«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

1

Тип урока:

Урок рефлексии

2

Класс:

3 «е»

3

Тема:

«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»

4

Образовательная программа, автор

УМК «РО система Занкова», В.ЮСвиридова.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Раздел: «Пересоздаём мир в творчестве»

6

Цели урока:

Содержательная цель:продолжение знакомства обучающихся с жанром древней литературы мифом «Орфей и Эвридика»

Деятельностная цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества, развитие и обогащение лексики учащихся.

7

Планируемые результаты:

Личностные:интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на

примере героев мифа;

Метапредметные:активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

Предметные:формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла;понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра);

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

 

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке:

Оценка учителя, взаимооценка, самооценка

11

Средства:

учебник В.Ю Свиридова, компьютер, проектор, презентация, фрагменты оперы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ  С ФГОС

1

Тип урока:

Урок рефлексии

2

Класс:

3 «е»

3

Тема:

«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»

4

Образовательная программа, автор

УМК «РО система Занкова», В.ЮСвиридова.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Раздел: «Пересоздаём мир в творчестве»

6

Цели урока:

Содержательная цель:продолжение знакомства обучающихся с жанром древней литературы мифом «Орфей и Эвридика»

Деятельностная цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества, развитие и обогащение лексики учащихся.

7

Планируемые результаты:

Личностные:интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на

примере героев мифа;

Метапредметные:активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

Предметные:формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла;понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра);

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке:

Оценка учителя, взаимооценка, самооценка

11

Средства:

учебник В.Ю Свиридова, компьютер, проектор, презентация, фрагменты оперы.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

Мотивационный этап

Здравствуйте! Садитесь.

-Сегодня мы легенду древнюю узнаем,

И воплощение легенды в музыке познаем.

-Послушайте внимательно и скажите о чём говорится в тексте:

Древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.

-Что это?

-Ребята, как вы думаете является ли мифвечной ценностью искусства и творчества?

- У нас возникли разногласия и в конце урока мы решим эту проблему

Приветствие учителя

Миф

Да, нет

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

-В литературе и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия жанров. Разделите на группы (жанры литературы и жанры музыки).

Сказка, увертюра, рассказ, соната, былина, повесть, симфония, басня, романс, миф, опера, роман

-А теперь проверим по слайду

-В паре, где нет ошибок, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Литература:         Музыка:

Сказка                  увертюра

Рассказ                 соната

Былина                симфония

Повесть               романс

Басня                   опера

Миф

Роман

Работа в парах, распределяют жанры по группам

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Легенды ,сказки, эпосы,баллады-

Кто с детства их услышать не хотел

А на земле пленительной Эллады

Народ издревле тяготел

Истории оглядывая рифы,

Стремясь узреть грядущее в судьбе

Великие певцы слагали мифы

О мире ,о богах и о себе.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с мифами Древней Греции ,будем учиться понимать их, видеть внутреннее переживания и душевные ощущения героев.

-Дома вы дочитали историю Орфея и Эвридики. К какому литературному жанру относится это произведение?

- Вспомните, что такое миф?

С какими мифами вы знакомы?

-Сюжеты мифов о богах и героях создавались на протяжении тысячелетий и отражали этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается археологическими раскопками.

-А что такое подлинность?

Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

о Геракле, Одиссее, Минотавре и т.д.

свойство по значению прилагательного подлинный то, что характеризует оригинал;

то же, что достоверность

Звучит музыка «Арго»

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии)

Объясните значение слов, с помощью карточек. Харон

Тэнара (пещера), Кифара

-Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?

- Что больше всего взволновало вас в этом произведении?

-Что показалось наиболее удивительным?

-Главный герой – Орфей. Он счастлив?

-Что сделало его несчастным?

-Как переживал свое горе Орфей?

-Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?

перевозчик душ умерших через подземные реки к вратам Аида.

 мыс Тэнара находится на юге Греции.

музыкальный инструмент древних греков, похожий на лиру.

Ответы детей

-Нет

-Смерть жены

-Пришёл в отчаяние, не мог примириться с этой утратой, долго оплакивал

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. Он инструментальный, но в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка.

- Какие чувства у вас вызывает эта музыка?

-Какой характер она передает?

-Орфей отправляется на поиски Эвридики. Где он ищет свою жену?

-Соглашается ли Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?

- Почему все – таки перевозчик мертвых соглашается и нарушает закон?

_Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.

- Зачем Орфей пришел в царство Аида?

- Сбылась ли мечта Орфея?

- Кому понравилась концовка мифа?

-Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?

Слушают фрагмент из оперы

-Он отправляется в мрачное царство Аида

-Нет

-Музыка очаровала Харона

-

-Чтобы упросить его владыку вернуть ему жену

-Нет

Обобщение выявленных затруднений

-В опере Глюка так и произошло.После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви.

- Проверим ваше домашнее задание

-Кто скажет что задавали на прошлом уроке?

-Кто хочет прочитать свой миф?

-Придумать и написать свой миф

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

-А теперь выполните тест самостоятельно

1. Кем был Орфей?

•        Путешественником

•        Певцом

•        Скульптором

2. Откуда родом был Орфей

•        Фивы

•        Афины

•        Фракия

3. Отчего умерла Эвридика?

•        От руки бога

•        Упала с обрыва

•        От укуса змеи

4. Куда отправился Орфей, чтобы найти Эвридику

•        В плавание

•        В царство Аида

•        На Олимп

5. Почему обитатели подземного мира посочувствовали Орфею?

•        Из-за его слез

•        Из-за его игры на кифаре

•        Из-за его убедительных речей

6. Какое условие должен был выполнить Орфей, чтобы вернуться с Эвридикой?

•        Не оглядываться на нее

•        Не играть на лире

•        Не прикасаться к ней

7. Почему Эвридика вернулась в подземное царство?

•        Она разлюбила Орфея

•        Орфей не выполнил условие

•        Боги обманули его

-Проверим по слайду.

8. Перевозчик душ умерших

  • Харон
  • Гермес
  • Прометей

- Поднимите руку у кого нет ошибок

Певцом

Фракия

От укуса змеи

В царство Аида

Из-за его игры на кифаре

Не оглядываться на неё

Орфей не выполнил условие

Харон

Включение в систему знаний и умений

-Соберите пазлы, фрагменты из мифа, работая в группах

- Что у вас получилось?

-Какой фрагмент мифа?

Осуществление рефлексии

-Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридики и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему?

Продолжите фразу:

Я смог …

Мне захотелось …

Домашнее задание:нарисовать героев мифа

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфей и Эвридика

Конспект по литературному чтению в 4 классе по УМК "Гармония"...

Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"

Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...

Вечные ценности- родительское собрание

Выступление на родительском собрании " Вечные ценности"...

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака",  в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр."Орфей и Эвридика"" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр"Орфей и Эвридика" "по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс, раздел "В музыкальном театре"...

Технологическая карта урока "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"

Материал подойдет для проведения урока музыки в 3 классе по теме "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"...

Методическая разработка на тему "Опера Орфей и Эвридика"

В презентации  указаны фрагменты из оперы "Орфей и Эвридика"...