы наблюдаются в их естественной обстановке и рассматриваются не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Отличительными чертами данной программы является широкое применение краеведческого материала. Дети открывают для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, биология, география, кубановедение.
- Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
1. |
| 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
| ||
1. 2. 3. | Карта города. Плакаты по правилам дорожного движения. Фотографии. | |
3.Технические средства обучения: | ||
1. 2.. | ПК Мультимедийное оборудование | 1 на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: | ||
1. 2. 3. | Видеофильмы по истории Армавира Презентации. | 2 шт. 10 шт. |
5. Игры и игрушки: | ||
1. | Настольная игра по ПДД | 1 шт. |
6. Оборудование класса: | ||
1. 2. 3 4 5 | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Интерактивная доска. | По количеству учащихся в классе |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Я - армавирец» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных и методических документов:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. приказа от 29 декабря2014г. № 1654);
-примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобрены 8 апреля 2015г. № 1/5) Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию: методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного основного общего образования, разработанных Российской академией образования ( письмо Минобрнаукиот 7 августа 2015 года №08-1228);
-письма министерства образования и науки Краснодарского края от 30. 09. 2015 № 47-15091-15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(далее-СанПин);
- на основе авторской программы учебного курса «Я – армавирец» учителя высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 8 г. Армавира Царьковой И.В.
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 2 ч в неделю, всего 270 часов: 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина города Армавира с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к городу, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи
Образовательные:
- знакомство с историей создания города и его наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся 7-10 лет.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения.
Занятия курса проводятся как в форме аудиторных учебных часов и внеаудиторных часов.
Аудиторные и внеаудиторные занятия в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач и личностных потребностей детей.
Методы обучения.
Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-армавирец»» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я - армавирец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
2. Таблица распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
аудит | внеауд | ||
1 год обучения | |||
Моя школа | 12 | 7 | |
Мой город. | 13 | 26 | |
Я и моя семья | 8 | - | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 35 | 31 | |
2 год обучения | |||
1 | Флора и фауна Армавира | 11 | 19 |
2 | Экологические проблемы. | 5 | 12 |
3 | Почётные люди города | 8 | 11 |
4 | Итогово-проектная деятельность | 2 | - |
Итог | 26 | 42 | |
3 год обучения | |||
Традиции Армавира | 12 | 6 | |
Архитектура Армавира | 12 | 17 | |
Экономика Армавира | 8 | 11 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 34 | 34 | |
4 год обучения | |||
История Армавира | 9 | 5 | |
Археология | 6 | 8 | |
Устные источники | 8 | 7 | |
Письменные источники | 7 | 6 | |
Школьный музей | 5 | 5 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 37 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся |
1. Моя школа 19 | ||||
Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 2 | Рассказ о школе. Правила поведения в школе. | ||
Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 2 | Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. | ||
Школа –дом знаний. Ориентирование. | 2 | Правила поведения в школе | ||
Экскурсия по школе. | 2 | Знакомство с учебными помещениями. | ||
Мой класс в школе. | 2 | Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения. | ||
Школьные поручения. | 2 | Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. | ||
Библиотека-дом книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Библиотека- дом книг . Экскурсия в библиотеку Куприна | 2 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Кто чем занят в школе. | 2 | Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры | ||
Ими гордится школа | 2 | Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми | ||
2. Мой город 39 | ||||
2.1 Мой дом. Мой двор, моя улица. | 1 | Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица» | ||
2.2. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Беседа. Конкурс рисунков | ||
2.3 Экскурсия по улицам | 1 | Беседа, рассказ об истории названия улиц. | ||
2.11. Армавир на карте. Деление города на микрорайоны. | 1 | Ориентирование по карте, просмотр презентации. | ||
2.12. Экскурсия по микрорайону «Мясокомбинат». | 1 | Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. | ||
2.8.Достопримечательности города. Экскурсия. | 3 | Встречи с интересными людьми. | ||
2.4. Правила безопасного поведения на улице. | 2 | Проектная деятельность: «Новый дорожный знак» | ||
2.5. Правила поведения на проезжей части. | 1 | Умение правильно переходить проезжую часть. | ||
2.6. Правила поведения в общественных местах Экскурсия в драматический театр. | 3 | Беседа. Формирование культуры поведения | ||
Удивительный Армавир. Имя города. Возраст города. Символы Армавира: герб, флаг, гимн. | 2 | Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». | ||
2.9. Первые жители Армавира Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. | |
2.13 . Два вокзала нашего города. Профессия-железнодорожник. | 1 | Беседа | ||
2.14 Экскурсия на вокзал Армавир 1. | 2 | Правила поведения у железной дороги. | ||
2.15 Общественный транспорт | 1 | Знакомство с историей появления городского транспорта. | ||
2.16. Экскурсия в троллейбусный парк. | 2 | Сформировать представления о различных сторонах жизни города, населения. | ||
2.17 Проблемы моего города. | 2 | Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности. | ||
2.18. Экскурсия «Экологический патруль». | 3 | Экскурсии вида «Экологический патруль» на территорию совхоза «Декоративные культуры», сквера «Пушкина». | ||
2.19 Люди моего города | 2 | Встречи с родителями, рассказ о их профессиях, Выставка рисунков о профессиях родителей. | ||
2.20. Экскурсия на предприятия города. | 4 | Посещение предприятий города «Армхлеб», кондитерская фобрика «Людмила» | ||
Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 2 | |||
Я и моя семья 4 | ||||
3.1. Моя семья | 2 | |||
3.2. Мои обязанности в семье | 2 | Проектная деятельность «Мои обязанности» | ||
3.3. Традиции в моей семье | 2 | Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. | ||
3.4. Итогово-проектная деятельность «Моя семья» | 2 | Защита семейных проектов. | ||
Итого за год | 35 | 31 |
2 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1.Растительный и животный мир. 35 | ||||
1.1 Нормы и правила поведения в природе. Растительность парков, скверов. Птицы в городе. | 3 | 5 | Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. | |
1.2 Окрестности Армавира. Армавир на карте. Рельеф. | 4 | 3 | Ориентирование по карте. Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. | |
1.3 Река Кубань. Значение реки для растений, животных и человека. | 7 | 3 | Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? | |
1.4 Цветники нашего города. Цветы дикорастущие и культурные. Первоцветы. | 5 | 3 | Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. | |
1.5 Мы- защитники природы. | 2 | Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани» | ||
2.Экологические проблемы 14 | ||||
2.1 Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Загрязнение окружающей среды. | 5 | 5 | Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. | |
2.2. Растения, занесённые в Красную книгу. | 4 | 2 | Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины. | |
3. Люди моего города 19 | ||||
3.1 Население Армавира | 3 | Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. | ||
3.2 Встреча с интересными людьми. | 3 | 3 | Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города» | |
3.3 Это – мой город! Защита фантастических проектов. | 4 | Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего» | ||
3.3. Моя будущая профессия. | 2 | 4 | Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем» |
3 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1. Архитектура Армавира 30 ч | ||||
1.1. Площади и памятники Армавира | 2 | 4 | Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. | |
1.2 Фонтаны нашего города | 3 | 2 | Зачем городу фонтаны? Творческая работа: Макет фонтана. | |
1.3 Старейшие дома нашего города. Новостройки. | 1 | 4 | Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. | |
1.4 Культурные центры | 1 | 6 | Можно ли назвать Армавир культурным городом? Кинотеатры, театр, библиотеки, храмы. | |
1.5 Спорт в моём городе. | 2 | 2 | Экскурсия на спортивные объекты города. | |
1.6 Охрана архитектурных памятников. | 3 | Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы» | ||
2. Традиции нашего города. | ||||
2.1 День рождения города. Праздничный салют | 2 | Зачем городу день рождения? Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». | ||
Мой город в годы войны | 2 | Познакомить детей с событиями ВОВ. Рассказать о героях | ||
2.2 День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. | 3 | 3 | Просмотр документального фильма. Обсуждение. Конкурс рисунков. Возложение цветов к вечному огню. | |
2.3 Ярмарка | 2 | 4 | Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Посещение ансамбля казачьей песни. Встреча с казаками. | |
2.4 Кто отвечает за порядок в городе? | 2 | 1 | Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
3. Экономика Армавира | ||||
3.1 Ведущие предприятия города. | 1 | 4 | Поиск информации по доступным источникам. Экскурсия. | |
3.2 Торговые центры. Правила поведения в магазине, на рынке | 2 | 3 | Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. | |
3.3 Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… | 2 | 5 | Будущее города – его дети. Экскурсия в д/с № 25., ДДЮТ. Конкурс рисунков «Вместе поможем детям» | |
3.4. Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » | 2 | Выбор темы проекта. Защита проекта |
4 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
Письменные источники 13 ч | ||||
Письменные источники-знания о прошлом. | 1 | 3 | Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. | |
История рождения моего города в архивных документах | 3 | Посещение краеведческого музея | ||
Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. | 4 | Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов | ||
История моей семьи в архивных документах. | 2 | Защита проекта | ||
2. Устные источники 15 ч | ||||
Язык -древнейшая форма общения людей | 3 | 1 | Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. | |
Устное народное творчество : песни, предания , праздники. | 2 | 3 | Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. | |
Моя колыбельная песня | 1 | 2 | О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. | |
Работа над проектом : Мои родственники и история города | 2 | 1 | Составление эссе , записанного со слов старейших родственников. | |
Археология | ||||
1-3 | Поселения и погребения. | 5 | 3 | Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея |
4 | Интересные находки | 2 | Рассказ археолога. Презентация. | |
5-6 | Охрана памятников. | 3 | Экскурсия по памятным местам нашего города | |
7-8 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 1 | 2 | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода. |
4. История моего города 14ч | ||||
1-2 | Армавир до революции | 1 | 3 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. |
3-4 | Армавир и революция | 2 | Виртуальная экскурсия | |
5-6 | Армавир в годы ВОВ | 4 | 2 | Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. |
7-8 | Проектная работа : Моя семья в годы ВОВ | 2 | Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. | |
5. Работа школьного музея 10 ч | ||||
1 | Экспонаты музея. | 2 | 3 | Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей. |
2-4 | Школа экскурсовода. Конкурсная работа: «Я-экскурсовод» | 4 | 2 | Изучение экспонатов, составление плана экскурсии. Конкурс «Лучший экскурсовод школьного музея» |
3. Содержание программы.
1 КЛАСС (66 ч)
Моя школа (19 ч) Рассказ о школе. Правила поведения в школе. Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. Ориентирование Правила поведения в школе. Беседа. Знакомство с учебными помещениями. Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения.Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Каталог. Экскурсия в библиотеку Куприна. Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры. Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми.
Мой город. «Что? Где? Почему?»(39 ч) Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица». Беседа, рассказ об истории названия улиц. Проектная деятельность: «Новый дорожный знак». Умение правильно переходить проезжую часть. Формирование культуры поведения. Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». Встречи с интересными людьми. Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности.
Я и моя семья (8 ч) Проектная деятельность «Мои обязанности» Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. Защита семейных проектов.
2 КЛАСС (68 Ч)
Растительный и животный мир.(35 ч). Нормы и правила поведения в природе.
Растительность парков, скверов. Птицы в городе. Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. Ориентирование по карте.
Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. Река Кубань. Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? Цветники нашего города. Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани»
Экологические проблемы.(14 ч) Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины.
Люди моего города (19ч) Сколько в нашем городе живёт людей? Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего». Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города». Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем».
3 класс (68 ч)
Архитектура Армавира (30 ч) Топонимика улиц и города Армавира Площади и памятники. Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. Старейшие дома нашего города. Новостройки. Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. Экскурсия на спортивные объекты города. Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы».
Традиции нашего города. (19ч) Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Просмотр документального фильма. Обсуждение. Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов.
Экономика Армавира (19 ч) Ведущие предприятия города. Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. Будущее города – его дети. Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » Выбор темы проекта. Защита проекта.
4 класс (68ч)
Письменные источники (13 ч) Письменные источники-знания о прошлом Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. Посещение краеведческого музея. Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов. Защита проекта.
Устные источники (15 ч) Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. Устное народное творчество : песни, предания , праздники. Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. Составление эссе , записанного
со слов старейших родственников.
Археология 16 (ч) Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея Рассказ археолога. Экскурсия по памятным местам нашего города. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода.
История моего города (14) Армавир до революции. Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей.
- Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- интерес к историческому поиску.
Метапредметные результаты:
- инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход решения проблемы, способность к дивергентному мышлению; навыки сотрудничества.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать знания в повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение.
Метапредметные результаты:
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
- Формы и виды контроля
- Проектная деятельность.
- Выпуск правоведческих листовок и буклетов.
- Выставки работ в классе.
- Методические рекомендации
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В первом классе ребенок знакомится с понятиями дружба, класс, правилами поведения в общественных местах. У него формируются представления о различных сторонах жизни города.
Особенность изучаемого курса состоит в использовании такой формы обучения, как экскурсии, так как объекты и явления природы наблюдаются в их естественной обстановке и рассматриваются не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Отличительными чертами данной программы является широкое применение краеведческого материала. Дети открывают для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, биология, география, кубановедение.
- Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
1. |
| 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
| ||
1. 2. 3. | Карта города. Плакаты по правилам дорожного движения. Фотографии. | |
3.Технические средства обучения: | ||
1. 2.. | ПК Мультимедийное оборудование | 1 на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: | ||
1. 2. 3. | Видеофильмы по истории Армавира Презентации. | 2 шт. 10 шт. |
5. Игры и игрушки: | ||
1. | Настольная игра по ПДД | 1 шт. |
6. Оборудование класса: | ||
1. 2. 3 4 5 | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Интерактивная доска. | По количеству учащихся в классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...