Развитие исследовательских умений младших школьников
опыты и эксперименты на тему

Васильева Оксана Николаевна

В своей работе я использую проблемно- исследовательский метод, который позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskih_umeniy_mladshih_shkolnikov.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений младших школьников

                                           Плохой учитель преподносит истину,

                         Хороший учит её находить.

                                                                            А. Дистервег

В своей работе я использую проблемно- исследовательский метод, который позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения. Важно и то, что этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.

Для создания проблемной ситуации на уроке я использую три основных способа, каждый из которых имеет большее или меньшее число разновидностей.

  1. Прием ключевых слов – отличается своей универсальностью. Он часто применяется тогда, когда все другие способы создания проблемных ситуаций представляются затруднительными. Провожу игру «Что спрятано в волшебной шкатулке». Для мотивации достаточно задать один вопрос «Как узнать, что лежит в шкатулке?» и дальше дети начинают следующий этап – этап поиска неизвестного. Я даю возможность воспользоваться специальными ключами, эти ключи- вопросы не простые, а такие, которые основаны на тех или иных словах, с помощью которых можно многое узнать о неизвестном предмете.

1-й ключ- свойства

2-й ключ- цвет

3-й ключ- размер

4-й ключ- форма

4-й ключ- функции ( например полезное ископаемое, насекомое, растение)

Данный прием пригоден, прежде всего для создания мотивации к индуктивному методу.

  1. Для дедуктивного исследования использую другой способ создания мотивации – прием загадки.

На уроке окружающего мира тема «Листья». Я приготовила листья разных деревьев и предлагаю детям определить, относятся ли эти листья к одному дереву или к разным. При этом листья подбирала так, что при сходстве размера или формы они могут в одних случаях относиться к одному дереву, а в других не относиться. Дети выдвигали свои гипотезы, факты для доказательств, предположения. На уроках можно использовать любой стимульный материал: реальные объекты, рисунок, схема, модель, ряд слов, чьё –то высказывание, отрывок из текста. Самым важным в этом случае является некоторая гипотетическая связь между изображением, схемой, словами и той гипотезой, которая должна возникнуть у учащихся. Поэтому вопросы учителя могут быть достаточно прямыми, например «Что общего между всеми этими схемами, какую новую идею они могут выражать?», «Почему ученый расположил эти слова в один ряд, а эти - в другой?».

  1. Выполнимое/ невыполнимое действие

Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым и не представляющим каких- либо трудностей. В процессе же его выполнения зарождаются сомнения или обнаруживается невозможность его осуществления. Я называю такие задания « с ловушкой». Например, на доске картинки цветов. Я предлагаю взять корзинку и собрать букет из ранних весенних цветов.

Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.

Начиная со 2-го полугодия, начнется новый этап исследования в малых группах.

Шаг 1.  Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.

Для работы в малых группах должно быть 4-5 человек. В каждой группе должен быть: лидер, его противник, помощник лидера, сомневающийся. Малых групп не более 5, все зависит от количества детей в классе.

Шаг 2. Определить состав каждой рабочей группы.

Состав группы не должен быть всегда одинаковым, как и тип самой группы       (сильная, слабая или смешанная). Каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах- гомогенных ( где все участники равны по уровню развития) и гетерогенных ( где смешанные группы). Когда планируется изучение сложного программного материала, работа учащихся в смешанных группах будет целесообразна и в отношении сильных, и в отношении слабых учеников. В случае же изучения достаточно простого для сильных учащихся работа в смешанных группах приведет к снижению учебной мотивации и торможению их развития.

Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы.

 Очень важный момент обеспечить включение каждого ребенка в процесс групповой работы. Для этого необходимо не просто обсудить и зафиксировать план работы, а дать детям такие инструкции, которые определяют, что делает каждый участник команды. Такие инструкции полезно зафиксировать в инструкционной карте.

Шаг 4. Спланировать представление результатов работы каждой группой.

Хорошим средством для этого является «Помощник ответа» - конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги ( равных количеству учеников в команде), содержащих незавершенные предложения, представляющие собой вариант начала изложения определенной части работы, выполняемой группой. В любом случае дети должны распределить между собой полоски с незавершенными предложениями, рассказать друг другу, что они будут говорить, и у доски выстроиться в соответствующем порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Развитие исследовательских умений младших школьников

Целью  данной работы является выявление путей развития универсальных учебных действий.Рассмотрены задачи, связанные с формированием умения учиться и развити-ем способности к саморазвитию.Представ...