Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (4 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (первый год обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

для 4 класса

(1-ый год обучения)

на 2017-2018 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
  4. Тематическое планирование.
  5. Приложение.  Календарно-тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Шахматы» для 1 - 4 классов составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании».
  • Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
  • Авторской программы Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIAN CHЕSS HOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. 

Учебно-методический комплект, на основе которого реализуется образовательная программа:

  • Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе» 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0163-02)
  • Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе». Рабочая тетрадь. 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0167-01)

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения:

1 класс – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)

2 - 4 классы – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;
  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
  • овладеть способом «взятия на проходе»;
  • записывать шахматную партию;
  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» с указанием форм организации и видов деятельности

Настоящая программа включает два основных раздела:

- Теоретические основы и правила шахматной игры

- Практико-соревновательная деятельность

Теоретические основы и правила шахматной игры (30 часов)

История шахмат (1 ч)

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры (29 ч)

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (4 часа)

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы»

№ п/п

Тема, раздел

Количество часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры.

1

Сведения из истории шахмат.

1

2

Базовые понятия шахматной игры.

29

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность.

3

Конкурсы решения позиций

-

4

Соревнования

3

5

Шахматные праздники

1

Итого:

34


  1. Приложение к программе.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы» для 4 класса (1-ый год обучения) на 2017 -2018 учебный год.

№ урока п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Сведения из истории шахмат (1 час)

1.

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

1

Базовые понятия шахматной игры (29 часов)

2 (1)

Шахматная доска.

1

3 (2)

Горизонталь.

1

4 (3)

Вертикаль.

1

5 (4)

Диагональ.

1

6 (5)

Шахматная нотация.

1

7 (6)

Шахматные фигуры и начальная позиция

1

8 (7)

Ладья.

1

9 (8)

Слон.

1

10 (9)

Ферзь

1

11 (10)

Конь.

1

12 (11)

Пешка.

1

13 (12)

Превращение пешки

1

14 (13)

Король.

1

15 (14)

Ценность фигур.

1

16 (15)

Нападение

1

17 (16)

Взятие. Взятие на проходе.

1

18 (17)

Шах и защита от шаха.

1

19 (18)

Мат.

1

20 (19)

Пат - ничья.

1

21 (20)

Рокировка.

1

22 (21)

Основные принципы игры в начале партии

1

23 (22)

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

24 (23)

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю.

1

25 (24)

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

26 (25)

Материальное преимущество

1

27 (26)

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

28 (27)

Партии – миниатюры.

1

29 (28)

Запись шахматной партии.

1

30 (29)

Шахматный этикет.

1

Соревнования (3 часа)

31 (1)

Шахматный турнир.

1

32 (2)

Шахматный турнир.

1

33 (3)

Шахматный турнир.

1

Шахматные праздники (1 час)

34 (1)

Спортивно - шахматный праздник.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...